Азбука

Анна Боднарук
                А З Б У К А



     ПЕРВЫЕ  РУССКИЕ  БУКВАРИ
     Буквари, да и другие учебники были самыми читаемыми на Руси книгами. Авторами первых русских букварей были справщики (редакторы) Московского печатного двора. Создатель «Букваря языка славенска» (1634г.) – подъячий сын Василий Бурцев в предисловии обращается к будущим грамотеям: «Вы же, младые отрочати, слышите и разумейте и зрите сего… Аще науши себе во младости, то будет ти покой и честь во старости…»
     В 1693 году сотрудник типографии Карион Истомин представил ко двору первый русский иллюстрированный букварь. Каждая буква алфавита сопровождалась рисунком предмета на эту букву. А в конце страницы – назидательное стихотворение, как, например, такое: «Во книжном учении душа не ленися и с млада трудися». Букварь знакомил с азбуками латинской, греческой, польской. Автор отличался своеобразными для того времени взглядами на обучение, и в его книге почти полностью отсутствуют религиозные тексты. Предназначался он не только «отрокам» но и, что было тогда новым «отроковицам».
                С. Долгова

                АЗ,  БУКИ,  ВЕДИ…
     «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь» (Откровение Иоанна Богослова, гл.1, ст. 8). Эти буквы поставил Константин Философ в начале и конце кириллицы, ибо обучение славянских народов чтению и письму не мыслил он отдельно от проповеди слова Божия, в которой, разумеется, участвовали и все остальные буквы. Даже и название славянской азбуки было первоначально не «кириллица» и не «глаголица», т.е. происходило от греческого слова «лития», обозначающего общее коленопреклонённое усердное моление, совершаемое во время праздничной всенощной у западных дверей храма, а во время крестного хода – под открытым небом. Отсюда же и слова «литит», т.е. «совершает литии» - «молится». Публикуемые ниже азбучные акростихи фактически и были именно молитвами, просвещавшими и физически (изучение алфавита), и духовно.
     Автором акростиха, составленного по букам кириллицы: «Аз есмь всему миру свет», по которому издревле обучали детей грамоте, традиционно считается Константие Философ, «нарицаемый Кирилл». Другой акростих: «Аз словом сит молюся Богу» (по буквам глаголицы), называвшейся «Азбучная молитва», создан в 893 году Константином Преславским, пресвитером Круглой церкви болгарского царя Семеона в Преславе, и  был предпослан его «Учительному Евангелию».

Аз есмь миру свет.
Бог есмь прежде всех век.
Вижу всю Таину человеческую.
Глаголю же вам, сыном человеческим:
Добро есть верующим во имя мое,
Есть гнев Мои на грешники.
Жизнь есмь всему миру.
Зло законопреступником.
Земля подножие ногам Моим.
Иже есть престол Мои на небесах.
Иного есть Бога разве Мене.
Како совещаша на Мя зол совет,
Людие Мои – законопреступники.
Мыслиша на Мя злая за благая,
На кресте пропяша Мя,
Отца и желчи напоиша Мя,
Праведного Сына Божия.
Разделиша ризы Моя себе,
Студно грех содевающе,
Тернов венец возложиша на Мя.
Умыл Пилат руце, рече: чист есмь
                от  крови Праведного сего.
Фарисеи же возопиша: возми, возми,
                распни Его!
Хотя же спасения вашего
От неправедных беззаконник,
Царски вам подписую свобождение,
Чисты вас приводя Своему Отцу,
Шатания бесовского свобождая вас,
Щедротами Своего человеколюбия.

                В славянском языке отсутствует звук «й».
                Оцт – уксус.

Аз словом сим молюся Богу:
Боже всея твари и зиждителю
Видимым же всем и невидимым,
Господа Духа пошли животворящего,
Да вдохнет в сердце ми слово,
Еже будет на успех всем,
Живущим в заповедях Ти.
Зело бо есть светильник жизни
Закон Твои, свет стезям того,
Иже ищет Евангельска слова
И просит дары Твоя приятии.
Литиит бо ныне и словеньско племя,
Ко крещению обратишася вси,
Люди Твои нарещися хатяще,
Милости Твоея, Боже, просят зело.
Ну а мне ныне пространно слово даждь,
Отче, Сыне и ПресвятыйДуше,
Просящему помощи у Тебе.
Руце бо свои выспрь воздею присно,
Силу приятии и мудрость у Тебе.
Ты бо даешь достоиным силу,
Ипостась же всякую целиши.
Фараони мя злобы избави,
Херувимску ми мысль и ум даждь.
О, Честная, Пресвятая Троице,
Печаль мою на радость преложи.
Целомудренно да начну писати
Чудеса Твоя предивныя зело,
Шестокрылатых силу восприимя.
Шествую ныне по следу Учителя,
Имени его и делу последуя,
Яве сотворю Евангельско слово,
Хвалу воздая Троице в Божестве,
Юже поет всякий возраст,
Юн и стар своим разумом,
Язык нов хвалу воздая присно
Отцу и Сыну и Пресвятому Духу.
Ему же честь и держава и слава.
От всея твари и дыхания
Во вся веки и навеки. Аминь.