Не плюй в колодец, пригодится...

Надя Вафф
В октябре рубль споткнулся и закачался. Мне сразу вспомнился мультик из детства, где дворовая собака приходит в гости к домашней, когда у той хозяин отсутствует. И они начинают резвиться. В результате разливают кисель на пол и выдают на нём такие па! Названия этого мультика, к сожалению, вспомнить не могу, но там ещё такая фраза была: «Если дедушка шалить будет, то я его веником!». Закончились эти танцы на киселе приземлением на мягкое место.

Так вот, глядя на скользящий вниз рубль, наверно ни одна я вспомнила этот мультик, потому как товары на магазинных полках начали дорожать, а народ бросился, что называется, подогревать инфляцию.

ДЛЯ СПРАВКИ: Я предприниматель, работающий с тканями различных групп: плательные, для постельного белья, портьерные, мебельные и т.д. Занимаюсь пошивом постельного белья и штор. Работаю с отечественными, украинскими, европейскими, турецкими и китайскими производителями.

Вести бизнес дело нелёгкое, а вести бизнес в глухой провинции – нелёгкое вдвойне. Товар нужен приличного качества, но за «2 копейки». Дороже не предлагать! Вот и что было делать в ситуации, когда доллар и евро рванули к финишу, а рубль продолжал стоять как вкопанный? Правильно, надо было пробовать торговаться…

Переговоры с братьями славянами, живущими на задворках Европы, результата не дали. Ещё в «предбаннике» своего офиса они вывесили табличку с курсом валют и выставили счёт в «уе» (условных единицах). Ткачи Украины мстили за Крым, подняв цены в два раза. Турецкий шторный магнат Ондер долго смотрел на меня своими огромными грустными глазами, кивал головой и даже сделал неплохую скидку. Но оговорился: «Сама понимаешь, если так пойдёт дальше, я не смогу тебе помочь!» Последними в списке поставщиков были китайцы.

***
Шен всегда встречал гостей сам. Он никогда не называл тех, кто закупает его продукцию, клиентами. Для Шена, все, кто приехал в его компанию – гости. Он лично проводит всех в выставочный зал и передаёт из «рук в руки» менеджерам. Обратилась непосредственно к нему с вопросом:

- Как дела, Шен? Цены поднялись?

- Нет, - помотал головой, - нисего не дорозало. Зато есть мьного осенних нявинок. Глянь? Я показу тебе сам.

- Хорошо, - согласилась я. Пока разглядывала новую осеннюю коллекцию, поинтересовалась, - Цены ведь, наверняка поползут вверх?

- Нет, - он снова отрицательно помотал головой, - если только цуть-цуть. Ты зе мне блат?

- Сестра, - я, улыбаясь, поправила его.

- Сестла, - он повторил нараспев и тоже улыбнулся, - Блат никогда не обидит блата.

Мы долго ходили с ним по залу. Я выбирала товар, а Шен рассказывал мне, как трудно было обжиться в незнакомой стране, как он учил русский язык. Что запомнилось больше всего, так это то, что Шен увлекается русскими пословицами.

***
Упав, рубль начал подниматься, медленно ползти вверх. Как маленький неуклюжий ребёнок, остановился на шатающихся ножках и пока ещё стоит в нерешительности сделать первый шаг. А за ним наблюдают со стороны взрослые. Кто-то подбадривает, мол всё получится. Кто-то глядит свысока молча и злобно, в надежде, что он снова упадёт при первом движении. А кто-то протягивает руки навстречу: «Иди ко мне, у тебя получится!»

Три дня назад я снова была у Шена. Сделала последнюю закупку перед Новым годом. Ни смотря ни на что – цены остались прежними! А Шен похвалился, что выучил новую поговорку:

- Не плюй в колёдець, плигодица…