Зимний вечер с Дмитрием Лукиным

Алексей Анатольевич Карпов
Художника-портретиста Дмитрия Лукина нельзя назвать баловнем судьбы, хотя со стороны он кажется типичным везунчиком, у которого по жизни и в профессии - все сладко, да гладко... Но у каждой медали, которыми порой награждает судьба, есть и другая - не парадная сторона, о которой мы вспомним чуть позже.

С Димой мы приятельствуем давно, хотя дружеские «посиделки» с разговорами по душам случаются не часто, и в основном по событийному поводу. Очередной повод для такой встречи возник после просмотра спектакля Олега Агарева «Пески», когда Дмитрий заговорчески шепнул мне о том, что только вернулся из Москвы, куда был приглашен в качестве участника ток-шоу на телеканале НТВ.
Да уж, вот это новость, так новость! Стать героем программы «Говорим и показываем» с ее задиристым телеведущим Леонидом Закошанским  - это не у Якубовича на «Поле чудес» буквы угадывать! Тем более, что и тема самой передачи оказалась с  интригующим названием «Продают звезд».

-  Ну, и как там, сильно  тебя записные скандалисты потрепали? - спрашиваю я.
А поехали ко мне! Пока свежи впечатления и эмоции, расскажу о передаче и съемочном закулисье, - предложил Дима.
Да какой же журналист от такого предложения откажется! - Конечно, поехали! Еще по дороге засыпаю Дмитрия вопросами, каким образом НТВ-шники узнали о провинциальном художнике, и как вышли на тебя?

- Честно говоря, этих подробностей я и сам не знаю. Возможно, по информации из интернета, но скорее всего, их на меня кто-то из эстрадных звезд «навел». Сам знаешь, скольким из них я портреты на концертах дарил... Ну вот, где-то и «выстрелило», - улыбается Дима и продолжает  делиться впечатлениями.
- Короче говоря, позвонили мне с НТВ, и предложили принять участие в передаче о художниках, которые зарабатывают на жизнь, рисуя заказные портреты знаменитостей. Из разговора я понял, что в компании обсуждаемых героев программы будут Никас Сафронов и Игорь Белковский. С творчеством Игоря Белковского я знаком заочно уже давно. Он стал широко известен после того, как написал портреты Иосифа Кобзона, Владимира Винокура и членов их семей. То есть, такого рода клиентура - это своего рода пропуск и рекомендация в мир бомонда от шоу-бизнеса, где заказы происходят по цепочке: «только для своих».

Ну, а о моем уважительном отношении к Никасу Сафронову я тебе уже однажды говорил: есть множество художников-портретистов гораздо профессиональнее его, однако Никас сумел подать себя и свое творчество так, что его имя знают практически все, и звучит оно чаще остальных. Попроси любого обывателя назвать самых известных художников нашего времени, и фамилия Сафронов прозвучит в числе первых. - Молодец! Моим кумиром он не является, но в плане профессионального продвижения своего творчества у него многому можно поучиться.

Кстати, перед поездкой в Москву, я написал портрет Никаса, чтобы вручить ему его при личной встрече в знак уважения. Кроме этого портрета я привез на съемки программы  портрет российской красавицы и телеведущей Оксаны Федоровой, в качестве подарка для нее. Ну и для того, чтобы продемонстрировать гостям студии и телезрителям свой профессиональный уровень.

- Слушай, Дима, а по-моему, в маркетинговой стратегии ты уже опередил Сафронова! - хохочу я. - Представь, приходит заказчик к Никасу, видит его портрет и интересуется: кто же это так красиво тебя изобразил! А-а, вот вижу подпись — Д. Лукин. А нет ли у тебя контакта с ним? Нет? – Ну тогда найду в интернете.

- Да ладно тебе, я же от чистого сердца! Тем более, что портрет вручить не представилось возможности: Сафронова на передачу ждали до последнего, однако он так и не приехал. В кулуарах «злые языки» говорили о том, что это был предсказуемый момент. Мол, Никас не любит ток-шоу, где  критикуют и обсуждают финансовые подробности профессиональной деятельности — это может повредить статусу и имиджу. Зато после передачи мне удалось встретиться с Оксаной Федоровой и подарить ей портрет, от которого она была в полном восторге. Такого предновогоднего сюрприза-подарка она явно не ожидала! А мне, как автору, были очень приятны ее реакция на подарок, знакомство и общение с ней.

За разговорами мы добрались до квартиры, которая служит художнику и жилищем и мастерской. Дима — хозяин хлебосольный, и пока я разглядывал портрет Никаса Сафронова и другие новые портретные работы, он успел заполнить пространство стола разными вкусностями.

- Ты посмотри, какой живописный натюрморт получился с названием «Ужин холостяка»! - восхитился я.
- Ба-а, да и, правда, классный и аппетитный натюрморт - хоть на холст переноси! Вот захочешь таким образом продукты и посуду для натюрморта расставить — не получится. А тут накидал по-быстрому, и пожалуйста... готовый шедевр! - смеется Дима.

- Волновался на съемке передачи? - возвращаюсь я к главной теме нашей беседы.

- Да как сказать... С одной стороны, понимая, что передачу будут смотреть миллионы телезрителей, стараешься контролировать слова и мимику. И вместе с тем процесс интерактивного общения с гостями передачи увлекает, ведь ведущий передачи позиционировал нас, как «людей, которые зарабатывают на знаменитостях, богатеют так, что скупают недвижимость и подсчитывают миллионы». Это же какая благодатная тема для разговора! К тому же сюжет с моим участием был в финале передачи, когда приглашенные знаменитости уже были эмоционально разогреты.
После моего рассказа о том, что заказы на портреты звезд шоу-бизнеса появились после того, как я подарил во время концерта Кристине Орбакайте ее портрет, риторика общения перешла в заявленную тему: «вы на нас наживаетесь, спекулируя на нашей популярности!». В роли «критиков» выступили певец Виктор Салтыков, экс-участница группы «Тату» Юлия Волкова и продюсер Леонид Дзюник. Одних волновала тема законности воплощения образов звезд, без их на то согласия, других больше интересовали материальные аспекты: сколько заработал, и что приобрел...

Бари Алибасов, занял позицию защитника — хвалил мои работы, заодно пояснил участникам диалога, что так было во все времена: известные художники писали портреты правителей, богатых людей и известных политических деятелей — тем самым обеспечивая себя работой, повышая свой профессиональный статус и материальный уровень. Мол, люди из шоу-бизнеса должны быть благодарны художникам-портретистам: популярность приходит и уходит, а портреты — это произведения искусства, которые остаются в вечности.

Атмосфера в студии сменилась, когда продемонстрировали видеосюжет, отснятый у меня дома — это небольшое интервью с показом написанных мною портретов звезд эстрады и исторических личностей. Особенно всех впечатлили слова, что портреты большого размера я пишу маслом  в течение трех часов. Публика после просмотра сюжета кричала: «браво, чудесно, прекрасно!».
Ну, а когда в студию внесли портрет Оксаны Федоровой, то актриса и телеведущая Эвелина Блёданс, не скрывая эмоций выразила свой восторг и попросила меня написать ее портрет. В финале программы она даже прокричала: - «Пожалуйста, пишите наши портреты! Наживайтесь на нас!». Такой вот яркий финал получился, - констатировал Дмитрий.

- Дима, а почему ты не сказал о том, что все заработанные тобой материальные блага — не от звездных щедрот, так как портреты знаменитостей ты им в большинстве  случаев даришь. Все, что ты умеешь и имеешь — результат огромного и ежедневного труда! Это тысячи портретов обычных людей - твоих земляков, изображая которых ты выкладываешься так же, как если бы работал над портретами знаменитостей.

- Почему же, я упомянул об этом.  Но полагал, что этот фрагмент вырежут...  так как  это не вписывается в формат заданной темы.

- Ты хотел бы жить и работать в столице? Многие туда рвутся в погоне за славой, популярностью, большим рублем...

- Мне очень нравится жить в Балаково! Многие его ругают и критикуют, а я просто люблю, стараясь не замечать каких-то недостатков. Наш город современный и динамичный, но вместе с тем по-провинциальному уютный. В нем комфортно жить и работать, а Москва - это искусственно созданный мегаполис, мало приспособленный для нормальной жизни с нормальными человеческими потребностями. При большом желании известность и желаемый уровень благосостояния можно обрести, проживая и в провинции. Интернет этому способствует и позволяет.

- Ой ли! Вот жил бы ты... скажем в соседнем Хвалынске, где 15 тысяч жителей, из которых большая часть пенсионеры, а большинство магазинов работают только до обеда.
- Спокойно бы прожил и там! Моя профессия позволяет работать дистанционно. Мне, кстати, на этой неделе поступило два заказа на портреты именно из Хвалынска. Возможно, пришлось бы изменить что-то в списке привычных запросов и хотелок, но это не самое главное. Многие творческие люди, проживая в столице, жалуются на свою профессиональную невостребованность и несостоятельность. Лелеют мечту о побеге в глубинку, где, по их мнению, и есть настоящая жизнь — с тишиной, красивой природой и дымком русской баньки...

P. S. Пока готовилась публикация, 17 декабря на телеканале НТВ было показано ток-шоу «Говорим и показываем» с участием Дмитрием Лукина. Посмотреть ее можно здесь: