Благодарная память. С. В. Жданов

Ольга Колова
На фотографии 1965 года: коллектив Матвеевской больницы. В центре С.В.Жданов.

Старшее поколение моих земляков до сих пор помнит Сергея Венедиктовича Жданова. Матвеевцы и жители окрестных деревень многим обязаны этому замечательному врачу, проработавшему в участковой больнице 18 лет.

Если при случае заведёшь речь о здоровье со старожилами села, то нередко услышишь такое краткое, но ёмкое по сути своей воспоминание: «Бывало, Жданов скажет тебе диагноз, и всё — точно. Не езди никуда проверять — все только подтвердят. Вот какой врач был!»

Благодарна этому человеку и я — автор данного очерка, — так как обязана ему своей жизнью буквально с первых минут рождения. Эта благодарность побуждает меня поделиться доброй памятью о нём.

Родился Сергей Венедиктович в далёком от нас степном крае, на юге страны, в селе Романовка Балыкейского района Волгоградской области 1 января 1936 года в семье учителей. Несмотря на трудное время, родители сумели дать детям высшее образование: старший брат Сергея, окончив военно-медицинскую академию, стал военврачом, младший — окончил инженерно-строительный институт.

На выбор Сергеем медицинского образования повлияла в той или иной степени и сама судьба, поставив его в очень непростые обстоятельства. В ранней юности он, активист и спортсмен, азартный волейболист, заболел туберкулёзом костей позвоночника. Болезнь сложная, последствия которой остались на всю жизнь (хромота, горб). В периоды длительного лечения, находясь в больнице, он много читал доступной там медицинской литературы. Справочники и энциклопедии стали его настольными книгами. Наверняка благодаря своим собственным познаниям, приобретённым из книг, этот сильный человек не дал недугу возобладать над ним — он сумел вести активный образ жизни, быть подвижным и деятельным, интересным и полезным обществу.

В Матвеево Сергей приехал по распределению после окончания Волгоградского (в то время Сталинградского) государственного медицинского института в 1961 году. Приехал с женой и маленьким сыном Сашей.

Молодые, полные энергии, энтузиазма и жизненных планов оказались они в костромской глубинке. Всё было ново и необычно для них — жителей степного края, никогда не видавших леса. Природа севера, столь богатая своей особой красотой, поразила их ещё в пути. А путь был неблизкий: неделю добирались они до Матвеева. Обилие лесных массивов восхищало их и настораживало, заставляя благоговейно вслушиваться в ночные шорохи. И само место, где предстояло жить и работать, было как бы продолжением их удивительного дальнего путешествия.

Сельская больница располагалась в старом парке, ранее окружавшем барский дом. До сих пор поражает обилие пород деревьев и кустарников, произрастающих на столь небольшом участке земли, начиная с довольно-таки редко встречающихся в нашей местности клёнов, лип, тополей, и заканчивая совершенно редким вязом. Привычные для нас берёзы, осины, сосны в таком необычном соседстве создают особый уют и покой, вызывая немалую радость для охотников на грибы, в большом разнообразии появляющихся здесь, едва только тёплые летние дожди обласкают землю.

Рядом с больницей в этом дивном зелёном уголке природы располагался домик, предназначенный для проживания врачей. Здесь и поселилась молодая семья. Жена Валентина Александровна стала надёжной помощницей не только дома, но и в больнице в качестве медицинской сестры-лаборанта.

Работы для двадцатипятилетнего врача оказалось предостаточно. В его ведении были амбулатория, больничный покой, инфекционный барак, морг, баня, конюшня с парой лошадей, большой огород, сенокосные угодья. Всё это требовало заботы главного врача больницы. Во всё ему пришлось вникать и заниматься хозяйственными делами. Но главное внимание Сергей Венедиктович, конечно же, уделял людям, их здоровью. Больные, обращавшиеся к нему, получали не только в медицинскую помощь, но и его ласковое и ободряющее слово, заботливый и внимательный взгляд.

Матвеевская больница расположена в двадцати двух километрах от райцентра. Случаи в жизни людей встречаются всякие. И если где-то требуется даже самая серьёзная медицинская помощь, то зовут местного врача — и в самом селе, и в дальние деревни вызывают. Так что не только по долгу службы, но и волею судьбы приходится быть универсалом, оказывать самую разнообразную медицинскую помощь. Случалось так, что и необходимых инструментов под рукой не оказывалось. Однажды ему пришлось удалить зуб пациенту простыми плоскогубцами.

В любое время суток, при любой погоде — пурга ли, мороз, дождь, слякоть, по бездорожью добирался он на лошадях в самые отдалённые пункты, где ждали его помощи люди. В ведении Жданова находилось 12 медпунктов по отдалённым деревням. Да и большая семья требовала внимания и заботы. Супруги Ждановы воспитали пятерых детей.

С годами практики приходил и опыт. Не имея специальной аппаратуры, при минимальном количестве инструментов Сергей Венедиктович всегда точно определял заболевание и ставил верный диагноз, который потом подтверждался при более глубоком обследовании больного в районной или в областной больнице. Все эти качества замечательного врача и просто внимательного и доброго человека, естественно, снискали глубокое уважение не только у жителей села и пациентов Сергея Венедиктовича, но и у коллег-медиков, у районного руководства. Жданова ценили, он был востребован и в районной больнице, куда периодически ездил делать приёмы больных как терапевт и хирург.

В Матвеевской сельской больнице всё было налажено умелым руководством главного врача. В большом, по тем временам, коллективе работников больницы он всегда держал строгую дисциплину. Люди, которым в то время посчастливилось работать вместе с ним, и сейчас вспоминают Жданова добрым словом. Говорят, что работать с ним было приятно и интересно, отмечают его человечность, простоту и вместе с тем глубокий ум и эрудицию.

Сергей Венедиктович был очень востребован и в общественной жизни села, будучи активным комсомольцем, затем — коммунистом. Пользовался авторитетом среди комсомольцев, проводил беседы в комсомольском кружке. Самый активный читатель библиотеки, он часами просиживал за чтением периодики, интересуясь многим, в том числе и достижениями науки, внутренней и внешней политикой. Обладая разносторонними знаниями, он часто выступал перед односельчанами с лекциями о международном положении.

Особенно хорошо знал Сергей Венедиктович историю, был интересным собеседником. Часами мог рассказывать о сражениях на фронтах Великой Отечественной войны, приводя конкретные факты: сколько единиц техники, какие войска и какой численностью участвовали в том или ином сражении. Помимо истории этот человек был глубоко увлечён химией, знал в совершенстве английский язык, прекрасно рисовал, пел, был хорошим шахматистом, любил волейбол. И замечательно то, что при всех его интеллектуальных способностях и профессиональной одарённости люди тепло вспоминают необычайную простоту и открытость этого человека, лёгкость в общении с ним. Но благодарному чувству их всегда сопутствует грусть и сожаление о том, что слишком рано ушёл он из жизни, полный профессионального опыта, знаний, умения и желания помогать людям. Жизнь Сергея Венедиктовича оборвалась на 44-м году в октябре 1979 года.

Благородное дело отца  продолжил сын, унаследовавший от него хорошие способности к медицине. Окончив в 1980-е годы Ивановский медицинский институт, он стал врачом-педиатром, анестезиологом, реаниматологом в районной больнице. С 1999 года Анатолий Сергеевич является главным врачом Парфеньевской ЦРБ. Династию врачей решила продолжать и дочь Анатолия Сергеевича — Катя. После окончания Парфеньевской школы она поступила в Ивановскую медицинскую академию. Четверо из пяти детей Ждановых получили высшее образование, являются хорошими специалистами в своём деле. Четверо живут и трудятся в районе, ставшем для них малой родиной.

И пока продолжается династия врачей Ждановых, имя Сергея Венедиктовича будет жить в благодарной памяти народа.