Когда Бог жмет дьяволу руку

Кай Имланд
Мы привыкли к тому, что добро противопоставляется злу. Якобы, это взаимоисключающие понятия. Вот только вряд ли все настолько просто. Собственно, часто ли мы видели эту пресловутую борьбу? Так, чтобы кто-то очень плохой сражался с неким рыцарем в сверкающей броне, без страха и упрека? Вообще-то, каждый наверно, подумав, скажет, что нет. Обычно стороны конфликтов лишь провозглашают, что борются со злом. Причем, заметьте, каждый из противников провозглашает себя истинным слугой добра. Даже самые ужасные войны и преступления совершаются под знаменем благородных и красивых идей. И никто не хочет провозгласить себя слугой и проводником зла! Что же получается? Добро борется с добром? Или они оба – зло? Только в сказках (обычных или экранных) и бывает эта самая борьба со злом. А так… все борются за добро (в своем понимании), и сеют при этом обычно зло…
Хотя постойте! А существует ли вообще зло? Ведь что такое это зло? Это нечто вредное, разрушающее. Причем деструктивное в абсолюте, нарисованное только непроглядным черным цветом! Но возможно ли такое? В природе все должно быть сбалансировано, все исполняет некую важную функцию. Ничего принципиально вредного или бесполезного там быть не должно. Первое просто будет уничтожено, как раковые клетки, в противном случае оно уничтожит всю доступную структуру. Если мир до сих пор остается целым, значит или таких вещей не существует, или они быстро истребляются, как те самые мутантные клетки. А второе – бесполезное, тоже уничтожается или просто не существует. Зачем тратить энергию на ненужное? Это попросту противно логике вещей! В итоге мы приходим к тому, что все существующие явления имеют некую цель, так или иначе служащую сохранению гармонии в мире. Как это понимать? Обратимся к своего рода модели.
Кто является высшим воплощением добра и зла? Конечно же, Бог и дьявол. Не будем сейчас дискутировать о том, существуют ли они в виде неких личностей, или являются чем-то вроде популярных и удобных образов. Почему? Просто мы не можем исследовать этот вопрос, доказать или опровергнуть наличие этих личностей, или убедиться, что их нет. Конечно, кто-то может сказать, что, мол, если Бог есть, пусть покажет знамение. Но это слишком примитивное представление. Бог должен заниматься возвышенными делами, управлять всей вселенной. И разве у него будет время и желание заниматься развлечением скучающей публики фейерверками? Нет, он же не фокусник на базаре! Да и даже если бы это знамение все же имело бы место, мы бы могли и не понять его. Представим, что бактерия, живущая в кишечнике, потребовала бы знамения, чтобы поверить, что человек существует. Да ее хозяин просто бы не узнал об этом ее желании! И уж развлекать ее ему точно не досуг. Хотя, он может и сделать это знамение – выпить антибиотика, чтобы бактерия погибла. Но поймет ли она, почему это случилось? Бог наказал? Вряд ли… он, скорее всего, думал о более глобальных вещах, которые бактерии не понять. Он просто дает ей среду для жизни, а уж ей решать, что делать. Если она нарушила законы жизни, кто в этом виноват? Изобретатель законов? Сомнительно… скорее, тот, кто их нарушил. Потому просто примем Бога и дьявола как модели – воплощение импульсов созидания и разрушения в мире. Тогда, кстати, и становится понятно, почему эти существа могут быть и могучими – ведь каждый акт созидания и разрушения связан с ними! Ясно и почему они пребывают везде – ведь указанные процессы вездесущи. Объяснимо и всевидение – собственно, присутствующие в самой основе бытия явления опять же «знают» все, так как это знание – часть их. Соответственно, не нужно этим личностям и поклонение. Ведь что от этого изменится? Достаточно просто их учитывать и понимать вытекающие законы.
И тогда являются ли эти сущности, или принципы, врагами? Да, они разнонаправлены. Но, допустим, они враждуют. Однако, как мы помним, Бог всемогущ. Так почему же он не покончил со злом? Не может? Но тогда он не всемогущ. Не хочет? Но тогда он сам – часть зла. Кстати, это полезная идея. Мы приходим к тому, что зло для чего-то нужно. У него важная функция. Какая? Давайте посмотрим на природу. Хищник вроде бы творит зло – убивает других животных. Но действительно ли это зло? Как известно, если убрать хищников из природы, то вскоре его жертвы начинают деградировать. Они съедают весь корм, становятся слабыми и больными, поскольку выживают неполноценные особи. А со временем эта самая избавленная от угрозы жертва вымирает сама… В итоге для того, чтобы ей было хорошо, должно существовать зло в виде хищника. Смерть и страдания одного индивида приносят пользу всей популяции. Таким образом, вещи взаимосвязаны. Чтобы существовало добро, нужно зло. Но и зло не может жить само по себе – если все разрушить, не созидая, то останется лишь пустота… Таким образом, дьявол не является врагом Бога. Он оказывается его обратным полюсом, балансирующим фактором. Помогает держать мир в тонусе, чтобы тот мог успешно развиваться дальше. Кстати, с другой стороны есть и еще одна роль зла. Ведь как мы можем понять, что есть добро? Только познав зло, также как нельзя оценить красоты, не увидев уродства. Что мы получаем в итоге? Зло и добро являются уравновешивающими друг друга и неразделимыми силами. Они не могут жить друг без друга. Надо созидать, чтобы жить. Но и надо разрушать старое, чтобы избегать застоя и освобождать место для новых творений. Вместе они служат одной цели – поддержанию гармонии в мире, что позволяет ему существовать и дальше. Одно перетекает в другое, и два разных добра могут воевать враг с врагом, при этом творя зло. Они выясняют, как будет лучше и разрушают старое, обновляя мир. После войны начнется новый цикл созидания. И Бог пожмет дьяволу руку – он выполнил свою работу!