Ницше

Оксана Храмцова
Ницше…

ЧТО такое Ницше? Тот самый фундамент европейского национализма. А музей философа был признан Гитлером центром национал-социалистической идеологии. Но интересен ещё и другой момент его творчества, уверенность в том, что женщина – это исключительно объект наслаждения и прислуживания ему и подобных ему. В «Так говорил Заратустра» эта позиция обстоятельно изложена:

– Пусть женщина  будет  игрушкой,  чистой  и  лучистой,  как алмаз, сияющей добродетелями еще не существующего мира.

– Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина  мало понимает в чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй.

– Пусть  мужчина  боится  женщины,  когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь  не  имеет  для  нее цены.

– Пусть  мужчина  боится  женщины,  когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина еще дурна.

– Счастье  мужчины  называется:  я  хочу.  Счастье   женщины называется: он хочет.

– "Смотри, теперь только стал мир совершенен!" - так думает каждая женщина, когда она повинуется от всей любви.

 – И  повиноваться  должна  женщина,  и найти глубину к своей поверхности. Поверхность - душа женщины, подвижная,  бурливая пленка на мелкой воде.

 – Но душа мужчины глубока, ее бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает ее.

– "Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!"

Но это позже. А что же было годом ранее?
Лу Саломе!
Луиза Саломе родилась она в семье генерала Густава фон Саломе, немца из Прибалтики. Детство и юность она провела в России и именно её считала родиной до конца своих дней. Целеустремлённая, жадно впитывающая знания, в двадцать лет Лу была уже чрезвычайно образованной, проницательной и свободомыслящей. К тому же она обладала весьма привлекательной внешностью, что вкупе с её поразительным интеллектом сводило с ума известных и знатных мужчин не только России, но и всей Европы.

Знакомство Лу Саломе с Европой началось в 1880 году, когда она под присмотром матери изучала в Цюрихе историю искусств и теологию. В 1881 году слабую здоровьем девушку родители отвезли на лечение от серьёзной болезни лёгких в Рим. Именно там юная двадцатилетняя Лу покорила сердца не одного десятка мужчин, в их числе были знаменитые немецкие философы Пауль Рэ и он самый, Фридрих Ницше.

Первым познакомился с Луизой и страстно влюбился в неё Рэ. Он написал о девушке Ницше и о предложении съехаться всем троим вместе и «вести хозяйство втроём», явно намекая на то, что Лу станет любовницей обоих. Однако Саломе неожиданно заявила, что допускает в общении между мужчиной и женщиной лишь духовную близость, которая должна воплотиться в понятии «совершенной дружбы». Рэ ничего не оставалось, как принять условие «странной русской» и остаться её любимым другом до конца его жизни. Позже Лу объясняла своё поведение тем, что «весь мир казался ей населённым братьями». Так или иначе, покорённый очарованием и оригинальностью новой возлюбленной, Пауль Рэ вновь попросил Ницше приехать в Рим, дабы своими глазами увидеть «это русское чудо».

«Скоро я отправляюсь завоёвывать её, — самонадеянно писал Ницше в ответ, — она нужна мне, если иметь в виду мои планы на ближайшие десять лет. О женитьбе разговор особый, я мог бы в крайнем случае согласиться на двухгодичный брак». Самоуверенный философ приехал в Рим через несколько месяцев. Современники утверждали, что Ницше был крайне замкнутым человеком: говорил тихо, смеялся крайне редко, а его изящные манеры и большая вежливость часто выдавали человека, любящего притворство и скрытность.

Увидев Луизу Саломе, тридцативосьмилетний мужчина и вовсе превратился в смущённого юношу. «Его первые слова, — вспоминала Саломе, — были: «Какие звёзды свели нас здесь вместе?» Значительно позже Ницше напишет своему другу: «Эта русская проницательна, как орёл, сильная, как лев, и при этом очень женственный ребёнок». И в другом письме: «Это самая умная женщина в мире».

Уже спустя неделю философ пришёл к Лу с предложением, предварительно попросив руки дочери у её родителей. Но девушка отвергла его, как и Рэ, тем не менее пригласила друзей-философов жить с ней под одной крышей. Таким образом она желала доказать обществу, что существует не только дружба между мужчиной и женщиной, но и «совершенная, идеальная дружба» между людьми. «Я до конца жизни отказалась от любви, — объясняла девушка мужчинам, — и превыше всего ценю полную свободу». Участники «Святой Троицы» приступили к выбору места для их совместного проживания. Сначала они хотели поселиться в Вене, затем в Цеплице, потом в Берлине. Наконец, был выбран Париж.

Вначале «жизнь втроём» казалась интересной и плодотворной. Все трое много читали, писали и работали. Но уже через полгода Лу делилась с Рэ: «Он (Ницше) так бурно реагирует на различия между нами… Вот почему он выглядит таким расстроенным. Если два человека такие разные, как ты и я, — они довольны уже тем, что нашли точку соприкосновения. Но когда они такие одинаковые, как Ницше и я, они страдают от своих различий». Ницше стал подозревать Рэ и ревновать Лу. Он был крайне неуравновешен и подозрителен. Возможно, его характер определяли сильнейшие страдания от мучивших последние годы головных болей, от которых он постепенно терял зрение.

С Ницше стало тягостно и невыносимо. Восхищаясь его талантом и любя его как родного брата, Лу никак не хотела принимать, что Ницше испытывает к ней вовсе не братские чувства. Нарушая их спокойствие, философ крушил всё вокруг, устраивал бурные сцены ревности. Он не желал делить Луизу ни с кем, даже с «добрым другом Паулем», а идея совместного проживания и идеальной дружбы его больше не устраивала. Ежедневные ссоры разрушали их счастливую, но непродолжительную идиллию. Лу всё больше отдалялась от Ницше и сильнее привязывалась к Рэ, любящему её тихой, преданной любовью.

Ницше казалось, будто Рэ и Саломе любовники, обманывают его, пытаясь представить всё в невинном свете. Он часто подстерегал их, подслушивал разговоры, подозревал и ревновал всё сильнее. Его подозрения подогревала ещё и злобствовавшая сестра — Элизабет Ницше, которая, возненавидев Луизу, однажды написала очень резкое и грубое письмо возлюбленной своего брата. Возник конфликт. Лу не захотела далее продолжать отношения с Фридрихом. «Когда я спрашиваю себя, — писала в воспоминаниях Лу, — что в первую очередь отрицательно сказалось на моём отношении к Ницше, то прихожу к мысли, что это были участившиеся намёки, с помощью которых Ницше хотел выставить в моих глазах Пауля в дурном свете».

Он же, уходя от Лу, писал: «Если я бросаю тебя, то исключительно из-за твоего ужасного характера». Разорвав дружбу с возлюбленной, Ницше переживал очень долго и тягостно. Он погружался в злобу и ненависть, дурно отзывался о Луизе, не раз повторял, что она была «совершенным злом» в его жизни, а о Пауле Рэ говорил: «Читать его крайне скучно. Он остроумен, но беден мыслями». Так философ заглушал свои страдания и сильнейшую боль от неразделённой любви.

Неудивительно, что он, использованный в качестве объекта для психологических игр Саломе, пытается хоть как-то заглушить раны в своей крайне ранимой и завышенной самооценке, создавая «Так говорил Заратустра». Пытается реабилитировать себя в своих же глазах, приписывая женщинам и неполноценность, и оскорбительную глупость, и неуёмное бесцельное коварство.

Женственность же, по взглядам Саломе, было совершенно обратным явлением. Она считала, что это, то состояние, которое утратили мужчины, телеологичность, телелогофалличность мужчин выворачивает их наружу. Они обречены на поиск утраченного объекта. Они всегда вне себя, в то время как женщины сохраняют себя в своем безобъектном нарциссизме. Как в формуле Протагора женщина занимает место человека: «женщина — мера всех вещей.», так и у Саломе женщины целостны, завершены, живут в единстве духа, разума, тела и чувств. Мужчины же в большей степени дифференцированы, никогда не целостны, никогда не удовлетворены, всегда находятся в движении, в поиске.

К слову сказать, все ее книги, какие нашли, нацисты демонстративно сожгли…

Как ни старалась Лу, она так и не смогла научить упёртого Ницше самому главному качеству в жизни, к которому всю жизнь стремилась сама, – быть в гармонии с собой. Он так и остался верен своей идеологии, подпитываемой ранимой самооценкой, что он, как мужчина, просто обязан был единолично получить себе в пользование другого человека, женщину, а не найти для начала гармонию противоположностей в самом себе.

А она была решительной противницей «теории половинок», в которой таинственный и многозначный платоновский миф сентиментализирован для массового употребления. Лу была убеждена, что самая глубокая любовь вспыхивает не тогда, «когда две половинки находят друг друга, но когда одно целое с трепетом узнает себя в другом целом». Ницше же видел в Саломе только объект для завоевания, тем самым мешая и себе, и ей раскрывать в себе своё «собственное целое».

К счастью, ему не удалось обыграть великую мыслительницу с русским происхождением. Он проиграл. Проиграл, и ушёл, как изгнанный из дома пёс.

Через шесть лет Фридрих Ницше сошёл с ума и был направлен в психиатрическую лечебницу.

Психическое состояние философа ухудшалось с каждым днём: то он воображал себя Фридрихом-Вильгельмом IV, то говорил, что женат на Козиме Вагнер, то прыгал по палате и издавал нечленораздельные звуки, спал всегда на полу у своей кровати. 25 августа 1900 года мыслитель скончался.

Использованные источники:

Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»

Анна Романовна Сардарян «100 великих историй любви»

Виктор Мазин «Роковая женщина Лу Андреас-Саломе»

Лариса Гармаш «Предчувствие христианской тантры» (Предисловие к книге Лу Саломе "Эротика")