Метаморфозы

Диза Ми
Метаморфозы
«Сказать, что ты мертва? Но ты жила лишь сутки»…Первые строки бабочки. Может ли бабочка быть строками?…Может… Особенно, если это бабочка Бродского.  В этом, почти эфемерном, существе поражает все: и 12 - ти строчная ямбическая строфа, переплетающаяся с пиррихиями, заключенная в охватную рифму; и обильное употребление анжамбеманов; и искуснейший синтаксис, рожденный использованием сложно - сочиненных и подчиненных предложений. Последнее  - стилевая особенность поэта. Его бабочка легко и изящно преодолевает  все сложности сочинений и подчинений своего текста.  Дивное порхание этого невесомого создания: и ломка смысловой синтагмы  превращается  в филигранное чередование трехстопного и двустопного ямба. Абсолютная вырванность из контекста делает бабочку Бродского чем-то метафизическим. А на вотчине метафизики, как известно, нет ничего невозможного. Так, даже расположение двух строф на отдельной странице напоминает  форму бабочки, где белые края листа служат ее крыльями.
Бабочка Бродского - время. Оно не ощутимо. Дни «не приколешь» и «пищей глаз не сделаешь». Время «не обладает телом», но действительность  его также неопровержима,  как существовании мертвой бабочки в руке поэта. Тождество человеческого дня и бабочки, где время - субстанция априорная, а легкокрылая красавица  - материальная, является причиной парадоксального  вывода: дни для нас не такие как бабочка, поэтому дни такие же как бабочка.  Далее многоцветница становится натюрмортом, затем пейзажем, после и тем и другим. Обескураживает противопоставление бабочки и человека как полярных представлений о существовании материи: «ты - мысль о вещи, мы - вещь сама». Однако, Бродский не был бы Бродским, если бы он не провел более мощные параллели. Немота его  бабочки сначала недостаток, потом  некое бремя, которого лишено это существо, затем - своеобразная форма продления жизни поэзии,  и в конечном итоге, бытие сущего вне времени, а значит вне тюрьмы прошлого и будущего…Дальнейшие метаморфозы бабочки удивляют не меньше. Она превращается в перо поэта « в чьих пальцах бьется речь вполне немая, не пыль с цветка снимая, но тяжесть с плеч». Созданная Творцом бабочка,  начинает отражать идею  соразмерности человека - творца и Бога - творца  и  доверия  к высшей целесообразности мироустройства: как перо не знает своей цели, так и бабочка порхает,  не ведая зачем и кем она была создана. Так осуществляется переход от темы цели жизни человека к теме цели Творца. Вывод Бродского ошеломителен для любого эгоцентризма.  «Цель не мы» - пишет он. Но следует ли из этого бессмысленность жизни бабочки и человека?  Ответ Бродского отрицателен. «Ты лучше чем Ничто» - подытоживает свои размышления поэт.  И с этим нельзя не согласиться. Бабочка заканчивает свои многочисленные превращения и взлетает в небо, как доказательство существования Творца…
Всемирная урбанизация. Городской ритм жизни, лишающий человека возможности подумать  о смерти, о жизни, о природе времени. Мало кто задумается, глядя на бабочку, что она подобна мимолетно прожитому, забытому дню. «Бабочка» Бродского дает гораздо больше вопросов, чем ответов. И главный вопрос - как человек проживает каждый данный ему день. Не зачем. Не почему, а именно как…
Цените жизнь, любите бабочек…люди…