Вечера над Сосной. Легенда о Стенькиной казне

Владимир Калуцкий
Нынешним летом случилось у меня особенно много встреч с людьми, кого любознательность и лёгкие ноги привели в наши места. И как-то в поездках и вечерних разговорах возникла общая мысль записать сокровенные сказания старины в небольших легендах, сделать их чем-то вроде визитной карточки Бирюченского края. Я долго отнекивался, ибо иметь дерзость говорить от имени истории мне не позволяют ни способности, ни знания. Однако же нынче, после ещё одной встречи с паломниками по Белогорью, я согласился записать дюжину преданий с тем только условием, чтобы их не относили ни к краеведению, ни к народному творчеству. Это просто мой вольный пересказ тех событий, о которых я слышал от старых людей, или читал в документах далекой поры. Я буду выдавать их по новелле в каждый вечер и надеюсь, что читатели простят мне незамысловатость рассказов.
Приступим, помоляся.

* * *

Нычне эта речка исчезла не только с географических карт, но и на местности почти неразличима.
Утечий Колодец.
А в 17 веке она доставила много хлопот царским дьякам. С Утичьим Колодцем и тем временем связана загадочная история, конца которой пока не видно.
Вот, послушайте.
При царе Алексее Михайловиче приключилась Крестьянская война. Поднял её донской казак Степан Тимофеевич Разин. Как водится на всякой войне - много добра на ней награбили. И Стенька Разин, говорят, всё добро переводил в золото, в драгоценные камни. Казну набрал - три воза. При себе держал под отдельной охраной. Охрану доверил своему родному брату Фролу.
А тут насели на Разина царские войска - сил нету. Позвал Степан брата:
-Ехай ты, Фролка, дескать, подальше от сражения, и так заховай мою казну, чтоб кроме тебя того никто не знал. А в помощники возьми моего Рыжего речного беса. Ему скажешь Ключ-слово, он же и будет казну сторожить.
Не знает истрия - был тот Рыжий речной бес человек, или нечистая сила. Неважно.
А важно что Фролка с золотым обозом неделю шел лесами да балками от войны. И вышел к Утечему Колодцу.
И тут, вроде бы, устроил он хитрую хитрость. Нанял землекопов, и они Утечий Колодец в двенадцати саженях от устья перекрыли, выкопали новый рукав и пустили по нему воду в Усерд,ниже по его течению.
Во-о-т...
Русло на двенадцать саженей и открылось. Вот в нём и выкопали землекопы большую яму. Яму ту выложили кирпичом, на манер ларя, а оставили понизу проточную дыру. Когда кладка схватилась, в тот ларь и вывалили Стенькину казну. Поверх ларь укрыли каменной же плитой с железным кольцом,
А потом речной отвод перекрыли - и Утечий колодец вернулся в свое русло. И пошла его хрустиальная вода поверх клада, поверх крышки с кольцом. Мы не знаем - как замолчали землекопы, от чего онемела охрана казны, да только Фролка посадил на берегу, у скрытого под водой железного кольца, Рыжего лесного беса. Велел Фролка Бесу "речное устье водить", да сказал ему заветное Ключ-слово.
А сам побежал на войну, стать с братом Степаном плечом к плечу перед царскими стрельцами.
Так их, братьев, разом стрельцы и повязали.
Ну, как водится, повезли бунтовщиков в Москву. Знамо дело , страшно пытали : где разбойничья казна? Степан крепко держал уста, а Фролка сдался. Хитрил, много разных мест называл. Смерть отодвигал. Ну - царские дьяки пытошные листы составляли,потом возили Фролку по тем местам. Много ездили. От Уфы-города, до Симбирска и даже до самого Острогожска. Насшибали там по мелочам : там посуду у персидского шаха отбитую Стенькой, там самоцветы, из разграбленного сибирского каравана. Оклады ещё серебряные, монеты рымской чеканки.
Но главной казны не нашли.
Опять подняли Фролку на дыбу. Руки выворотили, он и взмолился. Рассказал о Рыжем бесе речном.
Сняли бедного с дыбы, кинули в телегу:
-Веди на Утечий Колодец!
Ну - привел.
Ходит по лугу, где две реки стекаются, а место не узнаЁт. Те ему:
-Опять набрехал, песий сын! Где твой Рыжий бес, где казна?
А беса нету. То ли убежал, то ли невидим стал. Он же,вполне может - и не человек вовсе. Фролка говорит:
-Я ж ему Ключ-слово назвал. А без него не найдем! Речка русло сменила - где тут железное кольцо! Да и найдём сами - поднимать крышку нельзя. Там же сквозная дыра в ларе - вмиг всё золото в Усерд вымоет. Тут опять надо Утечий Колодец в сторону отводить. А без Рыжего беса ничего не получится. Вся сила теперь в нем.
Однако мужиков из близи пригнали. Те ходили по лугу, заостренными шестами дёрн тыкали. Ни кольца, ни крышки, ни беса.
Вот так.
Фролку, конечно, казнили.
Но с тех пор много лет окрестные мужики , как уходила вешняя вода, всё бродили по лугу, всё такали палками мягкую дернину.
Двести лет искали. Даже для того дела село на Утечем Колодце основали, Уточкой назвали.
Пусто.
А в последнее время, где-то в Московских архивах, открылись те пытошные листы. И вот опять появились на Усерде кладоискатели. Хотя за века Утечий Колодец не только исчез с географической карты, но и на местности превратился в тонюсенький ручеёк-ниточку. А уж сколько он за ушедшие годы менял русло - у-у-у! В Уточке так и говорят : Бес устье водит.
И вот я думаю: вдруг кладоискателям удасться встретить того Рыжего речного беса? Ну и что? Вряд ли договорятся. Ведь главное Ключ-слово Фролка Разин с собой унёс.