Греческий терминал

Алексей Че
   Стюардесса разбудила меня незадолго до посадки. В салоне стало значительно темнее, чем пару часов назад, когда самолет вылетел с Кипра. За бортом шла сильная гроза, и вспышки молний освещали испуганные лица пассажиров. Кто-то спросил стюардессу: "Не ударит ли молния в наш большой железный самолет?"...

   Пилот мастерски совершил посадку на мокрый асфальт. Греческая старушка, лет семидесяти, перекрестилась, а остальные зааплодировали. Зажегся свет, самолет остановился, и в проходах сразу образовалась пробка. Выход не открывали еще полчаса. Плохая погода, слабое освещение и слабые нервы пассажиров, делали обстановку похожей на начало фильма ужасов. Объявления по радио сообщали о непогоде, и призывали сохранять спокойствие. В очередном радиообращении, сквозь шум и возню, я услышал свое имя. Это так странно, слышать свое имя и фамилию на английском языке, и с греческим акцентом. Меня просили срочно подойти к капитану.

   В начинающейся панике, все глазели друг на друга, пытаясь понять, кого именно вызывают, и не по этой ли причине задерживается выход. Пробираться через толпу к капитану, в узком проходе, довольно сложно, и поэтому я решил пока не обнаруживать себя. За тридцать минут в салоне почти не осталось воздуха и, чтобы избежать давки, открыли сразу два выхода.

 

   Дело в том, что Греция, не была последней страной моего путешествия. Это промежуточная остановка, и шенгенской визы у меня нет. Понимая это, я заранее знал, что мне предстоит провести восемь часов в терминале аэропорта.

 

   Уже на трапе, я сообщил о себе. Очень приятная женщина-полицейский дожидалась меня на взлетной полосе. Мы сели в специальный автобус и отправились в терминал. По дороге она объяснила, что аэропорт "Македония" в городе Салоники - устроен не как транзитный. И, поэтому, мой паспорт будет находиться в офисе полиции, а меня сразу проводят в зону между таможней и паспортным контролем.

 

   Автобус подъехал к служебному входу. Женщина-полицейский улыбнулась на прощанье, мой паспорт перешел в руки полицейского с серьезным лицом, потом в руки другого - приветливого полицейского, за которым мне и следовало двигаться. Он привел меня в офис, оформил какие-то документы, передал дежурному мой паспорт и пригласил пройти в зал ожидания.

 

- Итак, здесь вы проведете время до вылета. - мы оказались в большом зале. Людей было не много. - Тут вы найдете кафе и кресла, там - магазин дьюти фри, сразу за ним туалет.  Полагаю, вы помните, как пройти в наш офис?

- Да.

- Приходите за час до вылета, кто-нибудь из наших сотрудников сходит с вами к стойке регистрации.

- Договорились.

- Вот и славно. Надеюсь, что из-за погоды ваш вылет не задержат. Не скучайте!

 

   Полицейский офис отлично виден из зала ожидания, зайти туда не составляет ни какого труда. Но пока рано, мне еще четыре часа надо чем-то себя занимать. Спать не хотелось, и за последние три часа я уже выучил весь терминал! Поел, выпил уже два кофе, прочитал все объявления, и даже нашел кресло, единственное из двухсот, на котором мой телефон поймал бесплатный сигнал WiFi. Посмотрел половину фильма "Назад в будущее 2", и вдруг понял - я хочу выкурить сигарету.

 

   Объявления гласят: "Курение на территории аэропорта строго запрещено! Пенальти 500 евро и выше!".

 

   В терминале есть все для жизнедеятельности, но курить нельзя. Возможно, мне и не хотелось бы закурить так сильно, если бы эту мою свободу не ограничили. Но время шло медленно. У меня не было с собой книги, чтобы отвлечься, и батарея на телефоне садилась. Я по второму разу прошел через весь магазин дьюти фри, и прочитал расписание вылетов. Это не помогло. Тогда, я достал одну сигарету, решил, что это меня успокоит, но стало только хуже, еще сильнее захотелось курить.

 

   План созрел намного раньше, чем я это понял.

 

   В офисе полиции, дежурный офицер сидел за столом и перебирал бумаги.

 

- Здравствуйте, у вас мой паспорт...

- Да, все верно. – дежурный откопал паспорт из под бумаг.

- Я... просто, хотел бы напомнить о себе. И о том, что кому-то из ваших сотрудников придется сходить со мной для регистрации на рейс.

- Да, конечно. Во сколько?

- За час до вылета.

- И это будет, через... ?

- Через три часа.

- Мы так и поступим, когда придет время. - он был чем-то очень занят, и в его вежливости угадывалось нетерпение, - у вас еще есть вопросы?

- Да, есть. Сможет ли кто-то из ваших коллег сходить со мной на улицу, сейчас? Я очень хочу курить, если честно.

 

   На лице офицера появилось большое сомнение, он задумался на целую минуту. Я попробовал представить, что бы ответил российский полицейский на такую просьбу. И решил, что ответ может быть: пятьдесят на пятьдесят.

 

- Хм... у нас сейчас нет свободных людей, - он подумал еще какое-то время и сказал, - подождите здесь, я посмотрю, что можно сделать.

 

   Офицер ушел во внутренние помещения. Туда, откуда доносился разговор нескольких человек и громкий смех басом. Мой паспорт, он прихватил с собой. Этот офис не выглядел казенным и строгим учреждением. Светло-голубые стены, белый потолок, мягкая мебель, карта Европы на стене. Это было больше похоже на турфирму. Вскоре, дежурный вернулся.

 

- Будьте пока в терминале, на виду! Наш человек вас проводит, когда освободится.

- Спасибо!

 

   Невероятно! Я был счастлив. Вышел в зал, устроился на ближайшем кресле, сел лицом к офису, и стал ждать. Вскоре, ко мне подошел мужчина, похожий на Аля Пачино, и спросил:

- Это вы, тот русский, который хочет курить?

- Да, - говорю, - тот самый!

- В таком случае, следуйте за мной!

 

   Мы прошли через весь зал. Подошли к турникетам паспортного контроля. В окошке контролера сидел тот приветливый полицейский, увидев нас, он выпрямился и поздоровался с моим проводником. Вопросительно посмотрел на меня, но ни чего не сказал. Мы перешли в следующий зал, откуда происходит отправление пассажиров. Сюда мне еще предстояло попасть, несколькими часами позже. В конце этого зала оказался еще один офис, тут был диван, железные шкафчики и куллер с водой.

 

- Как вас зовут? - спроси я.

- Тео.

- Спасибо, Тео, что согласились сводить меня в курилку.

- Пожалуйста.

 

   Тео был не разговорчив и серьезен. Ему, примерно пятьдесят, он в гражданской одежде, без оружия, и по пути сюда, все с ним здоровались, и очень радовались этой возможности. Было не понятно, кем он тут работает. Тео налил в пластиковый стаканчик воды и вручил мне.

- Вот вам пепельница, позади вас диван, можете сесть и выкурить свою сигарету. Или, я могу угостить вас сигаретой. Вот, держите!

- Благодарю! - я закурил сигарету и утонул в диване...

 

   Тео, с важным видом, сел за компьютер, напротив меня, уставился в экран, поправил золотые очки, и тоже закурил. Повисла пауза. Когда до конца моей сигареты оставался один сантиметр, - Тео спросил:

 

- Значит, вы из России?

- Да, - охотно ответил я и закурил вторую сигарету.

 

   Не буду врать, мне хотелось подольше тут оставаться, но для этого нужна была тема беседы, интересная нам обоим. Задавать стандартные вопросы - про погоду или самолеты, не хотелось, так что - Тео меня спас. А может быть, он и сам был не прочь поболтать.

 

- А, из какого вы города? - спросил он.

- Санкт-Петербург. Живу там последние пять лет.

- Правду говорят, что ваш город очень красивый? Его называют "северной Венецией". - мне, вдруг, стало ясно, что Тео очень образованный человек, уже судя по тому, как хорошо он говорит по-английски.

- Не знаю, я еще не был в Венеции. Но в Петербурге  действительно очень красиво, особенно летом.

- А то, что у вас очень дорого жить, это правда?

- Не думаю. Вы имеете ввиду Россию или Санкт-Петербург, в частности?

- Там, где живете вы?

- Я бы не сказал, что это дорогой город. Давайте сравним цены на одно и то же? - я подошел к нему и угостил сигаретой.

- Сколько у вас стоит, например, пиво? - спросил Тео, протягивая мне стакан с водой.

- Русское пиво стоит, примерно, полтора евро в магазине, и три евро в баре.

- А ирландское или немецкое?

- Четыре и восемь евро соответственно. А у вас?

- У нас это в два раза дешевле. А сколько будет стоить номер в недорогом отеле, где-нибудь в центре?

- Пятьдесят. Или даже, восемьдесят евро, когда лето.

- Это, полный пансион?

- Нет.

- Ни чего себе! У нас это стоит от двадцати до пятидесяти, с завтраком и ужином.

- Да, если так посмотреть, то у нас дорого жить, получается.

 

   Мы сравнили другие моменты, и по всему выходило, что в России жить дороже.

 

- А что ты делаешь здесь, в Салониках? Почему застрял тут, в терминале, как ты путешествуешь без шенгенской визы? - мне показалось, что Тео хотел об этом спросить еще в начале.

- Я был на Кипре.

- Понравилось там?

- Да, вполне.

- Но...?

- Это не совсем путешествие.

- Как это?

- Я бармен. И каждое лето уезжаю работать на море. Такой способ путешествовать.

- И, надолго приезжаешь?

- Обычно, на все лето.

- Что ж, не плохо. Это - не неделя в отеле, и утомительные экскурсии в автобусе. Это столько моря, сколько захочешь! Пожить в стране, и побыть, это разные вещи. Мне нравится твой способ путешествовать.

- Да, пожалуй...

- Это приносит доход?

- Не особо.

- Зато, события и ситуации?

- Этого вполне.

- Я рад за тебя! Но, почему ты уехал с Кипра?

- Не смог там найти работу.

- Почему?

- Необходим паспорт Евросоюза.

- Ох уж мне этот Евросоюз! - сказал Тео в сердцах, закурил, и задумался о чем-то. Потом пришел в себя и снова спросил, - так, как ты оказался здесь, решил в Греции работу поискать?

- Нет. Здесь тот же Евросоюз. Я направляюсь в Черногорию.

- Но сегодня нет самолета в Монтенегро.

- Отсюда я полечу в Сербию, а от туда уже в Черногорию. Билет со множеством пересадок достался.

- Ясно, а почему именно туда?

- Я там уже был, и мне понравилось. К тому же, там меня уже ждет работа.

- Отлично!

 

   До моего самолета оставалось еще пару часов. А сидеть тут, на диване, и болтать - было прекрасно. Мы совсем разговорились, затронули образование, литературу, православие, историю, и пришли к политике и экономике. Понимая, что в этом вопросе, совершенно не разбираюсь, я все же спросил про кризис. А у кого и спрашивать, как не у образованного человека, который как раз и живет в стране, куда, если верить новостям - уходят все деньги Евросоюза?

 

- Кризис, говоришь?

- Если обсуждать это, не слишком болезненно для вас, конечно?

- Болезненно - подходящее слово. Расскажи, что ты об этом знаешь, для начала!? - настроение Тео заметно ухудшилось и, вероятно, накатили горькие мысли. Хотя было ясно, что поговорить о кризисе, объективно, ему под силу, и даже хочется.

- Честно говоря, я мало знаю. В наших СМИ говорят, что в Грецию вливаются очень большие деньги, и что от этого нет пользы для других государств Евросоюза. Примерно так.

- Это все не просто. - он собрался с мыслями и продолжил. - Общественности в Мире известно, что в нашу страну отправляются значительные суммы денег, но ни кто не говорит о том, что эти денежные переводы - есть хороший способ одних чиновников, передать деньги другим чиновникам. Эти деньги не попали в нашу экономику. С приходом в Евросоюз, в нашей стране не стало больше денег, напротив, спрос с обычных предпринимателей вырос. Повысился план производства, возросли налоги, предполагалось, что будучи в зоне Евросоюза, Греция будет более востребована туристами. Но на самом деле, просто, поднялись цены. Стоит ли говорить, что обычные люди ходят в те же магазины, пользуются теми же услугами, покупают ту же одежду, что и туристы? Но теперь все это стало дороже, и уже возникают волнения в народе, и негатив возрастает. Из-за новых условий, чтобы сэкономить на зарплате, многие организации сокращают своих сотрудников, и растет безработица. Греция всегда была доступна для туристов, поэтому их не стало больше. Сейчас, у людей в нашей стране меньше денег и больше кредитов, которые нечем будет отдавать. В результате, придется брать новый кредит, для того, чтобы погасить предыдущий. А как вернуть новый кредит? Скажи мне!

- Не знаю, придется взять следующий?

- Совершенно верно. И это замкнутый круг.

- А если поднять цены на услуги для туристов?

- Поднять цены в ресторанах, значит обязать и самих греков платить больше, - а это, шаг назад. Если поднять цены в отелях и на развлечения, значит - стать менее привлекательной страной для туристов. Южная Америка, Африка и Индия - полны экзотики и путевки туда намного дешевле. Мы сами не рады, теперь, что вступили в этот Евросоюз. Но и выйти из него нам ни кто не даст. Полагаю, что следующие выборы будут горячими, если раньше этого не случится революция... Моя женя работала бухгалтером в одной фирме двадцать лет, и однажды, в выходной день ей позвонили с работы, и сказали, что теперь будут платить в два раза меньше. Ее спросили, что она выберет, расчет или новые условия? Мы посоветовались и решили, что она не должна унижаться после стольких лет стажа, такой маленькой зарплатой. Она ушла оттуда. Мои дети - сын и дочь, учатся на филолога и философа. Им нравится это занятие, и я очень рад этому, искренне рад! Но их профессии, в будущем, вряд ли прокормят их. Теперь это очевидно. Таким образом, в нашу семью приношу деньги только я. А это менее полутора тысяч евро. - Тео перевел дух и спросил: - я доступно все объяснил?

- Да, вполне.

 

   Мы снова закурили. Тем временем, в офис стали приходить разные сотрудники, и у всех было какое-то дело к Тео. Они много  говорили, что-то печатали, звонили, подписывали бумаги, шутили и смеялись.

 

- Идемте, я провожу вас обратно в терминал. - обратился ко мне Тео официальным тоном. Я, конечно, подыграл и смиренно проследовал за ним в зал ожидания.

 

- До регистрации тебе еще чуть больше получаса. Будь на виду, я найду тебя и мы сходим на улицу, подышишь свежим воздухом.

- Отличная идея, спасибо!

 

   Это - последнее ожидание, уже не было мне в тягость. Наоборот, хотелось задержаться. А еще больше хотелось выйти на улицу и пройтись, не как турист, а как обычный житель. Выпить где-нибудь кофе, или прокатится на автобусе несколько остановок.

 

   Пока я сидел и думал об этом, появился Тео с моим паспортом в руках.

 

- Ну, как ты тут?

- Не плохо.

- Идем, зарегистрируем тебя?

 

   И мы отправились в прогулку по аэропорту. По пути, Тео кокетничал с разными дамочками, приветствовал уборщиков, таможенников и полицейских. С ним все охотно здоровались, а заодно и со мной.

 

- Тео, - обратился я с вопросом, который меня давно занимал, - кем вы тут работаете? Вы какой-нибудь начальник, почему все вас знают, и вы всех тоже?

- Да, я начальник полиции, и аэропорта "Македония".

- И... где ваш пистолет?

- Я считаю, что крепкая рука и серьезные намерения могут быть бо;льшим аргументом, чем пистолет. Он у меня в офисе, там, где мы разговаривали, в сейфе лежит. Но не редко мне приходится его доставать. Например, недавно у меня была долгая и тяжелая смена. Мы арестовали пятерых ливанцев.

- Была серьезная операция? - спросил я.

- Настоящий захват! У них были поддельные документы и оружие в багаже. В последнее время такое у нас часто бывает. Через Грецию им легче попадать в Евросоюз. Еще пара таких вопросов, и я посчитаю, что ты шпион, и арестую тебя. - он остановился, и посмотрел на меня очень серьезно. Так, что я задумался - а не шпион ли я?

   Тогда, Тео засмеялся, положил руку мне на плечо и подвел к стойке регистрации. Миловидная женщина взяла мои документы и, сдерживая улыбку, оформила их. Я посмотрел на Тео и понял, что между ними происходит некоторая игра. Она обращалась к нему поддельно официальным тоном, а он вел себя как полицейский из комедии, где задержанные им преступники не спешат сбежать, а тоже участвуют в мизансцене, как безмолвные участники.

   После, мы вышли на улицу.

 

- Что это я ношу твой паспорт, словно ты арестован?! - сказал Тео, - забери его. Ты же не собираешься сбежать. – это, видимо было проявлением доверия.

- Не сбегу, в этот раз.

- Ты интересовался погодой в Монтенегро?

- Нет, а стоило бы?

- В Хорватии и Италии из-за урагана уже есть жертвы. Будь осторожен там!

- Хорошо, я постараюсь. - в это время мы уже подходили к турникету паспортного контроля.

- А, тебе там уже есть, где остановиться?

- Да, все в порядке. - я уже прошел все регистрации перед вылетом.

- Желаю тебе успеха, - сказал Тео. - вряд ли я когда-нибудь окажусь в России, но если ты снова приедешь в Салоники - буду рад увидеться!

 

   Я поблагодарил его за гостеприимство. Мы тепло попрощались. И Тео ушел по своим делам, а мне оставалось несколько минут ждать самолет. Гроза почти кончилась, но неба было не видно из-за сотен птиц. Пригласили на посадку. Я сел в самолет и улетел в Белград.