Балтийские круизы

Вячеслав Кисляков 2
    Хроники 1983 года.

     В новом году, после курсов в Ленинграде, я был в отпуске дома до 26 января. За это время мы  с Аленой сделали полный ремонт во всей  квартире. А  с 27.01.1983 г. я вышел на работу, сменив капитана Валентина Соболина, который подменял штатного капитана Кононова В.В. после двух осенних  кубинских рейсов, в которые я не ходил. Теплоход «Клавдия Еланская», после прихода  из кубинских рейсов,  стал на два месяца в очередной ремонт на Мурманский СРЗ. Капитан  Кононов В.В. ушел в отпуск на полгода -  до июня месяца. Вот мне и пришлось заканчивать очередной ремонт и готовить судно для круизов по Балтике.

     Из ремонта судно вышло 23 февраля и сразу же вышло в рейс на Иоканьгу. Со мной в рейс пошел и Володя Самодергин в должности капитана-наставника.  Он сходил со  мной три рейса, а с 6 марта я начал делать рейсы самостоятельно. 14 марта меня аттестовали капитаном пассажирских судов, хотя я был утвержден в должности капитана еще 01 марта 1979 года на тх «Канин». Но случай с посадкой «Клавдии Еланской» на мель 01 июня 1980 года, заставил свой путь на капитанский мостик мне  повторить заново, хотя, как я писал ранее, в этой аварии я виноватым себя не считал. Ну, да ладно…  Но, опять неудача. Для получения диплома капитана дальнего плавания у меня немного не хватало ценза.

     17 марта я сдал дела Рубцову Евгению Павловичу, чтобы он мог сделать переход до Риги, откуда мы начнем совершать круизы. Я пока буду работать в должности дублера капитана, чтобы к лету заработать недостающий плавательный капитанский ценз. Конечно, дублером работать спокойнее и легче.

     Вышли мы из Мурманска  в Ригу в 23 часа 17 марта. На отходе капитан Рубцов Е.П. списал на берег 4-го помощника капитана Радченко К.У., который напился и не оформил в портнадзоре отход судна в рейс. Переход до Риги проходил при штормовых условиях и при сильной болтанке. Давно уже такого не было. Начало сильно штормить сразу с выходом в Баренцево море и до самых Лофотенских островов нас одолевала в основном килевая качка.

      Лофотенские острова скалисты и разделены между собой в основном узкими проливами. Максимальная высота — 1161 м над уровнем моря. От континентальной Норвегии отделены проливом Вестфьорд. Между островами Ферё и Москенесё расположен знаменитый водоворот Мальстрём. Близко приближаться к берегу в шторм здесь опасно.

      Быстро темнело и погода не предвещала ничего хорошего, кроме ветра, его, как раз хватало, иногда даже с излишком. В небе громоздились грозовые тучи большими и малыми стадами и сверху их как-то совершенно спокойно освещала луна, которую временами было видно в прогалинах между ними. Ветер проявлял завидное разнообразие как по силе, так и по направлениям, поддерживая  экипаж "Клавдии Еланской"  в состоянии готовности к любым неожиданностям. Пока всё было в пределах приличного... Молнии сверкали всё ближе, гроза не собиралась заканчиваться, каждая туча несла свой грозовой заряд и, постепенно, молнии засверкали вокруг нас, укрыться от грозы всё равно было негде.  Картина, конечно, была грандиозная, куда до неё рукотворным   фееверкам, сверкали молнии всех размеров и направлений, а бастионы туч громоздились, подсвечиваемые вспышками  молний и луной. Боевые действия велись как по горизонтали, между группировками туч, так и между землёй и небом. Близкие вспышки вертикальных молний выводили, на некоторое время, глаза из разумного восприятия мира, в глазах запечатлевался образ последнего произведения природы, потом , постепенно зрение возвращалось к выполнению своих обязанностей. Какая сегодня луна! Большая, белая, очень близкая и неоновая. На такую луну не хочется выть, под такой хочется просто стоять, задрав голову и охреневать. Полнолуние, блин...

      В районе Лофотенских островов волна и ветер волна и зыбь пошли со стороны океана нам в борт, а килевая качка вскоре перешла, сначала в смешанную, а затем  в бортовую. Крен достигал до 40-45 градусов. Плавание в таких условиях очень тяжелое, так как поспать или просто немного  отдохнуть никто практически при такой качке  не может нормально. Длилось это до тех пор,   пока мы не зашли в пролив Скагеррак.

     Миновав северные проливы, мы вошли в пролив Зунд, разделяющий собой Данию и Швецию.  В северной части Зунд настолько узок, что одновременно можно увидеть два берега и две страны. В этом месте на шведском берегу расположен небольшой городок вытянувшийся вдоль пролива, с прекрасной набережной застроенной современными зданиями. В основном это отели и конторы различных представительств и фирм. Вдоль набережной от проезжей части до кромки воды тянется узенькая полоска песчаного пляжа заполненная в солнечный день загорающими людьми. Судно проходит от берега очень близко всего  два-три кабельтова. Датский берег тоже очень хорошо виден. Сначала замечаешь, хорошо видимый с борта судна, международный аэропорт Копенгагена. В Копенгагене я был много раз при выполнении на "Клавдии Еланской"  круизов по Европе. Как-то наблюдал с секундомером в руках, как часто садятся самолёты в этом аэропорту - оказалось, примерно каждые полторы-две минуты...А спустя некоторое время напротив города на шведском берегу, открывается датский город Хельсингер.
               
   И вообще, когда ты идешь по проливу, создается впечатление не очень широкой реки в живописной местности. Сходство с рекой усиливает оживленное движение судов с множеством прогулочных яхт и купающиеся у берегов люди. Переплыть пролив не составляет труда. Надо смотреть в оба глаза. Матрос с биноклем стоит постоянно на ходовом мостике. Наблюдение должно вестись постоянно. Причём, как предписывают правила, всеми имеющимися средствами. Техника - техникой, но мало ли что может появиться на воде прямо по курсу. Бывало такое в жизни не раз.  Обязанность вперёдсмотрящего – не просто смотреть по сторонам, а смотреть в оба! Тем более в такой узкости как пролив Зунд. Это занятие весьма ответственное. В спокойную солнечную погоду  нередко можно встретить пловца плывущего из Швеции в Данию или наоборот, просто ради спортивного интереса. Паромы через пролив Зунда ходят, как мне казалось, чаще чем автобусы в наших городах. Многие люди, живущие в Швеции, каждый день утром едут паромами на работу в Данию, а вечером -  обратно. Бдительность на мостике должно быть на высоте!

     В проливе Зунд погода наладилась окончательно, но с выходом в Балтийское море опять заштормило и начало сильно качать.

    В Ригу мы прибыли в 7 утра, а комиссия КПП появилась только в 09.00. Из-за постоянного шторма я не спал почти две суток, как и многие другие, но и с приходом в порт спать было некогда.  В 11 часов на судно прибыла руководство Рижского бюро путешествия и дирекция круиза, с которыми надо было срочно решать все вопросы по организации круизов. Капитан Рубцов Е.П. считался капитаном чисто номинально, так как на пассажирских судах он никогда не работал. Все  переговоры с дирекцией круизов и руководством Рижского турбюро, легли на меня и на нового  пассажирского помощника капитана.

    Директором будущих Балтийских круизов был Олег Витальевич Трофимов, латыш по национальности. Когда все   гости разъехались, я сходил в город, чтобы позвонить домой. Дозвонился только час  через полтора, и то с трудом. Послал с почты домой и родителям  также и письма. Денег с собой практически не было, так как я оставил почти все деньги дома - семье. Кое-что все-таки купил себе в рейсы.

    Первый наш круиз состоял из  шести групп: туристы были из Алма-Аты, Хабаровска, Челябинска, Свердловска, Оренбурга и Гусиноозерска. В основном люди среднего возраста. Новый пассажирский помощник капитана в своей  работе почти не тянет, а с директором ресторана Андриановым Юрой  у него контакта особого нет. Работа пассажирской службы не клеится.

     Пассажирский помощник должен четко держать в руках всю службу, а он  в основном разменивается по мелочам и не видит главного, многое забывает. Людей он также не знает. За ним  самим нужен  с моей стороны  постоянный контроль, так как любит заглянуть в рюмку,  а также нужен  контроль и за исполнением своей работы работниками всей пассажирской службы. Да! Это не Толя Абгарян! Тот всегда, прежде всего, болел за работу всей службы и за всех своих подчиненных. Работал всегда, не считаясь со временем, и пока дело не сделает,  как следует, - спать не ляжет. А этот, скорее всего в норку нырнуть норовит…

    Всего мы сделали весной шесть круизов, которые начали 25 марта, а закончили 14 мая. Круизы начинались и заканчивались в Риге. Они проходили по маршруту Рига – Ленинград - Таллин – Рига и были рассчитаны на 8-10 дней. За время круизов я, кроме самих перечисленных в расписании городов, посетил вместе с туристами Петродворец, Саласпилс и  Сигулду. Директор круиза Трофимов О.В. оказался прекраснейшим человеком и отличным экскурсоводом. К нам он относился превосходно и дело свое знал профессионально. Работать с ним было очень приятно.  В середине апреля  на судно приехал  новый помполит, который подменил  Богомолова В.А.  Новый помполит Шубин Виктор с первых же  дней организовал  очень  активную работу в экипаже, не давая  народу спать.

    25 апреля я встретил в Ленинграде тетю Нину, которая ехала из Мурманска в Боровичи с сыном Игорем,  и помог ей сесть на   поезд до Боровичей. А на следующий день принимал на судне родственницу Алены – Андрееву Таисию с ее сыном Яшей.

    29 апреля мы закончили четвертый круиз и решили Первомай встретить в Рижском интерклубе.  Пригласили на вечер Вию Фрицевну Артмане – народную артистку СССР.
Вечер прошел очень даже неплохо, хотя в речах Артмане В.Ф.  так и несло неподдельным национализмом, что мне очень не понравилось. Сидел я рядом с Вией и постоянно ей подливал отличный армянский коньяк, который она с удовольствием пила, пока не опорожнила полулитровую бутылку. Потом мы с ней пошли еще и танцевать. На память она подарила мне свой автограф на своей же фотографии.

    14 мая 1983 года мы закончили последний шестой круизный рей, а 15 мая вышли из Риги на Мурманск. Все круизы были  выполнены неплохо – замечаний не было, а только одни благодарности.

   17 мая вышли из проливов. Погода почти летняя. Настроение у всех членов экипажа  уже полностью  домашнее. Через три дня будем дома. Но отпуск мне не дают, так как надо принимать дела капитана до прихода в июне капитана Кононова В.В.

    У Лофотен получили РДО от начальника пассажирской службы Когана С.А., который меня обрадовал тем, что 22 мая в 08.00 надо выходить в рейс на Озерко. В этом весь Коган – ни минуты покоя! А я надеялся, что хоть пару дней побуду дома с семьей – своей любимой Аленушкой и доченькой  Оленькой. Но работа – есть работа и нам за нее деньги платят. Да к тому же  любую работу  служба   кадров и руководство ММП всегда оправдывает одной  лишь фразой –  это «производственная необходимость».

    Я поработал на местных линиях до прихода Кононова, потом сходил в европейские круизы, арктический круиз, а с 01 октября по 25 декабря выполнял рейсы на Кубу, ну а новый года   провел  в Мурманске.

    В августе мне дали месяц отпуска и я первый раз поехал в отпуск, как белый человек - на своей личной машине ВАЗ-2103, госномер 98-30 МО. Машина была пятилетняя, но экспортного исполнения и обошлась мне больше 10 тысяч рублей, хотя абсолютно новая машина   стоила 7,8  тыс. руб.

    Приключения начались сразу же после ее покупки у одного военного медика-еврейчика  – капитана 3 ранга.  Сволочью этот гад  оказался приличной. Покупали мы машину вместе с Толей Абгаряном в ноябре 1982 года. Сначала вояка так начал расхваливать свою машину, что мы сразу же на нее и клюнули. Во-первых, говорил нам этот  жидовин – это же тройка! Во-вторых – она экспортная! В-третьих – у нее  новые колеса и новый  аккумулятор! А в-четвертых – имеется спецбак под бензин, который он отдает мне бесплатно в придачу к машине, да еще плюс какие-то запчасти.

    Смотрели мы с Толей  машину днем, а приехали за ней  на следующий день – вечером, уже  в темноте. Денег у меня таких не было, так что пришлось еще  занять три тысячи рублей у нашего системного механика Сидлецкого Бориса на полгода и под проценты. На радостях мы даже не проверили, что этот чмо  - кап три, мне подсунул. Машину мы, после оплаты ему  наличкой, пригнали поздно вечером ко мне в гараж и там же с Толей и Борисом хорошо ее обмыли тремя бутылками дорого (по 10 руб.)  коньяка…

    А на следующий день  выяснилось, что аккумулятор оказался старым и почти  не работающим, так как машину завести мы не могли из-за его полной разрядки. Кое-как с толчка мы завели машину и поехали с Толе Абгаряном за аккумулятором. У магазина «Метеор» выяснилось,  что все колеса этим еврейчиком также были ночью поменены на старые – б/у.  Жил же этот урод где-то в   Североморске, но   нам туда без спецпропуска въезд был запрещен. Да и телефон  его оказался ложным. Вот так я приобрел для себя автомобиль. Но прослужил он мне еще 20 лет, хотя и бензин постоянно  жрал  немерено (до 17 литров на 100 км. зимой, а на трассе летом – 10 литров). Ну да ладно! Бог ему судья. Я его больше никогда после этого  не видел и не встречал.

    Лето 1983 года наша Оленька провела в трудовом лагере под Херсоном – в Скадовске, где школьники из Мурманска собирали различные ягода и фрукты. А Игорь отдыхал по путевке в Анапе. В начале августа Оля должна была возвращаться  из Скадовска в Мурманск поездом, но мы решили приехать в Витебск и забрать ее с поезда, чтобы ехать дальше в отпуск. Ехать мы должны были  в Витебск из Боровичей, где должны были забрать еще и Игоря от тети Нины. Долго я думал, как же мне  ехать и решил сократить путь через Старую Руссу. Но как говорится: «Езжай всегда проверенной дорогой» или  еще: «Кратчайший путь может оказаться самым длительным». Так у меня и получилось.

   В лесу  перед Старой Руссой при обгоне грузовика я влетел в яму и пробил поддон двигателя. Масло все вылилось, сломался шток центробежного регулятора и сам масляный насос…  А грузовик уехал, даже не остановившись. А ведь  назавтра Оля должна была в обед ехать мимо Витебска, где я ее должен был снять с поезда. Можно представить какое у меня было состояние!  Одни остались в лесу и даже  неизвестно где? Машина сломана, никого нет рядом, а время уже около пяти часов вечера. На мое счастье я издалека увидел, что едет по лесной дороге попутный грузовик. Перегородил ему дорогу, чтобы он остановился хотя бы. Оказался за рулем грузовика  молодой парень, но ему со мной было  не по пути. В общем, я ему объяснил свое состояние и пообещал заплатить 50 рублей, чтобы он только дотащил меня на буксире до станции техобслуживания в Старой Руссе. В конце концов,  он все-таки согласился на мои условия.  При этом попросил его ехать не очень быстро, так как у меня еще не было опыта езды на буксире, а в кабине  сидят жена и сын.

    Вначале он вроде бы ехал не очень  быстро, но через какое-то время начал прибавлять скорость, потом тормознул резко, и я наехал колесом на буксирный трос, который тут же и намотал  на колесо. Машину поволокло боком, а справа -  обрыв метра три  и болото! Я и кричал, и сигналил, и вообще не знал, что делать.  Уж даже  не знаю, как он увидел, что мы почти уже переворачиваемся  с обрыва и успел остановиться. Я хотел было  вылезть из машины, но она качнулась в сторону болота. Я даже  вылезть из машины не мог – боялся, что машина опрокинется с обрыва, а  мы все потонем в болоте. Попросил его  как-то оттянуть меня от обрыва, что он понемногу и сделал. Это было что-то! Страху мы тогда натерпелись все.  Кое-как мы добрались до станции ТО, но она уже закрывалась, а  все работяги  скорее  спешат по домам. А впереди у них было  два дня выходных….

     В общем, пришлось мне отдать слесарям почти 20 кг палтуса копченого и другой мурманской рыбы, которую я вез в отпуск. Заплатил я им еще и тройную цену за ремонт и за запчасти, но в Витебск я  приехал без 2-х минут до отправления поезда в Мурманск.

    Я увидел свою Олю еще  издалека. Она  стояла одна в тамбуре вагона и глядела  по сторонам, ища своих родителей. Я начал кричать на весь вокзал, чтобы Оля скорее выходила на перрон, и она, слава Богу,  меня услышала. Это было наше счастье! А то ведь Оля могла бы уехать в Мурманск, а там никого из  знакомых  летом не было, да и ключей у нее даже  от квартиры нашей   не было. Вот такое было наше отпускное приключение в 1983 году. Но, все закончилось благополучно!

    Это была моя первая поездка на автомашине из Мурманска в отпуск.  Мы были в Немойте, Новгороде  и в Боровичах. Со мной были Алена, Оля и Игорь.

    Еще одно событие хотел бы вспомнить. Как я уже писал, в 1983 году Алене, которая лежала в областной больнице,  пьяная медсестра, делая укол в вену, заразила ее  гепатитом Б.   После этого случая, жена тяжело заболела, и пока я был в рейсах на Кубу, она лежала в инфекционной больнице, а  Олей с Игорем занималась тетя Нина.

    К сожалению, в Ленинграде 23.10.1983 г. умерла бабушка Дуня - бабушка Алены по ее матери. Бабушка Дуня (Малышева) меня очень любила, а я ее. Ей было 82 года. Похоронили  бабушку Дуню на кладбище недалеко от аэропорта Пулково.
      
    В 1983 году я был направлен в  командировку в Москву на ВДНХ, где по итогам     голосования, мне была присуждена большая золотая медаль ВДНХ за  вклад в деле организации туристических круизов в Мурманском морском пароходстве, но получить эту медаль мне так  и не пришлось, так как ее присвоил для себя капитан Кононов В.В., а в документах о награждении  фамилия Кисляков была замазана и  переправлена на  Кононов. Это была несправедливо с его стороны по отношению ко мне.  Но, уж больно ему хотелось получить эту медаль,  что он пошел на такую вот  подлую подмену.  Ну,  да Бог ему судья. Бог его позже и  наказал. И пусть земля ему будет пухом. Я зла не него не таю… 

   Ниже я дам некоторые сведения о тех государствах,  портах, городах и музеях, которые мы посещали на теплоходе «Клавдия Еланская» в европейских круизах в 1982-1983 году и о которых я ранее еще  не писал.

    Мурманск  (до 1917 — Романов-на-Мурмане) — город на северо-западе России, административный центр Мурманской области. Население — 302 468[2] чел. (2013). Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Один из крупнейших портов России. За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя. Мурманск награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая Звезда». Мурманск – город Герой.

     Королевство Норвегия - государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих к Скандинавскому полуострову мелких островов, а также архипелаге Шпицберген (Свальбард), островах Ян-Майен и Медвежий в Северном Ледовитом океане. Зависимой территорией Норвегии является остров Буве в южной части Атлантического океана. Также, Норвегия претендует на территории в Антарктике, подпадающие под
действие конвенции 1961 года — Остров Петра I и Землю Королевы Мод. Норвегия граничит с тремя государствами: со Швецией — на востоке, с Финляндией и с Россией — на северо-востоке. Страну омывают Баренцево море — на северо-востоке, Норвежское море — на западе и Северное море — на юго-западе. Название страны происходит от древнескандинавского слова Norrvegr — «путь на север». Форма правления — конституционная монархия, форма государственного устройства — унитарная. Король — Харальд V, премьер-министр — Эрна Солберг. Норвегия подразделяется на 19 фюльке (губерний), которые объединяются в 5 основных неофициальных регионов. Столица Норвегии и резиденция правительства — Осло.

    Тролльхауген — (норв. Troldhaugen; Холм Троллей) — дом норвежского композитора Эдварда Грига, расположенный около его родного города, Бергена. Прах композитора и его жены захоронен в горной могиле около дома. Дом, рабочая избушка, усадьба и окружающая местность — теперь открытый музей Грига. Сам композитор назвал этот дом своим лучшим творением и активно участвовал в его создании, хотя здание было разработано его троюродным братом, талантливым архитектором Шаком Буллем. Вилла построена в модном по тому времени викторианском стиле с просторной верандой и башней. На крыше башни установили флагшток, откуда развевался норвежский флаг каждый раз, когда Григ был дома. Большие окна позволяют наслаждаться красивой норвежской природой даже изнутри, а также впускают много света и воздуха в дом. Комнаты с высокими (4 метра) потолками, комфортной мебелью и прекрасным видом из окон на небольшой залив Нуросваннет сохранили особую атмосферу и позволяют посетителям чувствовать себя комфортно. Первый этаж открыт для посещений и включает мемориальную комнату, столовую, гостиную и веранду. Недалеко от дома Эдвард Григ построил небольшой флигель, так называемую Хижину Композитора, где он мог уединиться, и где было создано немало прекрасных музыкальных произведений  классической музыки.

    Музей Кон-Тики (норв. Kon-Tiki Museet) — музей, посвящённый жизни и деятельности Тура Хейердала. Расположен в Осло на полуострове Бюгдёй, рядом с музеем Фрама. Главным экспонатом музея является плот «Кон-Тики», на котором Тур Хейердал в 1947 году пересёк Тихий океан.
«Фрам» (норв. Fram — «вперёд») — норвежская деревянная парусно-моторная шхуна, специально построенная для нужд полярных исследований, в частности, длительного дрейфа в паковых льдах. Конструктор — Колин Арчер, автором проекта был Фритьоф Нансен, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. От самой постройки судно было государственной собственностью. На «Фраме» в 1893—1912 годах были совершены три экспедиции к Северному и Южному полюсам: Норвежская полярная экспедиция (1893—1896) под началом Фритьофа Нансена, Норвежская арктическая экспедиция (1898—1902) под руководством Отто Свердрупа, Норвежская антарктическая экспедиция (1910—1912), возглавляемая Руалем Амундсеном. В ходе этих экспедиций шхуна достигла широт - 85° 57' с. ш. и 78° 41' ю. ш.  Шхуна Фрам  дрейфовала в паковых льдах Центральной Арктики 1041 день - от острова Котельный до Шпицбергена, два с половиной раза обогнула земной шар, пройдя более 54 000 морских миль (100 000 км).  20 мая 1936 года был открыт Музей Фрама,  в котором шхуна экспонируется под стеклянным шатром.

    Хельсингёр (дат. Helsing; англ. Elsinore — Эльсинор) — город на северо-восточном побережье датского острова Зеландия. Всемирно известен как место действия пьесы Вильяма Шекспира «Гамлет, принц датский».

    Кронборг — замок в Дании, рядом с городом Эльсинор на северо-восточной оконечности острова Зеландия. В этом месте ширина пролива Эресунн между Данией и Швецией составляет всего 4 км, что придавало замку важное военно-стратегическое значение в течение долгого времени.

     Королевство Швеция (швед. Sverige) — государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове. Форма правления — Конституционная монархия. Название страны происходит от староскандинавского Svea и Rige — «государство свеев». Столица — Стокгольм. По площади (449 964 км;) Швеция занимает третье место среди стран Западной Европы и пятое среди стран всей Европы. Стокгольм (швед. Stockholm) — столица и крупнейший город Швеции. Расположен на восточном побережье озера Меларен. Исторически данная территория была очень важна для Швеции. Город был построен на четырнадцати небольших, не связанных друг с другом островах, откуда можно было перекрыть выход судов в озеро Меларен. С тринадцатого столетия Стокгольм является крупным экономическим центром страны. В Пригородной зоне Стокгольма живёт 1 252 020 человек (данные за 2005 год) — это самая населённая территория Швеции. В то же время население Стокгольмской агломерации составляет 2 109 202 человек. В Стокгольме находятся главная резиденция шведского короля, международный аэропорт Арланда, заседают шведское правительство и риксдаг. Позиционирует себя как «столица Скандинавии».

    Хайгейтское кладбище (англ. Highgate Cemetery) — кладбище, расположенное в Хайгейте, Лондон, Великобритания. Кладбище в своем первоначальном виде было открыто в 1839 году, как часть плана по созданию семи больших, современных кладбищ (известных как Магическая семёрка) вокруг Лондона. Могила Карла Маркса, Египетская улица и Колумбарий — сооружения Первого уровня британского списка сооружений. Советские люди посещали это кладбище в обязательном порядке.

    Лит (англ. и скотс. Leith ) — в прошлом небольшой самостоятельный портовый город в Шотландии, ныне (с 1920 года) — северный район и порт Эдинбурга.

    Холирудский дворец (англ. Holyroodhouse) — официальная резиденция британских монархов в Шотландии, расположенная в столице этой страны — Эдинбурге. На месте комплекса зданий дворца первоначально находилось Холирудское аббатство августинского ордена, основанное в 1128 году королем Шотландии Давидом I. C XV века аббатство стало активно использоваться для проведения коронаций и организации свадеб особ королевского рода. В XVIII веке крыша главного здания обрушилась, и в настоящее время аббатство представляет собой хорошо отреставрированные развалины. Сейчас дворец используется королевой Великобритании во время её официальных визитов в Шотландию.

  Мне посчастливилось, работая на теплоходе «Клавдия Еланская»,  побывать неоднократно во всех этих знаменитых местах и  музеях, самому лично прикоснуться к истории разных европейских стран и городов. И сегодня мне есть что вспомнить из своей морской жизни…