17. К другим тезкам

Вячеслав Ледовский
Отметим: облюбованные исконными обитателями морей - гигантскими моржами берега Северного Ледовитого океана красноярские любители холодового плавания посещали еще не раз. Причем на всем протяжении этих суровых рубежей нашей необъятной Родины - от лежащего на берегах Кольского пролива Мурманска, что в Европе, до пролива Беринга, отделяющего Азию от Аляски.
И первый визит на восток состоялся еще на заре становления клуба, в начале  90-х годов. Незадолго до этого знаменитая Линн Кокс преодолела там небольшой участок в три мили.
- Я председателя всесоюзной ассоциации Колгушкина тогда спросил: а мы разве чем-то хуже? Почему у наших берегов американцы плавают, а не мы? - вспоминает Николай Цыганков. -  Он сначала не ответил, а потом звонит: Николай Фаддеич, все, договорились, готовся. Я сначала настраивался один переплыть, взял отпуск за свой счет на квартал...
Однако пошли большой командой на иаучно-исследовательском судне «Академик Королев». Месяц тренировались в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского.
- Огромные волны с океана шли, прибой почти штормовой - рассказывает Валентина Костарева, - и самое главное, при входе в воду их проскочить, чтобы не сбило, не закрутило. Как-то на глубине на косяк котиков напоролись. А это ведь звери хищные. С такими зубками, что когда вблизи видишь, голый да в воде ничем не защищенный очень неуютно. У нас кто к берегу рванул со сверхзвуковой скоростью, остальные в кучу сбились, поближе друг к другу. А они на нас глянули, причем все вместе, словно по команде, отвернулись, и дальше по своим делам, эскадрой.
В самом Беринговом проливе россияне эстафетой предолели порядка полусотни километров. На красноярцев пришлось по десятку этапов.
- Само плавание, кстати, ничем особенным не запомнилось, - говорит Костарева, - это для нас это уже дело привычное. А вот когда путь пересекла акула, очень неприятно было. С корабля кричат: опасность, все наверх! И воду режет острый плавник. Здоровущий такой... В самом проливе перед носом корабля долгое время плыл дельфин. Все смеялись - мол, дорогу нам показываем, чтобы не заблудились. Китов видели. Правда, издалека. И моржей, конечно. Тех - почти в упор. Одного нашего этот огромный зверь боком даже задел за ногу. Несильно и нечаянно, просто вынырнул рядом. Словно привет передал или поздоровался.
Врезались в память эпизоды с пограничниками. Американским шерифом, который, забираясь  на корабль, сорвался и плюхнулся в воду, откуда его доставали тралом. 
- Здоровый такой, за два метра и за полтора центнера весом. - вспоминают очевидцы. - Сильное волнение на море, штормтрап бьет о борт, вот он и не выдержал. Брызг было - как от кита. Слава Богу, ничего себе не сломал и даже не ушиб. Так что вытащили, обсушили, согрели и поздравили с тем, что также причастился к моржеванию.
А наш пограничный вертолет очень долго висел над «косяком» пловцов. Видимо, пограничники просто не верили своим глазам.   
- Воздух от лопастей в воду буквально «вбивал»! - смеется Валентина Костырева. - Уже подумали, что они нас решили утопить, чтобы избавиться от всяческих хлопот. Ну, мы, понятно, все в разные стороны от такой радости. Чем, видимо, их в еще большее недоумение ввели. Типа нарушители пытаются скрыться. Потом нас катамаран, как вермишель в супе, собирал по всей акватории.
А спустя пару десятков лет в составе экспедиции на судне Военно-морского флота России «Иртыш» Берингов пролив вплавь покорила и другая красноярская спортсменка - Наталья Усачева.  В промежутке  между этими двумя свершениями в жизни «Криофила» произошло много знаменательных событий. Среди которых особое место занимает строительство здания клуба, о чем стоит рассказать подробнее.