А ТЕПЕРЬ НА ПРОЕЗД !
А теперь о больной теме, о теме подаяния.
Из церковного опыта.
Одна прихожанка рассказывала, как встретила в магазине нашего церковного бомжа. Он старый, у него не хватает пальцев, и нет зубов, но что говорит, в целом разобрать можно. Денег она ему дать не решилась, тогда он попросил купить «что-нибудь существенное... колбасы». Она купила ему колбасы, и собралась бежать по своим делам, но бомж поймал ее за рукав и попросил к колбасе хлеба. Она принесла ему хлеб, и с чувством выполненного долга хотела было… Но тот крепко схватил ее за кисть руки, - у него хоть и фаланг не достает, но хватка – будь здоров! (я это на себе испытала) – и говорит ей: «Мне бы еще на проезд надо…» Ну, вы, наверно, представляете, что терпение прихожанки закончилось (что поделаешь, все мы люди немощные). Да она и сама была человеком даже не среднего достатка. Строго сказала ему: «Вы меня простите, но я не банкомат!» И раздраженная, в расстроенных чувствах покинула магазин.
...Хотела я на этом поставить точку, да как-то тема осталась открытой…
Не знаю, может быть, ей нужно было что-то другое сказать этому дедушке на прощание, чтобы не потерять душевного равновесия. С другой стороны, у просящего тоже должна быть мера и хоть какое-нибудь чувство такта. Если ты бомж, то это вовсе не значит, что окружающие тебе постоянно что-то должны. Сейчас много бедных людей, и человек дает сколько он может. Надо поблагодарить и помолиться за него… - а что, если он отдал последнее?
Моя подруга рассказывала, как возле храма к ней подошла женщина, которая как-то не выглядела нуждающейся, и попросила денег. Она дала, но просящей показалось мало. Подруга говорит, что больше дать она сейчас не может, а та в ответ, - так вы, мол, продайте сережки, верующим носить украшения грех. «Я вообще сожалею, что дала вам денег», - сказала огорченная подруга, и ушла.
Она в нашей беседе сетовала и о том, что порой не успеешь войти на территорию храма, как к тебе едва ли не наперерез бросаются за подаянием.
х х х
Конечно, просящим нужно подавать милостыню, поскольку в их лице её принимает Сам Господь. (Но!.. может быть, все-таки с рассуждением?..) Я поставила эту фразу в скобки, потому что вопрос для меня по сей день остается риторическим. Каким-то мучительным и трудноразрешимым.
Однако среди общей массы просящих у храма есть люди, которые, действительно, нуждаются в нашем сострадании и милосердии. Это люди – по воле судьбы – находящиеся за чертой бедности, и просто инвалиды, и душевно-болящие. Есть, конечно, и те, кто подвержен пристрастием к спиртному, опустившиеся. Они тоже люди, имеющие в себе образ Божий, и к ним надо относиться с уважением и сочувствием к их беде. Прежде всего – хотя бы не осуждать их. «Ибо каким судом судим, таким и сами будем судимы… Какою мерою мерим, такой и нам отмеряно будет». Таким людям вместо денег лучше, конечно, купить что-нибудь поесть, - и соблазном не будем для них, и заповедь Господню выполним.
Кроме материальной существует еще и духовная помощь – это ласковое слово утешения и поддержки, какой-нибудь душеполезный совет. Святые Отцы говорят, что даже вздох сочувствия о ближнем, это уже есть наша духовная милостыня ему.
Но есть и другие люди, которые просто не хотят работать, и подстраиваются под нищих, усмотрев в этом легкий заработок; есть путешественники, которые никак не могут доехать до нужного им места и просят «на билет», но проходит время, а они так никуда и не уезжают; есть профессиональные «гастролеры», которые с помощью душещипательных историй входят в доверие к людям, вымогая у них деньги. Этих – либо в поезде «ограбили», либо где-то обманули в другом городе…
С кем мне только не доводилось сталкиваться за время работы в храме!.. Но не можем же мы из-за таких псевдо нищих не верить всем остальным, действительно нуждающимся в помощи.
«Апостол Павел говорит: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2 Фес. 3, 13). Слова апостола обращены к подающим милостыню, с тем, чтобы они не охладевали в своем усердии и не допускали мысли, что их заслуга не принимается Богом и добро пропадает даром. Ведь никто же не оставит голодным своего родного брата, хотя бы последний и сам был виноват в своей нищете. Так же не всегда есть возможность быстро и правильно определить состояние просящего, поэтому, если сердце не протестует и есть возможность, следует подать ему». /Из книги священника Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка»./
И в завершение хочется привести запись из дневника Тараса Шевченко:
«Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу – плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут... С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости...»
--------------------------
Продолжение следует.
----------------------------------
Картинка из интернета.
Спасибо автору.