По святым местам Твери. Записки паломницы. Ч. 2

Наталия Владимировна Смольникова
В первый же день нашего пребывания в Твери мы увидели два старинных храма в Заволжье, оба — памятники архитектуры. Но первая встреча — с храмом Троицы, что за Волгой (улица Шевченко, 1),  — нежданно оказалась печальной. Построенная в 30-е годы XVIII века, эта церковь сегодня закрыта и требует реставрации. А история у неё славная.

Богатые тверские купцы Матвей и Алексей Арефьевы начали строительство Троицкого храма в самый неурожайный год (1734) — для того, чтобы дать работу (и заработок) местным жителям. Старую церковь разобрали и перевезли в село Бор. А новую построили нарядную, с белокаменными резными наличниками окон, украшенными обвитой виноградной лозой. В 1737 году храм был освящён. Впоследствии он ещё перестраивался и заново расписывался. Настенные росписи в 1840 году делал знаменитый тверской иконописец Михаил Ратаконов. Он работал в технике гризайл — однотонной живописи, имитирующей скульптуру.

В советское время Троицкая церковь была закрыта. Снесли главку и шатровое завершение колокольни. В здании храма располагались ремонтные мастерские. В 1986 году пришли перемены: началась реставрация. Был восстановлен шатёр колокольни, позолочена вновь поставленная главка, водружён крест. В 2010 году храм передали Церкви, и теперь он принадлежит Оршинскому женскому монастырю.

Как мне удалось выяснить из интернет-ресурсов, создан благотворительный фонд по восстановлению этого памятника архитектуры. Однако работа ведётся за счёт пожертвований, а восстановление Троицкого храма требует немалых средств. Поэтому о капитальном ремонте внутреннего убранства речи нет. Надеются на областное или федеральное финансирование памятника архитектуры. А пока состояние храма вызывает горькие чувства. С внешней стороны стен сохранились декоративные украшения (см. на фото), а внутри, по данным интернет-ресурсов, сохранился комплекс фресок на различные сюжеты. Но в целом Троицкая церковь сейчас выглядит очень сиротливой и заброшенной. Что с ней будет? Остаётся только молиться о том, чтобы этот замечательный тверской храм не был утрачен и чтобы нашлись стабильные источники финансирования реставрационных работ.

Недалеко, на набережной Афанасия Никитина, 1, находится другой старинный храм — Успенский собор бывшего Отроча монастыря. Впервые эта обитель упоминается в летописях в 1206 году. О происхождении названия «Отроч» сегодня существуют две версии. По одной из них, на этом месте находилась крепость для обороны рубежей. Со времени управления тверских князей здесь жили княжеские отроки — младшие члены дружины, призванные защищать укрепления: это был своего рода военный гарнизон.

Согласно другой версии, монастырь получил своё название по имени княжеского отрока Григория, который ушёл в обитель после того, как тверской князь Ярослав Ярославич женился на «сговорённой» невесте Григория Ксении. Отрок принял иночество с именем Гурий и впоследствии был погребён здесь же, в монастыре. А князь в память о своём воспитаннике воздвиг в центре обители каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и даровал монастырю во владение сёла. В 1722 году древняя Успенская церковь была разобрана, и на средства прихожан и монастыря построен новый собор в стиле барокко, в плане представляющий собой равносторонний крест.

История Отроча монастыря связана с именами нескольких русских святых, в том числе двух известных узников. В 1531 году, при царе Василии Иоанновиче, сюда был сослан знаменитый книжник, переводчик преподобный Максим Грек. В ссылке под надзором добродушного архиепископа Акакия он провёл двадцать лет. Свой духовный опыт преодоления скорбей подвижник описал в автобиографическом произведении «Мысли, коими инок скорбный, заключённый в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». В Твери преподобный написал комментарии к Книге Бытия, к псалмам, книгам пророков, Евангелию и Посланиям, а также «Исповедание Православной веры». После снятия с него церковного запрещения Максим Грек уехал из Твери в Троице-Сергиеву Лавру, где через несколько лет преставился ко Господу.

При царе Иоанне Грозном узником Отроча монастыря был митрополит Московский Филипп, крупнейший религиозный и политический деятель того времени. Его сослали сюда в 1568 году за критику царской опричной политики. До того святитель томился в подвалах московских обителей. Здесь, в темнице Отроча монастыря, 23 декабря 1569 года митрополит был задушен опричником Малютой Скуратовым. За три дня старец предвидел свою кончину и причастился Святых Христовых Тайн. Тело его было предано земле в Отроче монастыре, за алтарём храма. Нетленные мощи святителя Филиппа пребывали в обители двадцать один год, затем в 1591 году были перенесены в Соловецкий монастырь, а в 1652 году — в Успенский собор Московского Кремля. В Отроче монастыре над местом погребения митрополита Филиппа воздвигли часовню.

В этой тверской обители начался иноческий путь подвижника XIV века святителя Моисея, архиепископа Новгородского. Сюда он тайно ушёл из родительского дома, здесь принял иноческий постриг. Инок Моисей стяжал славу подвигами поста, молитвы и послушания. Его нашли родители, и по их настоянию сын перешёл в Колмов монастырь близ Новгорода. Дальнейший его путь был связан с этим северным русским городом, где святитель дважды возглавлял архиепископскую кафедру и заслужил уважение и любовь народа. 

В 1360-1367 годах на покое в Отроче монастыре жил другой местночтимый святой, епископ Феодор II Тверской. Владыка, назначенный на эту кафедру в 1342 году по смерти предыдущего епископа Тверского Феодора, вошёл в историю Церкви как благоукраситель городских храмов. А также как благотворитель, за что в народе был прозван «Добрым». Архиепископу пришлось претерпеть много скорбей от ссор между тверскими князьями, которых он старался примирить. Святитель Феодор отошёл ко Господу в Отроче монастыре и был погребён при кафедральном соборе.

В 1522-1567 годах Тверской епархией руководил святитель Акакий, брат преподобного Иосифа Волоцкого. Это под его надзор в Отроч монастырь был сослан преподобный Максим Грек. Архиепископ Акакий просил Великого князя снять с узника железные кандалы. Владыка очень уважал Максима Грека, трапезничал вместе с ним, отпускал его в церковь и разрешал ему иметь книги, бумагу и письменные принадлежности. Тверской святитель участвовал во многих значимых общероссийских церковных мероприятиях середины XVI века. В 1564 году он освятил новый тверской храм, получивший название «Белая Троица». Владыка Акакий лично переписал два Евангелия и создал особую редакцию Киево-Печерского патерика. Обладал даром прозорливости.

Двумя столетиями позже здесь, в обители, служил отец Тихон Соколовский, будущий святитель Тихон Задонский, архиепископ Воронежский, церковный писатель. В 1759 году он был направлен в Тверь из Новгорода с возведением в сан архимандрита Жёлтикова монастыря. А затем — назначен настоятелем Отроча монастыря и ректором созданной при обители Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Архимандрит Тихон покинул Тверь в 1761 году, чтобы возглавить епископскую кафедру Кексгольма и Ладоги.

История Отроча монастыря внезапно завершилась в 1918 году: он был закрыт. В 1936 году здания обители были разрушены, и на этом месте построен Речной вокзал. В 1962 году снесли братский корпус, угловую башню и последний фрагмент монастырской ограды. Сохранился лишь Успенский собор, но и он был осквернён.

В 1994 году была зарегистрирована православная община Успенского храма. Его освятили и начали восстанавливать. Процесс восстановления продолжается. Наверняка, молитвенно предстательствуют об этом пред Господом подвижники, ныне изображённые на храмовой иконе «Собор святых Отроч монастыря» (преподобный Максим Грек, святитель Филипп Московский, святитель Тихон Задонский, преподобный Акакий Тверской, преподобный Моисей Новгородский, святитель Феодор II Тверской).

Пока ещё в Успенском соборе не так много икон. Но есть образ преподобного Максима Грека с частицей мощей, есть интересные иконы Успения Пресвятой Богородицы, великомученицы Анастасии Узорешительницы, преподобного Нила Столобенского. На внутренних стенах храма остались фрагменты старой росписи. Сохранилась также древняя кладка от первоначального фундамента каменной холодной Успенской церкви (почти восьмисотлетней давности).   

Пока мы осматривали заволжские храмы, на улице стало совсем пасмурно, накрапывал дождь. На набережной было не очень-то уютно. Но не всем: у берега с явным удовольствием купалась ворона: осторожно окунала крылья в воду, а потом отряхивалась. Вот такие простые радости.

От ветра и дождя нам пришлось скрываться в центре города. Но к вечеру нас снова потянуло на набережную. Дождь перестал, и на небе появилась яркая радуга. А потом золотом разлился закат. Мы наслаждались величественным видом на Волгу и Старый мост. Слава Тебе, Господи, дарующему нам видеть такую красоту!

На следующий день утром мы отправились в храм Воскресения Христова (Трёх Исповедников), что на набережной Афанасия Никитина, 38. Это единственный в городе храм, сочетающий сразу три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир. Построен он был в стиле барокко в 1728-1731 годах на пожертвования купца Герасима Седова. В 1797-1801 годах — капитально отремонтирован и значительно перестроен (средствами богатого тверичанина Макария Блохина). Наружный декор выполнили в стиле классицизма.

Тогда в храме было два придела: во имя Воскресения Христова и в честь мучеников и исповедников Гурия, Самона, Авива. В первой четверти XIX века пристроили третий, южный придел во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (в стиле ампир).

Новый придел был устроен по инициативе и на средства известного тверского купца, городского головы Егора Зубчанинова — по данному им обету. Дело в том, что однажды из богатого человека Зубчанинов едва не стал нищим: погиб снаряженный им караван хлеба для войска, уцелел лишь один корабль. Во сне купец увидел Пресвятую Богородицу, которая указала ему на семейный образ «Взыскание погибших», не раз спасавший от бед его родственников. Зубчанинов молился перед этой иконой и дал обет, что все средства с уцелевшего корабля отдаст в дар Царице Небесной. Дела его быстро наладились, и купец исполнил своё обещание.

Проект нового придела Воскресенского храма разработал известный петербургский архитектор Карл Росси, а иконы для иконостаса Зубчанинов заказал в столичной Академии Художеств. Свою семейную икону «Взыскание погибших» купец отдал сюда же, в Воскресенский храм.

В советское время этот храм был закрыт. Там располагались шахматный клуб, музей здравоохранения и прочие учреждения. В 1993 году здание передали Русской Православной Церкви. Была восстановлена снесённая в советские годы колокольня.

Сегодня в храме много интересных икон, в том числе образ Божией Матери «Блаженное Чрево», иконы Вифлеемских младенцев с частицами мощей и даже святого равноапостольного Патрика Ирландского. Мы пришли сюда утром, подходила к концу литургия. Были прихожане, были и причастники. Все довольные и радостные: Светлая седмица!

Утром было тепло и солнечно, и после службы мы с удовольствием прогулялись по набережной. Воскресенский храм стоит фасадом к Волге и находится в центре небольшой площади-«кармана», созданной во второй половине XVIII века в соответствии с планом регулярной застройки города. Тверь — четвёртая в мире после Рима, Версаля и Петербурга (и первая из провинциальных российских городов!) — была отстроена по т.н. лучевому принципу: улицы расходились от центральной площади тремя лучами. Причём петербургскую схему здесь органично совместили с направлением старых улиц.

Нововведение вовсе не было праздным экспериментом: в мае 1763 года значительная часть городских сооружений (почти все дома, многие общественные здания и храмы, почти весь Тверской Кремль) была уничтожена сильным пожаром. Город нужно было экстренно отстраивать заново, и по велению императрицы Екатерины II в Тверь была направлена группа петербургских архитекторов. В результате в 1760-е — 1770-е годы архитектурный облик Твери сильно изменился. Появилась даже пословица «Тверь-городок — Петербурга уголок».

Но вернёмся к достопримечательностям набережной. Недалеко от Воскресенского храма стоит величественный памятник тверскому купцу, открывателю Индии Афанасию Никитину (?-1475). Памятник работы скульпторов С.М. Орлова и А.П. Завалова (проект архитектора Г.А. Захарова) был установлен в 1955 году напротив того места на правобережье Волги, откуда купец начал своё путешествие. Четырёхметровая статуя на гранитном постаменте: Афанасий Никитин изображён идущим вперёд, в руках у него — охранная грамота Великого князя Михаила Тверского. Кстати сказать, в мире всего три памятника Афанасию Никитину: в индийском местечке Ревданда, в крымской Феодосии и в Твери. Это три пункта знаменитого (и трагического) путешествия 1463-1475 годов.

Собираясь развернуть широкую торговлю в районе Астрахани, Афанасий Никитин выехал караваном вместе с другими русскими купцами из Твери. Но под Астраханью караван ограбили местные татары, отняв у купцов товар, закупленный в кредит. Афанасий Никитин, в надежде поправить дела и потом на родине выплатить долги, пошёл дальше на юг — в Персию. Потом по Индийскому океану доплыл до Индии, высадившись недалеко от Ревданды. В Индии купец провёл три года. Заключил выгодные сделки, сделал записи об увиденном и услышанном. На обратном пути побывал на побережье Восточной Африки, там его снова ограбили, но отпустили. По воюющему Ирану Афанасий Никитин прибыл в Трапезунд, где был арестован турецкими властями и опять лишён имущества. Дальнейший его путь лежал через Чёрное море в генуэзскую колонию русских купцов Кафу (Феодосию). Там путешественник завершил свои записки и днепровским путём двинулся в Тверь. Но, не дойдя до Смоленска, умер при неизвестных обстоятельствах. Записки Афанасия Никитина попали в Москву и были опубликованы сначала в составе Летописного свода 80-х годов XV века, а потом (Н.М. Карамзиным) — как отдельное произведение под авторским названием «Хожение за три моря».

Путешествие Афанасия Никитина, как свидетельствуют его записки, было исполнено духовных трудностей: в чуждом окружении он стремился не только выжить и реализовать коммерческие интересы, но и сохранить свою веру, остаться православным христианином. Торговое предприятие, промыслом Божиим, обернулось для тверского купца настоящим испытанием на стойкость, верность вере и в то же время — на миролюбие и уважение к иноземцам. Кстати, благословение на свою поездку Афанасий Никитин взял у замечательного местного подвижника, игумена Калязинской обители преподобного Макария. Святые мощи преподобного Макария ныне почивают в тверском храме «Белая Троица». Но об этом подробнее — в следующей части моих заметок.