Афганистан и Крым

Станислав Бук
Афганистан и Крым.

Сегодня, 25 декабря, исполняется 35 лет со дня ввода в Афганистан ограниченного контингента советских войск.
Сейчас разделились мнения о том, насколько правомочным было это действие со стороны СССР. Превалирует мнение: это была ошибка; или – это был результат агрессивной природы СССР.
Именно эти мнения настойчиво внедряются в головы следующих поколений.
Однажды, лет 7 – 8 тому назад в украинском городке Черкассы в маршрутке я подслушал разговор мальчишек:
- Ты вжэ бачив кино «Девятую роту»?
- Ни, нэ бачив. А про шо?
- Та про Афганистан, як там цила рота загинула.
- А що то за Афганистан? Там була вийна?
- Ну да, там руськи воювали.
- А за що?
- Та всэ им мало.

Люди пытаются анализировать события с позиций сегодняшнего дня.
Я задаю себе вопрос: а можно было не вводить войска?
Ответ такой же, как на вопрос: а можно было не присоединять к России Крым?
Совершенно аналогичные ситуации:
- мы не представляли себе НАТО в Крыму.
- Тогдашние руководители СССР не представляли себе американские военные базы в Афганистане – в этом «подбрюшьи» СССР, у самых наших южных границ.
А ведь с вероятным противником  – НАТО – у нас почти не было общих границ. Горная граница с Турцией, членом НАТО. И кусочек с Норвегией на крайнем севере.  Отсутствие общих границ между СССР и НАТО оберегало обе стороны от внезапного нападения, ещё одна гарантия мира.

В СМИ очень мало пишут о гуманитарной миссии СССР в Афганистане, о построенных там школах и больницах, фабриках, о тысячах афганцев, получивших образование в нашей стране.
Мало пишут о том, что советская армия ограничивалась охраной дорог и объектов, не строила в Афганистане военных баз на долгосрочную перспективу, даже пленных передавала армии ДРА.
Но афганцы помнят. Даже знаменитые бывшие полевые командиры душманов часто высказывали сожаление, что пошли на поводу у заокеанских доброжелателей и воевали против русских.

Некоторые детали, хорошо известные мне и, может быть – меньше широкому читателю:




Дело в том, что я помню, как осуществлялся ввод. В Баграме за два-три дня до ввода наша десантура и "квази"пехота ("мусульманский батальон") сидели в ангарах и ходили в туалет на вёдра... Первыми пошли ИЛ-76-е с десантурой на аэродромы, и они были захвачены, и уже шли развёрнутые кадрированные дивизии из партизан. По дорогам следом за армией шли наши гражданские "дальнобойщики" с грузами.
Кстати, не верь басням, что Брежневу "стукнула моча в голову" и он решил... К началу ввода несколько лет призывались партизаны и тренировались в горах-пустынях на 1000-километровых маршах, но в остальных округах - только на 500км. Были созданы карты Афганистана, и это при том, что до 2000 года у нас не было карт на всю нашу территорию, даже не было карт на приграничные районы с Ираном и Афганистаном. Провести картографическую съёмку всей территории Афганистана в 70-е годы - для этого потребовалось не менее 4-5 лет...
Наконец, была проведена огромная работа с населением, которое встречало нас довольно дружелюбно. Фактически была ликвидирована агентура ЦРУ (наши дивизии шли по туннелям Афганистана, а "Голос Америки вещал об учениях у границ Афгана с целью устрашения).

"Мусульманский батальон" был набран из таджиков, владеющих языком фарси - главным языком Афганистана - по многим частям ТуркВО. Сначала их собрали в Чирчикской бригаде спецназ, одели-обули в афганскую военную форму и то ли перебросили на аэродром Кабул прямо, то ли сначала на аэродром Баграм, а оттуда в Кабул. При штурме дворца Амина их расставили по перекрёсткам, а затем быстренько собрали и отправили обратно. Переодевали в родную форму ночью прямо на военном аэродроме Тузель на окраине Ташкента.
Наша часть располагалась рядом и выделила для перевозки этих людей машины.

Стрельба началась с приходом весны 80-го. В мае 80-го погиб мой друг капитан Клюев Алексей...

В марте, апреле или мае 81-го  я однажды перехватил по радио приказ "пленных расстреляйте". Кто кому отдавал этот приказ, почему, не знаю. Думаю, приказ был выполнен. Задолго до этого мы знали, что пленных, переданных представителям ДРА, потом приходилось брать в плен ещё раз. Но не думаю, что приказ расстрелять пленных был отдан по этой причине. Скорее всего, пленные оказались у наших, которые сами были в окружении.

Не буду дальше распространяться об афганской кампании. Интересующихся читателей могу отослать к воспоминаниям Александра Карелина, Игоря Исетского и других писателей-«афганцев» здесь на прозе.ру.
Интересные статьи поместили сегодня Игорь Исетский и Константин Кучер в электронном виртуальном журнале «Школа жизни».

Хочу только пожелать нашим читателям: постарайтесь разобраться сами и понять других, особенно наших воинов-афганцев.








.