О повелителе мух, нуаре Набокова и моих метаниях

Лена Яковлева
Не так давно я наткнулась на серию из пяти абсолютно а-литературных «книг». Начала их читать, сначала для того чтобы копипастить выдержки из них и отправлять друзьям – типа ахаха, смотри - «она нежно взяла её за лицо» или «нет, девочка, сегодня парадом правлю я».

В общем, первую книгу я прочитала часа за два, очень сильно угорала со штампованных речевых оборотов и решила продолжить.

Итого за три вечера я прочитала три книги из этой серии. Это было нелегко. В одной из «аткрыток» человек уговаривал поработать свой мозг, а мозг в ответ ему кричал – БАМБОЛЕЙЙЙО. У меня было наоборот. Я уговаривала мозг немного потерпеть и дочитать всю серию, а он кричал мне что-то яростное на французском  вперемешку с английским, пел песни Вертинского и всячески сопротивлялся дальнейшей деградации.

Таким образом, после третьей книги этой шедевральной серии, я сдалась и дальше читать не стала. Но мозг, расшатанный «холодными языками на горячей спине», никак не мог прийти в себя. В связи с чем у меня началась бессонница.

По полночи я декламировала Маяковского, Бродского и иже с ними. Рассказывала Вике «Красную Шапочку» на французском, яростно раскатывая языком французское РРРР (же сьюи ла лю гРРРРи! – же сьюи ла шапеРРРРон РРРРюж). Но беспокойному уму этого тоже было мало. Я выучила первую часть знаменитого Серёгиного «Вы помните, вы все, конечно, помните», но и после этого меня неотвратимо тянуло почитать что-то умное, красивое, литературно-значимое. И вот, в развороченном бурей быте, сидела и я мучилась, как мой любимчик Серёжа Есенин.

Потому что выбрать новую книгу для прочтения для меня очень непросто. Я читаю с телефона и обычно по ночам. Телефон маленький, экран маленький. Плюс ко всему после каждого ребута нужная мне страница теряется. И её приходится искать заново. Я это делать очень не люблю.

Например, я читала потрясную книгу «Дом, в котором». Она довольно большая и ярковыраженной сюжетной линии в ней нет. То есть хронология событий не соблюдается, повествование возвращается назад, забегает вперед, туда вплетаются мысли персонажей – которых, кстати, очень много. Тем не менее, книжка очень захватывающая. Но из-за того, что приходилось постоянно искать нужное место – а это нелегко, учитывая своеобразное изложение, -  я бросила её читать на середине.

Знаете ли вы, какое это поганое чувство – бросить читать книжку. Не справилась, дурочка, тупая, не доросла еще.

Я очень хочу перечитать этот «Дом, в котором». Но смогу это сделать не раньше, чем через полгода. Потому что я слишком хорошо помню всё, что я прочитала – и читать сейчас заново мне будет неинтересно. И слишком плохо помню важные детали, поэтому найти место, с которого я бросила, и начать с него же заново, не получится. Полгода.

Итак, я сидела и искала новую захватывающую книгу, которую я смогу прочитать на телефоне, которая есть на моём любимом сайте, желательно, чтобы она была классическая, не русская, умная и т.д. В поисках я прочитала все топы лучших книг, например «25 книг, которые обязана прочитать каждая девушка», или «10 лучших книг о бунтарях», или «50 книг 21го века» и т.д. и т.д. – наш любимый адме регулярно составляет такие списки.


И вот, отчаявшись, я почти решила перечитывать «Братство кольца». А прежде чем начать читать любую книгу, я лезу в википедию, читаю об авторе, о самой книге, об отзывах, о критике. И в отзывах к «Братсву кольца» в придаточном предложении я, наконец нашла то, что мне нужно. Отзыв звучал так: «Эта книга покупалась больше, чем «Повелитель мух» Голдинга».

ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ

Где-то полгода назад неожиданно два умных человека, незнакомых между собой,  в одно и то же время сказали мне об этой книге.

Первый сказал:
- Это ужасная история, не читай её (спасибо, папа)
Второй сказал:
- Это ужасная история, прочитай её (спасибо, Валя)

Ну и как после такой аннотации книгу можно не прочитать? Тогда, полгода назад, я отвлеклась на кучу дел-работы-еще что-то (может, просто смотрела сериалы и тупила, я так часто делаю). Ну и слава небу, потому что сейчас момент настал, и я засела читать «Повелителя мух».

Раньше в моём персональном топе самых страшных книг на первом месте был господин Набоков со своей «Камерой обскура». На втором он же со своими рассказами с закосом в нуар, а дальше – Стивен-вы-все-его-знаете-Кинг со своим «Кладбищем домашних животных».

Я читаю очень быстро. Правда, я не хвастаюсь, просто мне повезло. «Камеру обскура» я прочитала за ночь. Начала, как обычно, вечером, а закончила к рассвету. Не потому что у меня была бессонница. И не потому что она настолько интересная. Просто потому что где-то в середине книги меня парализовал ужас, я не могла отложить телефон и остаться в темноте наедине со своими мыслями.

Тогда было лето, и абсолютная темнота длилась не очень долго. Может 3-4 часа. Но эти 3-4 часа были одними из самых страшных в моей жизни, потому что где-то там ходил кот, где-то там сопела Вика, я читала «Камеру обскура» и ничего этого не видела.
Как слепая.

Обычно я перечитываю книги, которые сильно меня цепляют. Над пропастью во ржи, лолиту, джеффа нуна, гарри поттера, уайльда и еще кое-что я знаю почти наизусть.

Камеру обскура я перечитывать боюсь. Прям реально холодный пот при мысли об этом.

Селинджер с его рассказами, Есенин с его метаниями, Володя Маяковский с его любовью. Джефф Нун с его перьями и знаками – как они все мне близки, как я их понимаю, как во мне отзываются эти «как умеет любить хулиган», «какими голиафами я зачат, такой большой и такой ненужный», «хороша была Танюша», «Это была любовь с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда», «Все, чего я хочу, это быть в Вирте».
Господин Набоков же – это гений. Гений языка, гений мысли. Я боюсь его, я восхищаюсь им, я люблю его. Все, что он пишет, мне не близко и не знакомо – но становится близким и знакомым. Это как открытие новых граней, тёмных сторон, умелой защиты, насмешек над психоанализом.

Но господин Набоков с его «Камерой Обскура» не то чтобы был смещен с первого места. Скорее, теперь он делит его с Билли Голдингом. И его «Повелителем мух»

Сейчас я настолько под впечатлением от этой истории, что боюсь про неё писать. Если бы я училась в школе, и было задание написать сочинение по Голдингу, я бы написала очень много.

Про великолепное описание природы острова. Про рифы, фрукты, море, горы и лианы.

Про малышей.

Про мальчиков якобы взрослых.

Про их отстранение от реальности, редкую тоску по дому, ночные страхи и завывания.

Я бы разобрала отношения внутри их общины.

Я бы анализировала Хрюшу – кто он? Умник? Неудачник? Он добрый? Или он говнюк?

Я бы описала противостояние двух лидеров.

Я бы сделала фонематический разбор их имен, смотрите – Р-А-Л-Ь-Ф.  Чуете? Ральф. Идеальное сочетание двух сонорных и глухой согласной. Две из них твёрдые, а в середине имя как будто смягчается. Идеальное имя именно для того Ральфа.

Или вот – Меридью. Опять же две сонорные, и все мягкие. Но не мягкие, как сочетание «льф». А как то подло мягкие, зло мягкие. Меридью.

Или Саймон. Тссссс, ссссаймон. Молчи. Мухи кружат над внутренностями свиньи.

В общем, я написала бы огромное сочинение. И, как обычно, за него я бы получила тройку, за «неправильный поход к теме».

Я не знаю, советовать эту книги к прочтению или нет.
Я просто скажу – это ужасная история.
А читать её или нет, решайте сами.