50 копеек

Владимир Терентьев-Тавал
          Самые острые и памятные ощущения – это детские… Поэтому и, наверное, они запоминаются на всю оставшуюся жизнь. И никакой стресс и плохое самочувствие не могут вышибить из памяти эти детские ощущения и воспоминания.
          Почему – то в детстве время шло очень медленно и, казалось, что лето продолжается очень долго и каникулы нескончаемо тянулись все как-то. Помню, задолго до каникул мы открывали в пруду купальный сезон и не было со стороны взрослых или родителей строгого запрета. Были на этот счет и свои заветные приметы: почему-то ловили лягушек, старались первым из деревенских парнишек встать утром и искупаться в пруду. Беззаботное детство оставило свои неисчерпаемые впечатления о той спокойной по всем параметрам деревенской жизни, где друг – друга все знали и не могли терпеть лжи и коварства, ведь всю оставшуюся жизнь приходилось жить бок о бок с жителями своей деревни.
          В солнечные и теплые дни, мы, мальчишки, почти сутками находились у пруда, только не надолго отлучались до дома, что бы перекусить что-нибудь. С азартом и восторгом приходили на пруд купаться, а их в деревне было несколько. Как каждый водоем они содержались в чистоте, а берега не захламлялись мусором. Мы, детишки, облюбовали свои заветные места и приходили туда ежедневно наслаждаться прохладой чистой воды и любоваться девственной природой.
          Помню, однажды, в один из воскресных теплых дней мы с ребятами купались в пруду, играли в догонялки, до безпамятства ныряли и чертыхались в воде, создавали волны и пускали круги. Для меня в этот день это уже было аж десятое купание (обязательно по приметам надо было считать количество купаний, а вечером подводили с ребятами подсчеты - кто и сколько раз искупался), а тогда можно было искупаться в очередной раз только после того, как высохли бы на голове волосы (по этими приметами и жили). Радовались теплу и солнцу в зените, были доброжелательны друг-другу, потому как дружили и по большому счету не обижали близких.
          Сергей Трофимов, соседский парень, был старше меня на два года. Он проходил мимо пруда и мы его позвали искупаться, а он, не задумываясь, разделся и нырнул солдатиком в воду. В это время  я выхожу из воды, что бы немножко согреться и накидываю на себя одну из рубашек, что лежали в близи. Это было таким наслаждением согреваться и я ни сколько не задумывался за последствия. Серега недолго купался в воде и вышел, взял с моего плеча свою рубашку и начал что-то торопливо искать и осматривать. Я посмотрел на него и очень испугался его растерянности и суеты, не мог понять, что могло случиться за это время. А он тем временем страшно выговорил и поставил меня в тупик:
- У меня здесь были деньги… пятьдесят копеек!?
- Сергей, я не видел денег, я их не брал. Да, у тебя же и кармана нет…, - дрожащим голосом выговорил я.
- Они лежали здесь!
          И он показал то место, где положил эти заветные пятьдесят копеек. Оказывается, ему мама дала деньги, что бы он сбегал в магазин в соседнюю деревню и купил там конфеты и пряники. Это было целое состояние в то время – целых пятьдесят копеек. На них можно было купить килограмм конфет-подушечек, также печенья, лимонада и разных других сладостей.  Моим ощущениям не было предела и удивления, как можно было положить деньги в угол рубашки? А тем временем, шум все разрастался и около нас собралось много детворы и ребят, все повылезали из воды и сочувственно смотрели то на Серегу, то на меня. А я все отрицал и не мог понять, в чем моя вина. В это время и взрослые начали проявлять свой интерес к инциденту. Так я вижу, как мой отец подходит к нам и пытается выяснить, в чем тут дело и почему так много шума. Выслушав обе стороны, вынес вердикт:
- Найди и не приходи домой!- обращаясь ко мне сказал он.
- Я не виноват, я не брал, ничего не знаю, - вымолвил в надежде я и, что это может изменить мою участь.
          А отец в это время ремонтировал ограду, и у него в руках была доска с забитыми гвоздями. И не было других аргументов у сторон, как отец замахнулся от злости на меня этой доской, потому как не мог стерпеть возражений и отрицаний. Его авторитет в семье, да не только, и по всей деревне был не преклонен. Он был образованным человеком, работал в районной администрации, был примерным семьянином и отцом многочисленного семейства. Не чувствуя боли, я отскочил и отбежал от всех. В это время я очень остро почувствовал и понял, как несправедлива ко мне судьба, окружающие меня люди и в это время я мог провалиться сквозь землю или мог от стыда сгореть на костре. Когда все начали расходиться, а Серега с заплаканными глазами пошел домой, ко мне наконец-то вернулось чувство времени и состоявшихся событий и, что это все в моих руках изменить ситуацию в свою пользу, проявив свою находчивость и смекалку. Так, я подумал, что если и были деньги, то они не могли просто так раствориться в небытие, ведь это же материальная вещь – «пятьдесят копеек». Я подошел к пруду и мысленно попросил помощи, не зная даже у кого, чтоб вселился в меня дух настойчивости и успеха в незатейливой беде.
           Сначала я обшарил каждый сантиметр берега, каждый бугорочек, рассмотрел все расщелины поблизости, каждую травинку развернул и посмотрел, но ничего не нашел. Расстраиваться не было моим правилом и, я не терял надежды в своем «предприятии», помнил всегда: «Кто ищет, тот всегда найдет». Решительно прыгнул в воду не далеко от того места, где все случилось. Подплыл поближе к берегу, чтобы не замутить воду и шаг за шагом начал дотошно ощупывать донышко у берега и это я делал раз за разом, не помня, сколько времени прошло с той поры. Солнце регулярно пряталось за немногочисленные тучки, охлаждая мою загорелую спинку, а я не терял надежды, все лазил по донышку около берега и настойчиво обшаривал уже знакомые места, все надеялся и думал мысленно, что если и упало в воду та монетка, то не могла куда-нибудь самостоятельно уплыть. В какой-то момент, все уже казалось, что не найти мне эту злополучную монетку в пятьдесят копеек и; что все это ерунда, ведь, этим же не кончается жизнь; что это ничтожно малая сумма для сравнения в мировом масштабе и; хоть в конце заявить, что этих денег нет и в помине и не было никогда. Нельзя было проявить свою слабость в последний момент, не отрекаться от своей цели и найти во что бы то ни стало эти пятьдесят копеек… Мысли эти кружили в голове и я не мог соображать, потерял чувство времени и о чудо – наконец-то я ощутил нечто похожее на железо, такое же круглое как монетка и, не веря своим глазам, дрожащей рукой тихонько извлек из воды. Да это для меня было чудом, найти эти пятьдесят копеек, монету исполненную в юбилейном варианте в честь первооткрывателя космоса Ю. А. Гагарина с возвышающей стелой на ВДНХ. Все вдруг изменилось вокруг, засветило еще ярче солнце, колыхнулись деревья от южного ветра, а вода стала еще теплее, чем обычно. Мир мог перевернуться от моей радости и восторга, что есть справедливость на свете и судьба, от которой, как правило-не уйти. Все сложилось: деньги я нашел; у меня не было мысли их брать и что, наконец, справедливость восторжествовала.
            Все той же дрожащей рукой, крепко держа пальцами, вытащил монетку на берег, сорвал большой лист подорожника и мягко уложил на него заветные пятьдесят копеек. Теперь же я, переполненный счастьем, в очередной раз уже сам нырнул солдатиком в пруд, наслаждался плаванием в разных стилях, какие знал. Вышел из пруда, забежал в кусты и выжал плавки, казалось, нет и не было на земле счастливее меня человека. Быстренько добежал до соседей, вызвал Серегу и отдал ему эту злополучную юбилейную монетку достоинством в пятьдесят копеек. Все это время я не ощущал боли от того, что получил их от удара доской, наверное, был в это время в шоковом состоянии. Не держал обиды, никто не виноват, все прошло так, как и должно было бы быть. Дома отец посмотрел на меня сухо и спросил:
- Ну, что? Нашел деньги…?
- Да. Отдал Сергею, - сказал я, гордо посмотрев на отца.
            Отец еще раз переспросил у меня, не занял ли я  деньги у кого-нибудь, и точно ли вернул их законному хозяину, ведь, в итоге это же не такая уж большая сумма денег, которые можно было бы отдать по первой просьбе так. А для меня это стало большим уроком в жизни: ценить достоинство человека, чем он обладает и не завидовать другим в их достижениях, ведь каждому положено свое…

                Посвящено памяти Сергея Трофимова, преждевременно ушедшего из жизни.
01 января 2013 года.