Детский сад аргументы Против

Юлия Васюкова
В этой статье мы подробнее остановимся на аргументах «против» посещения ребенком детского сада.

1. В детском саду дети начинают часто болеть.

Что говорят педиатры о частоте возникновения у ребенка ОРВИ. В норме ребенок может болеть ОРВИ до 9-ти раз в году. Когда ребенок попадает в детский сад, он чаще начинает соприкасаться с различного рода вирусами, у него формируется иммунная система, и это хорошо. Ребенок не может все время находится в домашних условиях с привычной микрофлорой. Рано или поздно он все равно столкнется с вирусами в школе и в обществе в целом.

Что говорят психологи о частоте возникновения у ребенка ОРВИ.

Дорогие родители, ответьте на вопрос: «Что происходит, когда ваш ребенок болеет?» – Вы сразу бросаете все свои дела и с озабоченным лицом, полным сочувствия и печали, наконец-то обращаете свой взор в сторону ребенка? – Разрешаете ему смотреть мультики, сколько он захочет? – Спрашиваете, что он еще хочет, проявляете к нему интерес? – Разрешаете не есть то, чего он не любит, и позволяете съедать больше сладостей?
Поздравляю! Ваш ребенок уже знает, как здорово болеть! Он получает сразу кучу любви, внимания, заботы, и помимо всего прочего, с него снимается часть запретов и ограничений. А теперь представьте, что происходит, если он заболел, когда ему нужно ходить в детский сад? Правильно, он получает все это, и плюс то, что в садик ему ходить не надо. В следующий раз его организм сам среагирует болезнью, чтобы остаться дома, дети этому очень быстро учатся.
В семьях, где ребенок получает внимания и любовь в достаточной мере для того, чтобы не использовать для этого болезнь, дети практически не болеют. Речь идет не только о вирусных инфекциях, но и о психосоматических заболеваниях. Кстати, так называемые простудные заболевания – это тоже в какой-то мере психосоматические. Наверняка вы замечали, что в отличном настроении никакая «зараза» не пристает, а в подавленном – можно «подцепить» все, что угодно.

2. Посещение детского сада приводит к различным нарушениям в поведении ребенка: к агрессивности, к плаксивости и капризам.

Действительно, с начала посещения детского сада родители могут замечать изменения в поведении своего ребенка. Причин такому поведению может быть несколько. Рассмотрим основные из них.
Начнем с того, что наверняка вы уже не раз сталкивались с новым поведением своего ребенка: раньше он тянулся к вам, а теперь убегает и не оглядывается; раньше он соглашался во всем, а теперь говорит, что ему нужно. Все чаще вы слышите: «я хочу» (не хочу), я «буду», «я сам». Все это связано с этапами психического развития ребенка и сопровождается естественным проявлением чувств. Ребенок, как может, отстаивает свое право на свободу и самостоятельность.
Он злится, когда получает отказ, требует еще сильней, плачет, выражая таким образом свое горе. С каждым всплеском такого поведения вы начинаете устанавливать новые правила взаимодействия, которые необходимо усвоить вашему ребенку, и через какое-то время малыш успокаивается. Затем назревает новый возрастной кризис, который вы снова вместе переживаете. И это нормальный естественный процесс взросления.
Когда ребенок приходит в детский сад, количество ограничений в его поведении резко увеличивается. Малыш начинает жить по другим правилам. Например, нельзя вставать с кроватки во время тихого часа, выходить из-за стола, пока все не поели, выходить за пределы участка, громко кричать и быстро бегать. Приходится делать все вместе с другими детьми, даже если этого делать совсем не хочется.
Поскольку в садике отстоять свои права маленькому ребенку практически невозможно, он начинает усиливать свою свободу в домашних безопасных для него условиях: сопротивляться домашним правилам, игнорировать просьбы родителей, выдвигать свои требования. В этом случае нужно с пониманием отнестись к тому, что происходит, проявить принятия к его чувствам, мягко, но уверенно сказать ребенку, что в его поведении вы, все же, считаете для себя неприемлемым.
Второй причиной изменений в поведении ребенка после посещения детского сада являются опять же ограничения, но уже в области проявления чувств: в садике нельзя плакать, нельзя злиться, проявлять вербальную и физическую агрессию, нельзя громко смеяться и кричать, нельзя бегать. Но именно в этот трудный период адаптации в детском саду ребенок как никогда нуждается в разрядке, которая как раз и происходит через бег, прыжки и крики. В результате малыш приходит домой, а родители не понимают, почему вдруг он начинает то безудержно веселиться, то без видимой причины плакать, то набрасывается на кого-нибудь с кулаками.
На самом деле, ребенок таким образом разряжает накопившиеся чувства. Часто родители не понимают, что с ним происходит, и делают ошибку, накладывая повторный запрет на разрядку чувств, запрещая ему их проявлять. В результате подавленные чувства приводят к невротизации и психосоматическим заболеваниям.
Лучше всего в этом случае поиграть с ним вместе в подвижные игры, не препятствуя его разрядке. Если он плачет, не стоит мешать ему, останавливать, успокаивать. Просто будьте с ним рядом.
Третья причина возможных изменений в поведении ребенка – это сам процесс адаптации к новым условиям в детском саду. Ребенок в это время испытывает длительный стресс: – он оказывается в незнакомом месте, в незнакомой обстановке; – он остается с незнакомыми людьми и детьми без мамы; – он начинает жить по новому распорядку дня; – он ест отличную от домашней еды пищу; – он вынужден вступать в отношения с другими людьми, хочет он этого или нет; – он попадает в трудные и конфликтные ситуации, в которых остается без поддержки мамы.
Адаптация проходит у детей по-разному, но во многом зависит от степени душевного здоровья его семьи. Если у мамы тревожность и страхи, если в семье конфликты, если нет любящих отношений, если присутствует нездоровая эмоциональная привязанность ребенка к матери – адаптация к детскому саду будет проходить намного трудней.

 3. В детском саду могут подавлять ребенка, нарушать его права.

На него могут кричать, обзывать, заставлять делать то, чего он не хочет. Он может получить психическую травму. Да, и этого, к сожалению или к счастью, вашему ребенку не избежать и вот почему.
Давайте я сразу поясню, что имею в виду под подавлением и нарушением прав ребенка. Подавлять, значит лишать ребенка прав в проявлении своих чувств, в высказывании своего мнения, игнорировать его потребности, принуждать его против его воли к чему-либо. С подавлением в той или иной степени ребенок встречается везде, и в первую очередь, в своей собственной семье.
 Вы задумывались о происхождении слова «ребенок»? Есть мнение лингвистов, что первоначально оно звучало, как «рабенок». Другими словами, ребенок – это маленький раб. То есть, человек без прав. Такое отношение к ребенку сохраняется в нашем обществе до сих пор.
Что он слышит в свой адрес от родителей: – Ты еще мал рассуждать на эту тему. – Рано тебе еще иметь свое мнение. – Твое мнение и твои желания никого не интересуют. – Будешь делать, как я сказал.
Родители позволяют себе кричать на своего ребенка, обзывать его и критиковать. Но считают почему-то неприемлемым, если такое поведение по отношению к своему ребенку позволяет другой взрослый. Понятно, что такое поведение недопустимо со стороны воспитателей и педагогов. Но это поведение также недопустимо и со стороны родителей. Это является нарушением прав ребенка.
Конечно, от воспитателей и педагогов мы ожидаем профессиональной компетенции в общении с детьми и ценим их человеческие качества: доброту, любовь, терпение, внимание детям, жизнерадостность. И честное слово, когда я вижу манеру общения родителей со своими детьми на улице и то, как разговаривают воспитатели с детьми в детском саду, то родители на этом фоне явно проигрывают.
Конечно, во многом то, насколько благоприятная психологическая атмосфера будет в группе детского сада, зависит от личности воспитателя и его помощника. Все мы помним из детства, что у нас были любимые и нелюбимые воспитатели и учителя. И определялся наш выбор простым критерием: добрая или злая.
Ребенок говорит, что воспитатель добрая, – значит, отношения сложились удачно. Если злая – то, скорей всего, у воспитателя есть какие-то личные проблемы, которые мешают ей строить конструктивные отношения с детьми. Но как бы там ни было, ребенок в любом случае будет сталкиваться с разным к себе отношением со стороны взрослых и детей. И это хорошо. Он будет учиться по своему реагировать на поведение другого. Здесь важно обсуждать с ребенком любой негативный опыт общения и оказывать ему поддержку в выборе подходящего способа реагирования на эту ситуацию. Важно научить его говорить о своих потребностях, отстаивать свои интересы, но при этом не нарушать права другого человека.
Если все-таки вы узнали, что в детском саду был случай, который повлек за собой психическую травму ребенка, то следует сразу же обратиться к профессиональному психологу, который вовремя поможет разрядить его чувства, связанные с этой травматичной ситуацией с тем, чтобы подавленная негативная энергия не управляла ребенком всю его дальнейшую жизнь.

4. В детском саду ребенок будет испытывать тоску, покинутость, одиночество, будет скучать и тяжело переносить разлуку с мамой и с другими членами семьи.

Да. Вполне естественно, когда малыш впервые надолго остается без мамы среди незнакомых взрослых и детей, он может переживать чувство одиночества, горя, беспомощности. Но это непременный атрибут взросления ребенка и его здорового эмоционального отделения от мамы. Рано или поздно ему все равно придется учиться решать свои задачи без помощи родителей.
 Ребенок в своей жизни может испытывать самые разные чувства. И он имеет право чувствовать все, что угодно. Не стоит лишать его этого права. Многие мамы ошибочно считают, что отвечают за чувства ребенка и могут каким-то образом влиять на его переживания. Но реальность такова, что мы не можем изменить другого человека: его чувства, мысли, поведение. Когда у мамы с ребенком есть сильная эмоциональная привязанность, то сама мама не в состоянии принять горе ребенка: не может смотреть, как он плачет, потому что у нее включаются собственные чувства.
Происходит присоединение к состоянию ребенка, и в результате мама горюет нисколько не меньше, а скорей наоборот, сильнее. Ведь если ребенок инстинктивно знает, как ему справится с эмоциями и их разряжает (конечно, если ему это позволяют делать взрослые), то мама идет на работу, подавляя свое горе, и впадает в депрессивное состояние, которое по замкнутому кругу вновь передается ребенку.
 Если ребенку в момент расставания с мамой не мешать разряжать свое горе: давать ему плакать столько, сколько ему нужно, не успокаивать, не приуменьшать значимость его чувств («подумаешь, мама ушла», «смотри, никто не плачет», «мама никуда не денется, придет»), то малыш быстро справится с этой ситуацией. Воспитатели детских садов знают, что те дети, которые в период адаптации сильно и долго плакали, впоследствии с гораздо большей радостью, охотой и интересом ходят в сад. Это говорит о том, что эти дети сумели разрядить свое горе по поводу вынужденного расставания с мамой, и их внимание освободилось для довольно увлекательной и интересной жизни в детском саду.
Поэтому, если вы, дорогие родители, обеспокоены тем, что ребенку будет в детском саду плохо, то это имеет отношение к действительности в той мере, насколько вы сейчас сами испытываете негативные чувства по этому поводу. Скорей всего, вами руководит собственные негативные переживания из раннего детства в детском саду. Вспомните, как вы расставались с мамой, что при этом чувствовали.
На семинаре по адаптации ребенка к детскому саду «Мой ребенок идет в детский сад» мы учимся разряжать собственные чувства, связанные с посещением ребенком детского сада. В этом материале мы рассмотрели аргументы, которые приводят родители против посещения ребенком детского сада и выяснили, что ни одного из этих естественных процессов взросления и эмоционального отделения от родителей, ребенку в своей жизни все равно не избежать. Но чем раньше это произойдет, тем лучше ребенок будет адаптироваться к условиям социума.