Миниатюры. Племянник великого поэта

Валерий Федин
                Племянник поэта Некрасова
      Мы встретились с моим бывшим коллегой Матвеевым на прогулке. Стоял замечательный зимний день: легкий морозец, яркое солнышко, чуть заметный ветерок, лучше погоды для прогулки пенсионеров не придумать. Мы поговорили о невзгодах, которые опять обрушились на несчастную Россию, о мощной волне инфляции, о мировой неприязни, которая сейчас окружает нашу страну. Посетовали, что наши правители настолько бездарны, что у России не осталось не только ни одного друга в мире, но даже последние союзники в лице Белоруссии и Казахстана отвернулись от нас.
      Но пребывать в постоянном пессимизме нельзя, это резко сокращает нашу пенсионную жизнь, которую те же наши правители трогательно называют «доживанием». Поэтому мы дружно выразили твердую надежду, что скоро положение заметно улучшиться. Тут я не удержался от сарказма и процитировал отрывок из известного стихотворения поэта Некрасова:
            Жаль только, жить в эту пору прекрасную
            Уж не придется ни мне, ни тебе.
      Мы посмеялись, и тут мой собеседник вдруг сказал:
      - А ведь я с Некрасовым почти в приятельских отношениях.
      - Как!? – изумился я. - Он же умер в 1877 году!
      - Ну и что? Я хорошо знал его племянника.
      И мой бывший коллега рассказал удивительную историю. По его словам этот племянник знаменитого поэта и революционного демократа XIX века вскоре после ВОСР, в начале 20-х годов, уехал в Америку. Но там ему не сильно понравилось, и он в середине 30=х годов вернулся на родину. Чтобы влиться в ряды советских тружеников, племянник устроился рабочим на близкий к нам Краснозаводский химический завод, который выпускал разную пиротехнику, в том числе, военную.
         - Он жил у нас на квартире, - говорил мой бывший коллега. - Я сам тогда был дитя, Но хорошо помню, как он нам читал стихи Некрасова. Представляете: человек читал стихи совершенно неграмотным людям. И они слушали! Они просили его читать снова! Помню, моя мать даже плакала и говорила: «Это же про нас».
       Что здесь самое важное? Что племянник Некрасова читал стихи своего знаменитого дяди простым людям через 60 лет после смерти поэта? Что тогда в нашей стране абсолютное большинство народа было неграмотным, но эти неграмотные люди слушали стихи? Или что эти неграмотные люди не видели особой разницы между предвоенной жизнью советских людей и жизнью простого русского народа в 70-х годах XIX века?