Гувернантка в купеческом доме

Эльвира Гусева
19 век…бурный, стремительный, противоречивый. Отмена крепостного права в 1861 году вывела Россию на путь капиталистического развития. Россия, словно поезд, мчится вперёд, к новой жизни.

Крестьяне, хотя и освобождены, но  по-прежнему  ограблены и бесправны, влачат нищенское существование в нужде и горе.
Теперь уже   новые   хищники:  фабрикант, купец и  зажиточный крестьянин, наряду с  помещиком - алчные и ненасытные,  рвутся к власти  над  простым русским народом…

Новые   «хозяева жизни» страдают   бездушием  и  ограниченностью,  цинизмом  и беспощадностью –  всё  пущено в ход, лишь бы унизить, задавить русский  народ, подчинить  себе. Против  угнетения   боролись многие выдающиеся деятели искусства второй половины 19 века, в том числе и Василий Григорьевич  Перов.

Талантливый художник, имя которого стоит в одном ряду с И. Репиным, В.Суриковым, В.Саврасовым, обвинялся в вольнодумстве, сочувствии  к угнетённым  людям,  поэтому  его при  жизни не жаловали власти. И всё – таки,  несмотря  ни на что, его талант был признан и по достоинству оценён.

За свою жизнь  Василий Перов сумел создать  много картин, и  в  каждой  из них  протест и борьба  против  угнетения  и бесправия народа. Возьмём  хотя бы  «Приезд гувернантки в купеческий дом»,   картина  с детства знакома и  любима, но каждый  раз внимательно рассматриваю её, как будто вижу впервые.

Добротный купеческий дом, большой зал, заполненный светом:   нежные обои с блестящими звёздами, светлые   ажурные шёлковые занавеси в проёме, увитом гирляндами зелени, лакированные стулья – всё красиво. Так  почему  же  эта красота кажется  призрачной?   А  потому что  светло только в этом зале, за которым  пугающая темнота.  Распахнута  дверь  в  тёмный  коридор, из которого  на молодую  девушку  с испугом  и   интересом  смотрят слуги.  Они  пытаются понять: кто она?

Изящно, со вкусом одетая, хотя её наряды весьма скромны: коричневое платье  с  белым воротничком  и манжетами, капор и голубая ленточка – вот и весь изыск.  Тоненькая и хрупкая, словно  стебелёк, она предстала  перед  купеческой семьёй. Нежный профиль лица  и тонкие  руки,  выписаны  художником  с особым чувством. 
Девушка достаёт  из сумочки   документы,  которые дают ей право стать учительницей, если на то  последует согласие  хозяина.

Сейчас  она  вся,  как будто  под прицелом, её оценивают сразу несколько пар глаз, решается её судьба…
Хозяин  дома и глава семейства  так торопился  на встречу с молодой особой, что позволил себе выйти  в бархатном халате. А впрочем, торопился ли? А может, не счёл нужным  одеться, как  полагается, дескать, невелика персона, не стоит того, чтобы  для неё…

Пожалуй, эта версия  более реальная, именно  её подтверждает  и поза хозяина. Он стоит перед  молодой девушкой, выпятив вперёд  живот – своё  главное достоинство.  Положение  рук: левая  упирается в бок, а правая придерживает полу халата -  лишний раз подчёркивает его уверенность,  перед  нами  хозяин. Именно от него зависит исход этой встречи. Чувствуя своё превосходство  перед беззащитной девушкой, он  рассматривает её оценивающим взглядом, как товар, как вещь, которую собирается купить.

Особенно хочется отметить,  огромную работу  великого  мастера в поисках этого образа, как нелегко он ему дался. Присутствуя  на ярмарках, где велись сделки, в  кабаках и ресторациях, где отмечался  их исход,  Василий  Перов  изучал  позы, жесты, взгляды купцов, ведущих  торги, в огромном  количестве делал зарисовки, прежде, чем нашёл тот единственный, самый удачный образ, который и разместил на картине.

Однако, вернёмся в купеческий дом. Вместе с хозяином  на юную гостью с огромным интересом смотрят  и другие члены его семьи. Во всём старается подражать отцу сын, стоящий по правую руку от него, взгляд его тоже оценивающий, но в нём больше цинизма и издевательства, как и в его  позе  тоже. Становится понятно, что  положению  девушки – гувернантки, если она  будет принята  в этот дом,   не позавидуешь.

Хозяйка  и её старшая дочь, что  находятся за спиной главного человека в доме, с испугом  смотрят  на  гостью. Для них  она  – явление из другого, неизвестного им мира.  Эти  женщины  никогда не смогут её понять,  она навсегда останется чужой, вот  почему так испуганны  их  взгляды.

Но есть  к  гувернантке  и  искренний интерес  восторженных детских  глаз  младшей купеческой  дочери. Она уже поняла, что эта учительница  здесь для того, чтобы заниматься  с  ней,  её  учить   языкам и манерам, поэтому   интерес  огромен. Детское  любопытство  связано с  чувством радости, которое девочка  не может скрыть в силу своего возраста. Она мечтает, как можно скорее  с ней познакомиться, гувернантка  уже понравилась своей будущей  воспитаннице.

Хочется надеяться, что всё так и будет. Однако, ощущение тревоги  чувствуется во всём: светлое пространство зала ограничено двумя тёмными проёмами.  Идёт  борьба света и тьмы, цинизму  противостоит  нравственная чистота:  кто кого?

И всё-таки, художник  оставляет надежду  на лучшее: гувернантка  не одинока, как это кажется зрителю вначале, а значит, есть надежда на светлое  будущее. Именно в этом  заключается ещё  один нравственный   взлёт,  очередная победа  великого  мастера, позволившая  занять этой картине особое место в его творчестве, стать  одной из самых любимых  для  зрителей.