Харизма

Андрей Михайлович Кулагин
На улицах города С. гостило лето. Погода была приятной: было довольно тепло, но не душно, так как наступали сумерки.

Жора стоял на крыльце фирмы "Компьютер-сервис" и нервно переминался с ноги на ногу. Было видно, что его нетерпению не было предела. Его приятель Коля, велел ждать своего появления и Жора ждал. Сам Коля (он больше любил, когда его называли Николай), перед их расставанием зашёл в кабинет директора этой фирмы по ремонту и сервису компьютеров и компьютерной техники. Ещё раньше, этот же кабинет посетил сам Жора: он проходил собеседование по приёму на работу у упомянутого уже директора.

"Как же они долго работают... Летом до темноты... Нет, меня они тут после шести точно не увидят..." - про себя размышлял Жора.

Его нетерпение нарастало, Жора начал расхаживать туда-сюда, туда-сюда...  Наконец, входная дверь скрипнула, и вышел Коля. По его лицу было видно, что он недоволен. Коля быстро спустился, сделал несколько шагов, затем остановился и обернулся.

- Пошли! По дороге поговорим... - окликнул он Жору.

Жора вышел из оцепенения и, словно собачка, подбежал к приятелю.

- Ну и что там? Когда я приступаю к исполнению обязанностей?

Коля скептически осмотрел Жору и бросил:

- Пошли, говорю...

Они неторопливо, вразвалочку, тронулись в путь.

- Ну, так что там было? - снова, но уже не так уверенно спросил Жора.

- Это у тебя нужно спрашивать... Не взял он тебя. Я не смог его убедить...

- Странно... Хотя я знаю, почему он меня не взял! Опять я пал жертвой своей харизмы... - Жора явно был расстроен, - Так я и думал, мне этот дед сразу не понравился.

- Жертвой чего? - спросил Коля и даже остановился, - Какой к чертям харизмы?

- Обыкновенной. Для тебя не секрет, что я харизматичный человек, мы же вместе учились пять лет.

- Ах, вот как ты это называешь. А я-то думал, что это называется дуралейством. Или как-нибудь покрепче...

- Харизматичный человек - это тот, кто притягивает к себе людей, тот, кто отличается от них и умеет удивлять, убеждать. Люди, в основной массе, серы, а всё серое инстинктивно тянется к цветному, которое так выгодно отличается от них самих. Харизматичный человек общителен, красноречив и всегда весел и находчив. К унылым людям же совсем никто не тянется? Люди с харизмой всегда добиваются своей цели, всего к чему стремятся. Разве я не себя описал?

- Нет. Начнём с того, что ты только что провалил собеседование. Это же была твоя цель? А ты её не добился. Тебе так не кажется? Получается, ты даже под своё сомнительное определение не попадаешь.

- Так всё же из-за этого деда! Он побоялся, что я смогу его затмить! Почувствовал харизму, гад!

- Думаешь только из-за этого?

- Да. Безусловно.

- Хорошо... Ты во сколько должен был придти на собеседование?

- В восемь ровно.

- А пришёл?

- В восемь ровно.

- Жора, я же говорил тебе в восемь утра! Утра! Я говорил?

- Говорил.

- Один раз?

- Раза три точно... Может больше... Точно не помню.

- Так почему ты пришёл в восемь вечера?

- Да, я опоздал, - развёл руками Жора.

- Ага. Это раз. Ну ладно это (хотя уже и этого достаточно), ты в каком виде пришёл? Посмотри на меня и на себя и найди тысячу отличий! Это два.

Жора посмотрел на приятеля, затем на себя. Коля был в чёрном строгом костюме, белой рубахе и чёрном галстуке, в руках он держал дорогой чёрный портфель. На Жоре была ядовито-зелёная футболка (с пошлой шуточкой на груди) и сильно потёртые синие (впрочем, почти бесцветные) джинсы. Они были даже не потёртыми, а как говорят на сленге "убитыми". На коленках зияли приличных размеров дыры неизвестного происхождения. Это могло быть как дизайнерской находкой, так и следствием их возраста и интенсивной носки. Коля шёл и цокал по тротуарной плитке чёрными, начищенными до блеска туфлями, Жора шаркал по ней синими резиновыми сланцами на босу ногу.    

- Ну, извини, не все же начальники отдела!

- У тебя что, другой одежды нет?

- Это самое лучшее...

- Сочувствую...

Самое время кратко рассказать о действующих лицах. Коля, вернее Николай, был высоким и крепким молодым человеком с правильными чертами лица и наглым взглядом. Характер у него был под стать взгляду - наглый. Он всегда упрямо шёл вперёд, ни на кого не обращая внимания, шёл по головам, сметал конкурентов и добивался того к чему стремился. В свои неполные тридцать лет он уже довольно давно был начальником отдела ремонта в уже известной нам фирме "Компьютер-сервис". Когда он возглавил отдел, жизнь этого отдела круто изменилась. Коля безжалостно выживал людей с собственным мнением и тех, кто мог его подсидеть. Он научился видеть людей насквозь, его невозможно было обмануть и провести. Вскоре Коля превратил отдел в отдел роботов - окружил себя безропотными людьми безо всяких амбиций, которые, при этом, были отличными специалистами. Директор фирмы его ценил и уважал, а Коля тем временем прицеливался к его креслу. Дома его ждала жена и два маленьких ребёнка. Это ли не портрет вполне себе успешного человека?

Портрет Жоры - портрет неудачника. Худой и тщедушный паренёк со смешным лицом учился с Колей в одной группе в университете. Жора, безусловно, был самым способным студентом группы, а может и курса и, по мнению многих, самым перспективным. Но жизнь распорядилась иначе. То ли у него не было такой хватки как у приятеля, то ли он пал жертвой бесшабашного характера. Он также как и Коля был прямым, но, в отличие от него, Жора показал свою прямоту слишком рано, и она не позволила ему подняться, ведь только тем, кто чего-то добился можно быть прямым. Он долго искал себя в жизни, но нигде не приживался. Частые смены работы, постоянные увольнения то из-за безалаберности, то из-за излишней правдивости и злого юмора сделали своё дело. Он стал медленно, но неуклонно опускаться на дно. Жора никогда не был женат, и в будущем это событие виделось всё более призрачным. Всё это приводило к тому, что Жора начал злоупотреблять алкоголем и стремительно спивался.

Относительно незадолго до описанных событий Жора и Коля случайно встретились, и Жора рассказал приятелю о своих бедах. Коля решил помочь старому приятелю и замолвил за него словечко. После этой рекомендации Жору и позвали на собеседование.

- А что он тебе сказал? - поинтересовался Жора.

- Дословно?

- Давай дословно...

- Он крикнул на меня: "Что за дебила ты мне прислал?"

- Вот же козёл...

- Ты правда спросил, почему он тебя заставил ждать полтора часа?

- Да.

- Ааааааааа... Ну тогда ясно. Сам опоздал на полдня и такое сказал... Без комментариев...

- Потом я рассказал о себе... Слушай, а может пивка?

- Нет, спасибо.

- А я куплю себе... Дай стольник! Я верну.

Коля расстегнул портфель, достал из него кошелёк и выполнил просьбу. Жора забежал в магазин и вернулся через пару минут с бутылкой в руках. Выглядел он гораздо счастливее.

- Положи к себе в портфель мой кошелёк и паспорт, в карманах не удобно носить, - Жора достал из карманов упомянутое и протянул приятелю.

- Кошелёк? А деньги ты зачем у меня брал?

- Так он пустой!

- А зачем ты его взял?

- Чтобы солиднее казаться.

Коля внимательно посмотрел на потрёпанный кошелёк, затем на его владельца и его одеяние, усмехнулся и спрятал вещи в портфель.

- Воооот. Я рассказывал ему о себе. Весело рассказывал. Он всё время что-то хотел спросить, но я предвосхищал его глупые вопросы...

- Он ненавидит, когда его перебивают... А я тебе это говорил! Но у тебя же харизма...

- Да, я помню что говорил.

- А зачем тогда перебивал?

- Сейчас помню. Тогда не помнил... Я ничего не мог с собой поделать... Харизма, ты прав...

- Жора, тебя собеседовали на подсобного рабочего! Там твоя харизма нахрен никому не нужна! Ты знаешь кто такой подсобный рабочий? Парень на побегушках. Дворник можно сказать... Туда берут всех подряд. На собеседование достаточно просто придти и кивать. Да что там, достаточно просто придти. На своих ногах. И показать, что у тебя две руки. Голову можно не брать! Блин, да даже с одной рукой он мог бы взять! Харизма, это не про тебя Жора. Харизмой обладают лидеры. Они способны убеждать, управлять массами, подавлять, в конце концов. Они видят фальшь, и их не обманешь. Харизматичный человек в первую очередь сильный человек, сильный духом. Он не может быть клоуном или плаксой, притворяться не может. Или слабаком быть, таким как ты. Извини, но это, по-моему мнению, правда!

Коля начинал спокойно, но в конце этой резкой речи перешёл на крик. Жора же слушал и потягивал пиво. Он пытался показать, что ему всё равно.

- Нет, может!

- Жора, всё! Слушать это больше не могу.

Жора замолчал. Скрывать обиду было всё сложнее. Всё же стало видно, что он не особо доволен. Вечер и так был безнадёжно плох, а тут ещё и приятель не способствовал разгону туч. Они шли молча несколько минут, пока Коля не прервал молчание, да и то, как оказалось, по надобности.

- Мы дошли до моего дома. Я конечно мог бы тебя проводить, но дома ждут. Жене нужно помочь детей уложить... Сам понимаешь...

- Примерно понимаю. Очень примерно.

- Ты всё там же, на Октябрьской?

- Да. Куда ж я денусь...

- Ну, давай тогда! - после рукопожатия приятели разошлись.

Коля свернул во дворы и торопливо последовал к своему дому. Подъезда он достиг за несколько минут. Перед дверью в подъезд Коля неожиданно остановился, осмотрелся, посмотрел на фонарь. Он неожиданно вспомнил, что в его портфеле остались вещи Жоры.

- Чудный вечерок! Надо догнать... Не искать же его завтра... - пробормотал Коля себе под нос.

Где жил Жора он прекрасно помнил, и как тот пойдёт к месту проживания он прекрасно знал. Не теряя времени, Коля пошёл по этому маршруту в попытке догнать Жору до его прихода домой.

Примерно через десяток минут он прошёл половину намеченного и вошёл в небольшую хорошо освящённую аллейку. В самом начале аллеи он сбавил шаг, так как чётко увидел, что Жора стоял в конце этой самой аллеи и с кем-то разговаривал. Это совершенно точно был Жора, его невозможно было ни с кем спутать из-за его кислотной футболки, беседовал с ним некто в чёрном. Далее Коля увидел то, что заставило его перейти на бег: собеседник выкинул правую руку в область шеи Жоры и тот упал на землю. Нападавший склонился над жертвой и обследовал его карманы. Он был очень увлечён, настолько, что не услышал тяжёлой поступи Коли и не заметил, как тот быстро приближался к месту происшествия.

- Ты что творишь, гадёнышь?   

Гадёныш резко распрямился и развернулся лицом к Коле. Это был невысокий худой блондин в чёрном спортивном костюме и видавших виды кедах. На его бледном лице отобразился испуг, он явно не ожидал увидеть такого гостя. Коля как скала нависал над ним, со стороны казалось, что он больше злоумышленника раза в два. Руки нападавшего беспомощно повисли. Только сейчас Коля заметил, что в правой руке тот сжимал электрошокер.

Не долго думая, Коля резко и сильно ударил незнакомца кулаком в грудь. Гопник упал на спину, аккурат рядом со своей жертвой, электрошокер выпал и запрыгал по асфальту. Коля, тем временем, бросился к орудию преступления, поднял его и только потом подошёл к Жоре.

- Живой? - он потрепал приятеля по щеке.

Жора, кряхтя поднял голову, затем сел и усиленно ею потряс.

- Да нормально вроде... Вот же сука! Долбанул меня чем-то. Долго я лежал?

- Меньше минуты... - задумчиво заметил Коля, резко развернулся и стопой резко уложил на землю попытавшегося встать злоумышленника, - Лежать, сволочь! С тобой мы ещё не поговорили!

- Дай руку, дружище, - попросил Жора.

Когда Коля помог ему встать, Жора отряхнулся и они вместе нависли над превратившегося в их жертву негодяя.

- Вот же ты идиот... Что ты за гопник? Ты не видишь, что с него  взять нечего? Ты бы ещё на бомжей нападал, мелочь у них отжимал... А с этого то что? Ну максимум почку... И то я бы не советовал, он пьёт много.

- Коля, Коля... - обиженно покачал головой Жора и отошёл в сторону, - А как ты почувствовал, что я в беде?

- Что-то щёлкнуло в голове, дружище... Как затмение... - задумчиво пробормотал Коля, и тут же, с издёвкой, воскликнул, - Да никак блин! Кошелёк твой у меня остался! И паспорт... Что делать с этим идиотом скажи лучше. В полицию его оттащим?

- Не нужно в полицию, прошу! - гопник резко привстал, но Коля снова лягнул его и тот вынужден был принять исходное положение.

- Да ну его, правда! Возиться ещё... Я в норме, Коль. Давай кошелёк, да пошёл я...

- Ну, нет, так нет. Ты, чувак, брось это дело. Убьют же... Не твоё это дело. Сегодня повезло, что чудо это встретил, - Коля махнул в сторону Жоры, - Встретились, блин, два одиночества... А завтра может и не повезти.

- Коль...

- Иду, иду... Я тебя одного не отпущу, ну тебя неудачника... А эту фиговину, я выкину, не обессудь, - Коля повертел шокер, подкинул его, поймал и с силой швырнул далеко в парк, в темноту, - Пошли, харизма...

Жора послушно побрёл за ним. Они долго шли совершенно молча, но Жора всё же не выдержал и завёл разговор.

- А знаешь, почему он напал?

- Знаю. Гопник, вот и напал.

- Не-а. Он спросил закурить, я сказал, что не курю. И ещё сказал, что телефона нет у меня. И он уже хотел уходить...

- Мне даже интересно стало сейчас...

- Я сказал: "Может тебе денег ещё дать? Тридцать тысяч дать? Больше просто нет с собой." И засмеялся. И он поверил. Он поверил, что у бомжеватого меня есть с собой такие деньжищи. Он поверил! И ударил меня... Знаешь почему?

- Ну ты и баклан...

- Потому что я его убедил!      

- Ах, ну харизма же...

- Именно! Как бы ты не хотел этого признавать, но я умею убеждать. Умею повернуть ситуацию.

- Да, да... Убедил Жора. Теперь убедил. Ты точно больной... Мы пришли. Держи свои вещи! - Коля застегивал портфель, широко улыбаясь, - До скорых встреч, Жора!

Жора был расстроен. Он не меньше минуты провожал приятеля взглядом, и лишь потом, понурив голову, вошёл в подъезд.

Наш герой, тем временем, совершенно не спеша побрёл домой. Проводы затянулись, и спешить было незачем. Жена, скорее всего, уже уложила детей, а чайник с кипятком вряд ли успел бы остыть, да и потом его всегда можно вскипятить заново. Семье Коле было не привыкать к подобному, жена на него уже и не обижалась даже. Карьеристу не привыкать жертвовать интересами других людей, даже самых близких. Ему в определённый момент становится всё равно на сантименты. Смирившуюся жену карьериста смутить ещё сложнее, ведь она, пожалуй, спокойнее самого карьериста, по крайней мере, в случае Коли было так.

Коля шёл, наслаждаясь тёплым вечером, и обдумывал происшедшее. Им завладело чувство досады. Нет, ему не было жаль Жору, которого не взяли на работу. Ему было досадно от того, что он убедил директора взять на работу человека, а тот не оправдал его рекомендаций и провалил простейшее собеседование. Это означало, что Николай Николаевич попросту облажался, и теперь это событие могло угрожать его репутации. Даже если его репутация оставалась чиста, осадок у директора остаться вполне себе мог. Таким образом, Коля думал, как вывернуться из этого положения, и, желательно, остаться при этом на коне.

Все эти расчёты и прикидки отключили слух нашему герою. Он шёл, как говорят, на автомате, не обращая внимания ни на что. Разбудило его достаточно сильное и резкое прикосновение - он почувствовал, что ему в шею тыкнули чем-то холодным. Прикосновение было неприятным. Коля остановился и замер. Последовал повторный тычок, ещё более сильный и неприятный. Коля резко развернулся. Перед ним стоял его недавний знакомый в чёрном спортивном костюме. Его левая рука была беспомощно опущена, правая согнута, в ней он сжимал всё тот же электрошокер. Незадачливый хулиган с испуганным лицом (впрочем, другого выражения его лица Коля ещё не наблюдал) смотрел то на нашего героя, то на шокер. На шокер он смотрел с небольшим укором, задавая ему немой вопрос: "Ну как же так?..", на Колю со страхом. Вся эта немая фраза длилась от силы секунд десять и завершилась хорошо знакомым злоумышленнику, мощным ударом в грудную клетку. Электрошокер снова забрякал по асфальту.

- Даааааааа... Ничему тебя жизнь не учит! - Коля подбежал к упавшему.

Бедолага-хулиган свернулся калачиком и приготовился защищаться от избиения. Коля занёс ногу для удара, но вдруг передумал.

- Вставай, падла! Я не бью лежачих!

Приказ был исполнен довольно бодро.  Коля схватил счастливца за олимпийку (в таких случаях говорят "взял за грудки") и сильно его тряхнул несколько раз.

- Зовут как?

- Пётр! Петя...

- Петя, ты что, с первого раза не понял? Ты совсем глупый?  Теперь придётся тебя в полицию сдать, негодяя! Или избить...

- Лучше избей!

- Ну, тогда в полицию друг мой, в полицию! - Коля силой потащил Петю за собой.

Они сделали всего несколько шагов, Петя сильно упирался, но это не помогало. Затем он обмяк и зарыдал. Он плакал громко и протяжно, то и дело сильно вздрагивая, совсем как русские женщины. Коля невольно разжал руки. Его злость испарилась. Он беспомощно и с жалостью смотрел на горе-хулигана. Через некоторое время он принялся его успокаивать.

- Эээээээ... Петюня! Ты чего? Мужики не плачут! Что ж ты как тряпка, ей богу...

- Станешь тут тряпкой... - всхлипнул Петя, - Всё просто достало. Всё наперекосяк... Когда это уже закончится?

- Что случилось то?

- Вся жизнь к чертям летит! Думаешь, я так просто этой фигнёй занялся? Я, человек с высшим образованием - красный диплом политеха! Инженер... Два года назад меня сократили с завода, и с этого всё началось, - глотая слёзы начал свой рассказ Петя, - Я оказался на улице, начались проблемы в семье. Жена скандалила, дочь плакала... Она, в конце концов, ушла от меня... Полгода тому назад... С бывшим лучшим другом... Ну, да я не сужу её, кому нужен неудачник? Я начал продавать вещи, мебель, но надолго этого не хватило...

- Стоп! А работу искать не пробовал?

- Разумеется, я искал. Сначала я долго стоял на бирже, всё пытался устроиться по профессии и призванию... Но ты наверняка знаешь, что заводы у нас не жируют. Меня никто не брал. Я пошёл работать грузчиком, вагоны разгружал... Пока спину не сорвал... А там всё равно. Там никто никого не жалеет. "Спина болит? Пошёл вон! Мы нового найдём..." А я был готов что угодно делать, что угодно! Землю бы грыз, лишь бы семью прокормить и сохранить. В конце концов, я устроился дворником. Да, я подметал улицы и убирал собачьи какашки! Я взял несколько дворов, чтобы получать больше. Но... Полгода назад я поскользнулся и сломал руку. Дворник без руки, представляешь? Жена не выдержала и ушла...

- Да уж... Врагу не пожелаешь... - посочувствовал Коля.

- За эти полгода я продал всё ценное. Всё, понимаешь? Две недели назад, когда последние деньги кончились, я сдал в ломбард самое ценное - обручальное кольцо... Но и эти деньги быстро кончились. Ты когда-нибудь не ел три дня? Извини, имени не знаю твоего...

- Я Николай. Нет, не голодал столько никогда.

- А я не жрал три дня! Поэтому я пошёл на этот крайний шаг...      

- Я не знаю что сказать... Это плохо. Это очень плохо. Но я не могу тебя осудить. Это всё ужасно...

- Пошли уже в полицию, - махнул рукой Петя.

- Нет. Я не стану этого делать. Слушай. А я ведь могу тебе помочь...

- Как? Добить?

Коля открыл портфель, порылся в нём и достал визитку своей фирмы.

- Вот, возьми визитку. Я там работаю. Завтра утром я позвоню директору и замолвлю за тебя словечко. Работа не бог весть что, работник подсобный, но это хотя бы что-то... Ты не глупый, может быть и будешь расти, по карьерной лестнице двигаться. Может и перезапустишь свою жизнь...

- Правда? -  с недоверием спросил Петя.

- Правда, Петюня! Я похож на юмориста? Держи уже эту визитку. В понедельник, в десять утра, у тебя будет собеседование. Директор будет ждать. Не опаздывай, оденься чуть приличнее, чем сейчас. Найдёшь?

- Можно придумать что-нибудь...

- Ну вот. На собеседовании не умничай, отвечай чётко и односложно, не перебивай директора. И всё у тебя хорошо будет, образуется всё.

- Спасибо! Ты человек, Николай! - Петя с жаром пожал ему руку, - Век не забуду!

- Ну, полно, полно! Отдай руку. Всё запомнил?

- Да, да. В понедельник в десять утра, адрес на визитке. Приду обязательно, если в голодный обморок не упаду...

- Ах, ты же три дня не ел... - Коля снова погрузился в портфель и достал из него кошелёк.

Он хотел найти в нём пятьсот рублей. Обычно скупой на деньги и эмоции Коля, расчувствовался настолько, что готов был сделать широкий жест. Но пятисоток не было. Немного подумав, наш герой махнул рукой и достал тысячу.

- На, держи. Этого должно хватить.

- Я не могу так...

- Бери, говорю! Отдашь с первой зарплаты, - улыбнулся Коля.

Петя кинулся обнимать своего спасителя.

- А ещё говорят, что нет больше людей добрых! Говорят, без души все!

- Нет, ну хватит тебе! Обойдёмся без объятий! До понедельника, Петюня.

Петя успел ещё несколько раз отблагодарить своего спасителя и лишь после этого Коля продолжил путь домой.

**********
Понедельник ничем не отличался от пятницы. Коля снова сидел на работе допоздна. Мы встречаем его в ремонтной мастерской с одним из его подчинённых.

Нужно сказать, что у Коли был свой кабинет, рядом с мастерской. На двери этого кабинета даже имелась именная табличка. Но сидеть в своём кабинете он не любил, чаще Коля прикатывал в мастерскую своё шикарное (купленное за собственные деньги), кресло и сидел с подчинёнными. Нет, он ничем особо не помогал, скорее мешал. Коля просто сидел, разговаривал, слушал о чём разговаривают, шутил, вёл телефонные переговоры. В общем, Коля управлял.   

Понедельник заканчивался, темнело. Все работники разошлись. Остался только один, самый фанатичный - Андрей. Андрей, сорокалетний мужчина, бесконечно преданный своему делу. У него никогда не было семьи, поскольку он был просто повёрнут на компьютерах и электронике. На работе он всё это ремонтировал, дома у него была цитадель радиолюбительства. Андрей вечно читал что-то новое в радиожурналах, что-то паял, изобретал... Паяльник он держал чаще, чем столовые приборы, Андрей даже спал меньше, чем держал паяльник. Его нос постоянно удивлялся свежему воздуху, поскольку очень привык к запаху канифоли.

Коля не без основания считал, что это его лучший работник, но за человека он его не считал. Он всегда пренебрежительно называл его "Андрюшка" (и это не смотря на разницу в возрасте) и всегда разговаривал с ним заносчиво, высокомерно.
Андрей колдовал над какой-то платой с паяльником, Коля сидел, откинувшись на спину, и молчал. Ему частенько приходилось ждать, пока Андрей реализует какую-нибудь свою идею, а уходить раньше него он считал ниже своего достоинства. Коля думал, что он должен действовать примерно так же как капитан корабля - уходить последним.

Тишину, иногда разбавляемую шипением паяльника, резко нарушила открывшаяся дверь - в мастерскую вошёл директор фирмы Сергей Александрович.

- Ах, вот ты где, Николай! А я смотрю, кабинет закрыт, думал ты ушёл уже...

- Нет, что Вы, Сергей Александрович! Какой тут уходить... Работа же не доделана... - Коля молниеносно вскочил из кресла.

- Так я чего пришёл... Не о том я. Ты кого мне там советовал в субботу по телефону?

- Пётр. Как он вам? Подходит?

- Хм... Подходит. А может и не подходит... Он не пришёл. Я собственно об этом и зашёл сказать.

- Ааааааа... Андрюш, выйди, покури! - обратился он к подчинённому.

- Андрей, сидите. Вы нам совершенно не мешаете. И потом мы быстро... Я ещё в среду тебе говорил: "Николай, я попрошу Семёнова и он найдёт нам подсобного рабочего." Было такое?

- Было.

- А ты? "Есть у меня одна кандидатура! Не нужно Семёнова просить!" И вот. Два кандидата: один дебил, а второй не пришёл. А ты за них чуть ли не ручался. А я думал, ты в людях разбираешься...

- Разбираюсь. Я сам удивлён... Случилось может чего?

- Ну да. Может поезд сбил его... Или он тоже неадекват, как и прошлый твой протеже. Ладно, не парься. Я так просто сказал. Учу тебя. Управленец должен всех насквозь видеть. Лучше рентгена. Но это на будущее. Я Семёнова попросил. Он найдёт кого-нибудь... Не ты же нам двор мести будешь, да бардак этот разгребать?

- Если нужно...

- Могу устроить на полставки, - захохотал Сергей Александрович, - Ладно тебе. Нормально всё.


Директор похлопал Колю по плечу и вышел.

Коля в недоумении приземлился на кресло. Он прокручивал события вечера пятницы, и на его лице то и дело появлялась какая-то виноватая улыбка.

"А где гостил мой мозг? - осенило его, - Кольцо он в ломбард сдал... Я чуть слезу не пустил... Кольцо сдал, а электрошокер у него откуда? Почему он не сдал этот шокер? Ну и лопух же я... Он же развёл меня. Вместо КПЗ он получил визитку и тысячу рублей! Шик! Это даже не развёл... Это круче гипноза... Может прав был Жора? Только не про себя. Харизмой могут обладать и нелепые на вид люди..."

- Да, точно прав был Жора... - задумчиво сказал Коля сам себе.

- Что вы говорите, Николай Николаевич? - Андрей развернулся к начальнику.

- Да так... О своём, о девичьем... Вот скажи мне Андрюша, что ты думаешь о харизме? - неожиданно для себя Коля спросил мнение неуважаемого им человека.

- Хм... Харизма? Не слышал... Китайцы делают что ли? А что именно они делают? Я думаю, что обращаться к непроверенным поставщикам не стоит. Нужно отзывы почитать, параметры изучить...

- Ээээээээ! Стоп, стоп, стоп! Андрюша, ты о чём? Кто о чём, а ты о железе. Зомби ты Андрюшка, зомби! Я о человеческом качестве спросил.

- Ааааааа. Вот вы о чём... Я думаю...

- А я думал раньше по-другому, - перебил собеседника Коля и продолжил говорить, не обращая на него внимания, - А теперь вот сомневаюсь... Чего только не увидишь... Любопытный народец попадается. Харизматичный, интересный, талантливый даже! А занимаются чёрти чем... Их бы направить в правильное русло, в упряжку бы их, горы бы свернули! Обидно за нас...

Речь перебила смс-сообщение.

"На ваш счёт зачислено 100 рублей", - прочёл Коля на экране.

"Жора, Жора... Не всё ещё пропил. Честь осталась..." - подумал наш герой, достал из кармана ручку и принялся её грызть.

Смс снова вернуло его к пятнице. Коля почему-то представил как Петя (а может и не Петя вовсе, а к примеру Альфред) возвращался домой с "дела". Коля слышал его громкий закатистый смех. Наверняка этот хитрец массировал кулаком сильно ушибленную грудь, которая от смеха болела ещё больше. В этом кулаке он наверняка сжимал хрустящую тысячную купюру. Если тот и жалел о чём-то в тот момент, так о том, что он неплохо отхватил, а ещё о том, что его электрошокер так не вовремя разрядился. Коля в этой ситуации чувствовал себя глупым ограниченным человеком или, если говорить проще,  лохом.

Думая об этом, Коля не заметил, как сломал свою ручку пополам, настолько он был рассеян в тот момент. Хруст ломавшейся авторучки заставила его собраться.

- А много ли таких, Андрюшка?

- А кто ж знает?

- Нет. Мало. Штучный товар. Комбинаторы хреновы... Если таких будет много - бардака будет ещё больше. Всё же рабочие лошадки нужны больше. С ними всё скучно, но предсказуемо. Что думаешь, Андрюшка?

- Ну да, я согласен...

- Ну вот и молодец. Ты это, давай уже быстрее паяй там, а то мы тут заночуем... Паяй, Андрюша, паяй! 


Декабрь 2014 года