Рецензия на спектакль Королева красоты

Игорь Тазеев
"Королева красоты" (Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна)

"Откуда я знал, что появится королева красоты из Линейна, собственной персоной."

Две одинокие женщины на самой окраине забытого богом маленького городка на западе Ирландии. Женщины, отчаянно боящиеся одиночества. Боящиеся настолько, что готовы на всё - на ложь, предательство и даже насилие - лишь бы рядом были те, кто им нужен. И одновременно до скрипа в зубах, до бешенства ненавидящие друг друга и живущие в постоянной злобе от вынужденной необходимости сосуществовать рядом. Их отношения трагичны и комичны одновременно. Каждый божий день они всё глубже и глубже проваливаются в бездну обид, боли и отчаяния. Пока однажды на их пороге не появляется мужчина. Мужчина, готовый забрать одну из женщин. Для которого она - самая настоящая Королева Красоты.
Острая, как всегда, трагикомедия ирландского драматурга Мартина МакДоны на сцене Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна заставляет зрителя то смеяться до слёз над абсурдностью и нелепостью главных героев, то замирать в напряжении от эмоционально-напряжённых сцен, то плакать вместе с персонажами над их судьбами. МакДона в лучших традициях своих произведений держит зрителя на "крючке" все два часа действия, не давая ни секунды на то, чтобы опомниться, передохнуть. Шокирует своими столь любимыми поклонниками драматурга совершенно неожиданными поворотами сюжета и заставляет глубоко задуматься и над собственными судьбами. Ведь быт и любовь, страхи и надежды людей не имеют географических границ. И именно поэтому творчество Мартина МакДоны так ценится во всём мире. Он максимально откровенен и близок к зрителю. Он показывает жизнь и чувства такими, какие они есть. Обнажёнными и без прикрас. Выворачивая всю нашу с вами подноготную наизнанку и хорошенько её перетряхивая.
Пьеса "Королева красоты" - первая из трилогии автора об обитателях городка Линейн и именно благодаря ей МакДона не только прославился на весь мир, но и завоевал сразу две престижные театральные премии. Если вы уже видели спектакли "Сиротливый Запад" или "Череп из Коннемары" - то, наверняка, будете весьма обрадованы встрече с уже знакомыми по ним героями и событиями, сможете воочию наблюдать как творились истории, лишь упоминавшиеся в остальных пьесах. Если же нет - добро пожаловать во вселенную Мартина МакДоны!
Я уже далеко не первый раз смотрю спектакли, поставленные по пьесам этого замечательного ирландца, в том числе и "Королеву", но, должен признать, что ни одна из них не вызывала настолько сильные противоречивые и острые чувства, как постановка Театра под руководством Армена Джигарханяна.
А начну я, пожалуй, с хорошего.
Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в зрительный зал - это, конечно же, декорации и реквизит. И они просто потрясающие! Художнику Марии Позднеевой удалось воспроизвести на сцене самую настоящую, максимально аутентичную комнату старенького дома в ирландской глубинке. Всё настолько реальное, настолько скрупулёзно сделано, что в атмосферу спектакля проваливаешься ещё до его начала - браво, Мария!! Ваши декорации - отличный пример того, как надо создавать спектакли!
Также отдельной похвалы заслуживают и работа со светом и звуком. Акценты расставлены предельно точно, звук действительно натурален и отлично создаёт соответствующую атмосферу, а находка с поездом вообще достойна фанфар и оваций - у меня аж зубы стучали от реальности происходящего!!
Если же говорить об актёрской составляющей спектакля, то, в первую очередь, хочу отметить игру Татьяны Мухиной. Для меня она - одно из главных открытий сезона. Сказать, что эта актриса меня поразила - значит, ничего не сказать. Это была великолепная, бесподобная и совершенно потрясающая игра, пробирающая до самых костей! Её Морин словно сошла со страниц пьесы! Настолько она была реальна, жива и близка к оригиналу!! Татьяне удалось передать своей игрой абсолютно всё - от внешних особенностей своей героини до мельчайших черт её характера! Про таких актёров говорят - они не играют, они проживают на сцене свою роль. Очень эмоциональная, яркая и по-настоящему сильная игра, начиная с самой первой сцены знакомства зрителя с героиней и заканчивая грандиозным финалом. Я целиком проникся и актрисой, и её героиней - это было восхитительно и идеально. Более чем уверен, что лучше роль Морин никто не исполнит, включая и актёров "У моста". Одно из лучших воплощений героев МакДоны на сцене. Однозначно! Обязательно приду и на другие спектакли с участием Татьяны, а пока что - браво! Браво!!
Что же касается Мэг Марии Соловьевой, то здесь у меня нет таких восторженных эмоций. Да, грим бесподобен - старушка получилась славная. А вот что касается игры - тут тотальный провал, который вытягивает только сам образ Мэг. Абсолютно не понятно, что хотел сказать режиссёр, заставляя Марию то кричать истерично и как-то вообще не в тему, то говорить еле слышным шёпотом, но для меня, если честно, это было сущей мукой - пронзительные абсолютно неразборчивые вопли, потом резко речь, которую за переговорами и хрустом фантиков соседей практически не слышно. При том, что как раз в моменты срыва героини дикция Марии явно хромает, в результате чего речь превращается в какой-то бессвязный ультразвук. Не понравилось совершенно.
Зато вот Ибрагим Гагиев в роли Пато Дули был прекрасен. Очень характерный образ, достаточно близкий к оригинальному тексту и чудесная игра. Герой, которым действительно проникаешься именно благодаря актёрскому таланту. Молодец! Очень достойная работа!
Ну и Рэй Михаила Железнова. Весьма неоднозначное мнение по его поводу. С одной стороны, блестящая игра - эмоциональная, насыщенная, яркая, запоминающаяся. С другой стороны - какой-то изврат по отношению к оригиналу. Абсолютное непопадание в образ Рэя Дули МакДоны. Хотя, думаю, что претензии в этом плане нужно высказывать не Михаилу, а режиссёру спектакля, потому что, повторюсь, как актёр Михаил мне очень понравился - блестящее исполнение и настоящий талант!
А вот теперь я и подошёл к главной причине моего неоднозначного мнения о спектакле. К разговору о его режиссуре. Данная постановка - отличный пример, как можно испортить прекрасного автора ужасным режиссёрским подходом. И если в ГИТИСной постановке режиссёр просто халявил, что называется, элементарно не обращая внимания ни на сценографию, ни на детали, то здесь ситуация обратная - режиссёра было слишком много. Сергей Виноградов как мог извратил всю суть "Королевы красоты", поменяв всё, до чего смог добраться. Диалоги - одна из самых сильных составляющих произведений МакДоны - зачем-то были капитально изменены, а местами даже и удалены. Некоторые сцены были сыграны в абсолютно не соответствующей оригиналу манере, при том, что это очень здорово меняло эмоциональный фон и суть происходящих событий. Но больше всего возмутили вставки собственного сочинения, подчистую перечёркивающие весь глубокий смысл передаваемых МакДоной идей. Хотя, уверен, для зрителей, не знакомых с творчеством "Тарантино от театра", все режиссёрские косяки прошли попросту незамеченными. Впрочем, как и истинная суть произведения МакДоны.
И, кстати, абсолютно не понимаю необходимость разрывать такую короткую постановку антрактом. Вся прелесть МакДоновских пьес именно в том, что они утягивают зрителя в пучину отчаяния, бытовых конфликтов и душевных мук главных героев. И когда на середине спектакля, в очередной острый момент, в зале вдруг включается свет и зрители начинают расходиться на отдых, атмосфера элементарно гасится, теряется, уходит вместе с тем эмоциональным напряжением, в которое погружает нас повествование. К сожалению, жадность портит всё - практически для любого театра прибыль с буфета в антракте важнее восприятия зрителем истории.
Резюмируя же, хочу сказать, что в целом постановка мне действительно понравилась. Она сделана очень качественно визуально, ну а актёрская игра в спектакле заслуживает самых громких слов похвалы. На спектакль стоит прийти как минимум ради совершенно потрясающей Морин Татьяны Мухиной! Так что любителям социальных драм и чёрного юмора - скорее в театр, на "Королеву красоты"!

"Здесь красиво, только слепой не увидит, как здесь хорошо. Горы, все зеленое, люди такие общительные. Но все все друг про друга знают... Разве это нормально? Раз чихнешь, так двадцать лет потом дразнить тебя будут. Все, кому не лень."