Подготовка кандидатской диссертации 1953-1956 гг

Игорь Суриков
Рассказы о жизни в России

Глава 3. Далекая молодость 1953-1965 гг.

   Следующий период моей жизни совпал с периодом оттепели Н.С.Хрущева. В стране были предприняты попытки осуществить либерализацию режима советской власти. Репрессии сталинского времени были осуждены. Из концентрационных лагерей выпустили многих арестованных людей, оправданных за отсутствием улик в надуманных преступлениях. В стране стало несколько больше свободы слова и мнений, хотя власть осталась в руках партийной верхушки.
   В апреле 1953 года я отлично защитил на кафедре генетики и селекции Ленинградского Университета дипломную работу по анализу расщеплений второго поколения гибридов форм льна, различающихся по окраске цветка. Мой руководитель доцент В.С.Федоров поручил мне проверить данные И.М.Полякова по опылению растений смесями пыльцы. Дело в том, что в это время некоторые исследователи доказывали возможность получения гибридов, совмещающих признаки двух опылителей. Это явление получило в мичуринской биологии название многоотцовости. Данные моей дипломной работы не подтвердили существования этого явления. Оппонентом была сотрудник кафедры Н. А. Чуксанова. Университет я закончил с отличием при двух четверках в дипломе,  по общей селекции и зоологии беспозвоночных.  Осенью меня приняли в аспирантуру при кафедре генетики и селекции к профессору Н. В. Турбину.  Он дал мне тему с мичуринским уклоном по изучению влияния условий выращивания на признак самофертильности ржи (завязываемость зерновок в колосе при принудительном самоопылении с использованием бумажных изоляторов). Моя жена Кира поступила в аспирантуру на ту же кафедру к профессору цитологу П. В. Макарову.
     Летом 1954 г. я  работал в Старом Петергофе по теме диссертации.  Получил  данные, которые попытался интерпретировать в духе роли изменяемых условий среды в определении признака самофертильности. Именно так я сделал свой первый отчет о проделанной работе на кафедре. В июле-августе мы вчетвером,  отец,  мать, я и брат Олег ездили в путешествие на купленном на  деньги, вырученные за нашу дачу в Зеленогорске,  Москвиче  по  маршруту Ленинград-Луга-Псков-Пушкинские Горы-Харьков-Ялта и обратно Москва-Торжок-Ленинград. 24 февраля 1955 г. в клинике Отто на Васильевском острове у нас с Кирой родилась дочь Оля.
     Опыты 1955 г. убедили меня в возможности объяснения полученных ранее данных нечистотой изоляции колосьев ржи. Это сначала повергло меня в уныние, но потом я стал нащупывать реальные подходы к теме по самофертильности. В это время начался мой поворот к настоящей генетике.  Я помню, как  мучился над рефератами по генетике в Реферативном журнале, не понимая их.  Однако после штудирования "Курса генетики" Синнота и Денна, который дал мне В.С.Федоров (он сохранил эту книгу, как и ряд других,  в период, когда это было небезопасно), а также других книг  и статей,  стал понемногу разбираться в генетике. Позднее я даже стал внештатным референтом Реферативного журнала. Возможно, что некоторую роль в моем повороте к генетике сыграл приход на кафедру генетики и селекции на место Турбина профессора М. С. Навашина. Турбин перешел в Минск, где был избран академиком АН БССР и назначен директором Института биологии. Меня Турбин оформил аспирантом кафедры генетики и дарвинизма Белорусского Университета, хотя фактически я оставался жить и работать в Ленинграде.  Летом мы всей семьей снимали дачу  в  поселке Мартышкино, рядом со Старым Петергофом под Ленинградом.
   В начале 1956 года я познакомился в Ленинградском Университете близко со студентом А. Л. Юдиным и через него с группой,  занимающейся самостоятельно, но с помощью Федорова,  настоящей генетикой. Я участвовал в постановке генетических задач на дрозофиле, в переводах английской литературы по генетике. После 20 съезда КПСС был потрясен зачитанным на комсомольском собрании изложением доклада Хрущева о  преступлениях сталинского времени. Наверное, в это время начался мой отход от коммунистической идеологии.  В 1956 г., в 26 лет я не продлил, как это было принято,  своего пребывания в ВЛКСМ и выбыл из этой организации, хотя годом раньше был секретарем аспирантского комсомольского бюро.
    Летом 1956 г. я заканчивал экспериментальную работу в Петергофе под Ленинградом, одновременно занимаясь написанием диссертации.  Моя жена Кира с дочкой Олечкой и бабулей (матерью Киры) жили на даче. Они снимали комнату в поселке Шувалово рядом с Ленинградом. В начале сентября я приехал в Минск. Ехал на поезде с пересадкой в Вильнюсе и его осмотром. В Минске поселился в общежитии Белорусского Университета около вокзала. С ноября меня зачислили младшим научным сотрудником отдела генетики Института биологии АН БССР. Помню, как я ходил пешком несколько километров от общежития до Академии наук. В конце года вышла из печати моя первая статья  с изуродованным редакцией названием по генетике самофертильности ржи в Докладах Академии Наук СССР,  представленная академиком В.Н.Сукачевым по рекомендации академика АН БССР А. Р. Жебрака.  В ноябре я поставил первые опыты  в  теплице Ботанического сада АН БССР по обнаружению двоен у ржи сорта Вятка.