Философия музыки

Родионов Виталий Константинович
Гийом де Машо – трубадур XIV века: воспевает в стихах и музыке «всепрекрасную» даму сердца.

У Франческо Ландини две грани таланта: в лирической музыке он, как всякий незрячий человек, спокоен, задумчив, погружён в самого себя, в танцевальной же музыке – близок к народному, ярмарочному искусству.

Каково религиозное содержание вокальной полифонии XV-XVI веков? Возникает следующая картина: в музыке Йоханнеса Окегема верующий молится на коленях; Жоскена Депре – с опущенной головой; Якоба Обрехта – с приподнятой; в произведениях Джованни Палестрины – верующий созерцает земной и небесный храм; верующий Орландо Лассо – обозревает мир, находящийся за пределами храма.
 
Лютневая музыка Джона Доуленда трогательна и нежна.

Над головой Клаудио Монтеверди простирается небесный купол мироздания.

Герой музыки Генриха Шютца, выйдя из церкви, любуется красотой природы.

Ласковые скрипки Жана-Батиста Люлли уносят слушателей в райские кущи.

В органной музыке Дитрих Букстехуде повествует о событиях Библии языком, простым и понятным народу.

В лирико-созерцательной органной музыке Иоганн Пахельбель обращает взор к Деве Марии.

Арканджелло Корелли – не ангел, скорее – архангел: его скрипичной музыке свойственны величие духа и благородство!

Опера Генри Пёрселла демократична: в ней присутствует дух шекспировского театра.

Сквозь серебряный звон клавесина Франсуа Куперена пробивается трогательная лирика.

Томазо Альбинони пишет искреннюю, взволнованную и мелодически свежую музыку.

В музыке Антония Вивальди ликует земное и Небесное счастье!
 
Главное свойство музыки Георга Филиппа Телемана – демократичность.

В оркестровой музыке Жан Филипп Рамо полон энергии и энтузиазма!

Оратории Георга Фридриха Генделя – это величественные музыкальные картины, проникнутые мощным библейским духом.

В органной музыке Иоганна Себастьяна Баха выделяются две сферы: отстранённость от бренного земного мира и мечты о Небесном царстве, где торжествуют гармония, красота и вечное блаженство!
 
Доменико Скарлатти в клавесинной музыке – изящный художник-миниатюрист.

Виртуозная скрипка Джузеппе Тартини иногда ласково поёт, а иногда – сотрясает мир. Не случайно он пишет знаменитую Сонату «Дьявольские Трели»!

Любовно-сладостная музыка Пьетро Локателли чарует душу.

Джованни Перголези мелодически прекрасен как в радостной, так и в печальной музыке.
 
Музыка Карла Филиппа Эммануила Баха отличается духовной красотой и благородством.
 
Знаменитая лирическая мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка проливает Небесную скорбь на грешную землю.

Музыка Пьетро Нардини проста, нежна, задумчива и столь же трогательна, как юная рафаэлевская Мадонна.

Никколо Пиччини – волшебник нежной музыки.

Йозеф Гайдн – простодушный крестьянин в музыке и вместе с тем – весёлый, остроумный, блестящий гений!

Изящная музыка Иоганна Кристиана Баха согрета итальянским солнцем.

Музыка Михаэля Гайдна умиляет идиллическими картинами сельской жизни.
 
Джованни Паизиелло – чудотворец пленительных мелодий.

Андре Гретри наделён редким даром писать сердечную музыку.

Музыка Луиджи Боккерини изысканна и благородна, как манеры испанского кабальеро.

Максим Березовский создаёт музыку целомудренной чистоты и ясности.

Музыка Джованни Чимарозы проста и радостна как ясный Божий день.

Солнечная музыка Антонио Сальери озаряет Европу на рубеже старого и нового времени.
 
Дмитрий Бортнянский – певчий в хоре ангелов!

Лёгкого, светлого, блестящего Муцио Клементи заслуженно называют итальянским Моцартом.

Вольфганг Амадей Моцарт гармоничен как Рафаэль и трагичен как Микеланджело. Его гениальные произведения – музыкальное блаженство на все времена!

Польша не сгинет, пока будет звучать знаменитый Полонез Огинского!

В музыке Людвига ван Бетховена торжествует Разум!

Музыка Иоганна Гуммеля сверкает радостными эмоциями.

Скрипка Никколо Паганини трепещет, словно ангел в когтях дьявола!

Лёгкая, светлая и улыбчивая музыка Джона Фильда нравится русской публике.
 
Свежесть и чистота мелодий Александра Алябьева позволяет считать его творчество утренней зарёй русской музыки.

Карл Черни украшает музыкальные сады и парки фонтанами блестящих фортепианных пассажей!

С именем Джоаккино Россини связан звёздный час итальянской оперы. Его Божественные мелодии рождаются от итальянского солнца и любящего сердца!

Джакомо Мейербер превращает оперу в роскошный, блестящий, увлекательный спектакль на любой вкус и цвет.

Франц Шуберт в юности бежит по весенней тропинке счастья, в конце жизни – бредёт по зимней дороге смерти. Такова судьба гения, умершего в 31 год!

В оперных ариях Гаэтано Доницетти слышится голос романтической любви.

Сердце замирает от скорбных и нежных мелодий Винченцо Беллини.

Гектор Берлиоз создаёт музыку душевных порывов и страстей, у которой есть родная сестра – пламенная живопись Делакруа.

Музыка Михаила Глинки омывает сердце утренней росой.

Музыкальное творчество Феликса Мендельсона-Бартольди – это океан лирики.

Фредерик Шопен носит на груди изящный французский медальон с образом милой Польши.

Эмоции Роберта Шумана свежи, как распустившиеся белые розы.

Ференц Лист – влюблённый поэт и дьявол-искуситель: Фауст и Мефистофель в одном лице!

В каждой ноте Рихарда Вагнера торжествует немецкий дух!

Джузеппе Верди – гордость и слава Италии! Его замечательные оперы несут человечеству свет, красоту, любовь и благородство.

Александр Даргомыжский обогащает музыку сермяжной правдой жизни.

Шарль Гуно – гений трагедийной лирики.

Музыка оперетт Жака Оффенбаха брызжет фонтаном молодости и веселья.

Александр Серов прививает русской опере шекспировскую страсть.

Сладкоголосый Анри Вьётан – любимец скрипачей-исполнителей. Его музыка подкупает утончённой красотой и виртуозным блеском.

В органной музыке Сезар Франк созерцает гармонию и совершенство Божьего мира.

Симфонические картины Бедржиха Сметаны воспевают красоту и величие Чехии – земли героических подвигов и духовных прозрений.

В симфониях Антона Брукнера слышен трубный голос, предшествующий апокалипсису!

Иоганн Штраус покоряет Европу элегантным венским вальсом.

Антон Рубинштейн – ревнивый отец-покровитель русской музыки.

Лирика Иоганнеса Брамса достигает Небесной святости.

Александр Бородин – гениальный мастер исторической фрески в опере и симфонии.
 
Цезарь Кюи – европейский романтик в Русской музыке.

Светлая грусть скрипки Генрика Венявского напоминает нам о доброй и милой его сердцу Польше.

Светлые и лёгкие мелодии Камиля Сен-Санса подобны Небесным цветам!

Весенней свежестью волнует зрителей балетная музыка Лео Делиба.

Можно сказать, что Милий Балакирев – музыкальный Поленов, ибо в симфониях он запечатлевает скромную природу средней полосы России.

Макс Брух – композитор трагедийной лирики.

Оперная музыка Жоржа Бизе пламенна, как любовь цыганки Кармен.

Модест Мусоргский бьёт в колокола истории, возвещая о приближающейся для России опасности!

Музыка Петра Ильича Чайковского представляет собой страстную исповедь человека, мечущегося между раем и адом.

У Антонина Дворжака – славянская душа и европейский ум.

Жюль Массне очаровывает нежными элегиями любви.

Лирическая музыка Эдварда Грига вбирает в себя девственную чистоту норвежской природы!

В музыке Шарля Видора торжествует романтический орган.

Скрипка Пабло Сарасате рыдает и веселится со всей страстностью.

Всякий, кто восхищается красотой природы, искренне полюбит музыку русского пантеиста-сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Задумчивая лирика Габриэля Форе интимна и нежна.

Леош Яначек создаёт музыку горячим сердцем чеха-патриота!
 
Эрнест Шоссон – экспрессивный лирик, наделённый мелодическим талантом.

Руджеро Леонкавалло выпускает на оперную сцену гремучую змею страстей!

Музыка Эдуарда Элгара наполняет душу спокойными, возвышенными, благородными эмоциями.

Главная тема опер Джакомо Пуччини – трагическая любовь женщины.

Гуго Вольф преждевременно сгорает в творческой лихорадке.

Оперы Исаака Альбениса волнуют не испанской экзотикой, а стихией лирических эмоций.

Грандиозные симфонии Густава Малера источают сладкий аромат тлена гибнущей великой Австрийской империи.

У Антония Аренского – по-домашнему уютная и тёплая музыка.

Клод Дебюсси – гений красочной пейзажно-пленерной музыки.

На редкость выразительна трагедийная музыка веристских опер Пьетро Масканьи.

Рихард Штраус – композитор ночных видений и призраков.

Оркестровые миниатюры Александра Глазунова сияют алмазными гранями.

Музыка Яна Сибелиуса изливает аромат хвойных лесов Финляндии.
 
Василий Калинников создаёт величавую, праздничную, светозарную русскую по духу музыку.

Эрик Сати закладывает первые камни музыкального примитивизма.

Александр Скрябин – Прометей в русской музыке!

Сергей Рахманинов чувствует кровное родство с великой Россией. Его душу опьяняет буйство весенней природы, праздничный звон колоколов и беспредельное небо над головой!

Николай Черепнин носит два кольца: золотое – эстетизм и медное – эклектизм!

Арнольд Шёнберг – психоаналитик в музыке. Он внимательно наблюдает, как эмоции перемещаются от сознания к подсознанию.

Чарльз Айвз имитирует массовые празднества американцев на свежем воздухе.

Романтическая музыка Рейнгольда Глиэра поднимает алые паруса Грина, чтобы унести нас в чудесную страну света, красоты, благородства и счастья!

Скрипка Фрица Крейслера шумным водопадом низвергается в долину красоты и счастья!

Музыка Мориса Равеля взлетает в ночное небо красочным фейерверком звуков.

Мануэль де Фалья воплощает в музыке суровую иберийскую Испанию.

Отторино Респиги – тонкий мастер оркестровой звукописи.

Фортепианная музыка Николая Метнера возвращает слушателей в мир детства, к васнецовским русским сказкам!

Бела Барток возделывает ниву венгерской народной музыки.

В Румынских рапсодиях Джоржи Энеску всецело отдаётся ритмам и мелодиям зажигательных народных танцев.

Душа Николая Мясковского разливается озёрами меланхолии.

Игорь Стравинский – локомотив музыки XX столетия!

Нервная музыка Кароля Шимановского трансформируется в глобальный катастрофизм польского авангарда середины XX века.

Имре Кальман одаривает публику россыпями мелодических жемчужин своих многочисленных оперетт.

Альфредо Казелла безмятежен как пантеист и красочен как имперессионист.

Эдгар Варез удерживает звуковой хаос в состоянии неустойчивой устойчивости.

Страх, ужас, отчаяние, кровавая резня, крик утопающего, - таково содержание экспрессионистской оперы «Воццек» Альбана Берга!

В атональной музыке Антона Веберна отражается мудрое безмолвие звёзд.

В бразильской музыке Эйтора Вилла-Лобоса слышится дыхание океанского прибоя.

Музыка Сергея Прокофьева наполнена солнечной энергией, силой и красотой. Это жизнеутверждающее искусство!

В симфониях Артюра Онеггера звучит тревога за будущее человечества.

В музыке Дариуса Мийо пульсирует бодрый ритм жизни.

Пауль Дессау сочиняет коммунистические оперы-агитки.

Карл Орф воинственными средневековыми ритмами гипнотизирует публику.

Музыка Пауля Хиндемита разделена на тевтонское глубокомыслие и уленшпигелевскую жизнерадостность.

Ханс Эйслер – знаменосец в колонне деятелей социалистической культуры.

Джордж Гершвин – джазовый ковбой!

Франсис Пуленк – лирик с Елисейских полей.

Исаак Дунаевский – свободолюбивая птица, окольцованная сталинским режимом.

Курт Вайль – ярчайший представитель музыки социального протеста.

В фортепианной музыке Александра Мосолова пульсирует упругий цветаевский ритм.

Эрнст Кшенек – мягкий, бесконфликтный экспрессионист.

Гитарная музыка Хоакина Родриго повествует о славной и трагической истории Испании.

Мелодии Арама Хачатуряна сочные, как спелые виноградные гроздья!

Русско-американский композитор Владимир Дукельский – многолик: одинаково преуспевает в классической и джазовой музыке.

Дмитрий Кабалевский – певец счастливого детства и романтической юности.

Музыка Майкла Типпета фиксирует психические брожения в голове обывателя.

Дмитрий Шостакович мужественно вступает в поединок с великим инквизитором!
 
Оливье Мессиан подобно Франциску Ассизскому восхищается красотой Божьего мира.

Музыка Сэмюэла Барбара отличается возвышенной и благородной лирикой.

Джон Кейдж неутомим в демонстрации новых музыкальных средств. С его лёгкой руки музыка превращается в «звучащую паузу»!

Симфоническая музыка Витольда Лютославского – это бушующее пламя за монитором реактора.

Тихон Хренников воспевает сентиментальную любовь и рыцарскую доблесть!

Бенджамин Бриттен в шекспировской по духу музыке драматичен как Гамлет и лиричен как Офелия!

Мелодии Георгия Свиридова, словно белые лебеди уносятся в Небесные просторы.

Балетная музыка Кара Караева чарует изяществом и грацией восточных красавиц.

Моисей Вайнберг отображает думы и скорби еврейского народа.

Музыка Астора Пьяццоллы фантастическая, неземная. Её красота – это цветущие сады, раскинувшиеся на морском дне!

Музыка Яниса Ксенакиса – это синтез физики и биологии, материи и психики. Предметы физического мира в его произведениях– эмоциональны!

Душа Исаака Шварца отзывается на любовь женщины нежными, одухотворёнными мелодиями.

Ядовитый сарказм в опере абсурда Дьёрди Лигети – это хохот сатаны-подагрика!

Музыка Отара Тактакишвили доносит до нас эхо древней Грузии.

Хоровая музыка Владимира Рубина разливается широкими потоками народного пения.

В композициях Пьера Булеза отражается микромир и симметричный ему макромир.

Эмоции в музыке Мартона Фельдмана находятся в состоянии невесомости.

В основе «всемирной музыки» Карлхайнца Штокхаузена лежат два противоположных мира: атональный и тональный, огнедышащий ад и вечное блаженство в раю.

Музыка Эдисона Денисова иллюстрирует картины художников-абстракционистов.

Авет Тертерян расширяет земной звук до вселенского, содержащего в себе Космос и Хаос.

Джордж Крам экспериментирует со звуком. Это вполне респектабельное занятие для американского композитора!

Александра Пахмутова дарит человечеству нежную Мелодию любви.

Микаэл Таривердиев угощает публику музыкальной «клубничкой»: после её прослушивания делается сладко во рту.

Софья Губайдулина в музыке воспроизводит сон наяву или состояние нирваны, сквозь пелену которой её душа все-таки видит, слышит, мыслит, чувствует, горюет и надеется.

Творчество Сергея Слонимского – богатая кладовая русского мелоса.

В интеллектуальной музыке Родиона Щедрина отражается бесконечное разнообразие жизни.

Луис Бакалов – изысканный интерпретатор аргентинского танго, не уступающий в оркестровой красочности Астору Пьяццолле.

В авангардистской музыке Кшиштофа Пендерецкого Космос находится в объятиях Хаоса, и кажется, что Хаос хочет раздавить Космос. Это похоже на каюту корабля, за иллюминатором которой бушует океан.
 
Музыка Владимира Дашкевича – это мелодические осколки советской песни.

Алемдар Караманов слышит музыку звёзд.

Альфред Шнитке – первый капельмейстер князя тьмы.

Гия Канчели – мастер оркестровой светотени, тихой, тонкой, едва уловимой: в ней музыка видит живопись, а живопись – слышит музыку.

Арво Пярт создаёт музыку ангельской чистоты и ясности.

Эпико-созерцательное творчество Вячеслава Овчинникова – это последняя страница русской классической музыки.

Каким примитивным не покажется минимализм Стивена Райха, в нём есть отдельные достоинства: импульсивный ритм и оркестровая красочность.

Острая, рваная, истеричная музыка кубинского гитариста Лео Брауэра пронзительна как визг лопнувшей струны.

Слушая музыку Бориса Тищенко, кажется, что, вдыхаешь чистый русский воздух.

Валерий Гаврилин внедряет в русский лубок острую социальную или трагическую военную тему: его музыка ласкает слух и разрывает сердце.
 
Музыка Александра Рабиновича-Бараковского воссоздаёт любовный экстаз мужчины и женщины, находящихся в длительном тантрическом соитии.

Песенный симфонизм Алексея Рыбникова – это поп-музыка для непосвящённых.

Владимир Мартынов доводит музыку абсурда до логического конца.

Джон Адамс свободу творчества подменивает экстравагантностью.

Владимир Тарнопольский – темброво-сонорный минималист.

Религиозные произведения митрополита Илариона Алфеева – это музыкальное благолепие без сучка и задоринки: в них всё гладко и чисто, но они не трогают душу.

Главная черта музыки Леры Ауэрбах – полистилистика в коротком промежутке времени.

Возвышенная музыка оперы Алексея Курбатова «Чёрный монах» поднимает вопросы добра и зла.