В поисках впечатлений и счастья

Анатолий Татаринцев
                Мечты сбываются               

                Это сегодня едут отовсюду в Москву, чтобы подзаработать, а тогда в  1960-м, ехали просто посмотреть столицу. Москва!  Это же - мечта жизни. Сколько там сказочных мест:  ВДНХ – целый городок, где у каждой союзной республики есть свой павильон и…один краше другого. Много разных театров, но лучшие – это Большой и Малый, есть необыкновенные магазины – ГУМ, ЦУМ, Детский мир, а Ленинские горы – оттуда вся Москва, как на ладони. Еще интересно проехать в метро. Говорят там, под землей вестибюли, как дворцы. Но самое интересное место в Москве – это Кремль. Там работают главные люди страны. И Татьяна скоро сама  увидит все это. 
     Она едет в Москву из Ташкента. За активную работу в комсомоле ее наградили почетной грамотой и некоторой суммой денег. Конечно, можно было купить пальто или туфли, но она решила: нет, нет, только в Москву.  Это же красота какая!  И воспоминания на всю жизнь.
     Остановиться решили  у родственников своих соседей.
     Ташкент, как известно, город хлебный да и теплый. Люди здесь открытые, как впрочем и двери их домов, и родственники соседей – твои родственники.
   
      Поезд в Москву опоздал на сутки и Татьяну на вокзале уже с никто не встречал. Но адрес он вот в кармане, поэтому отыскать нужную улицу и дом проблем не было. Оставалось только найти на чем доехать. Для Татьяны, которая работала в рабочей столовой, общение с работягами было обычным и она тут же, на площади заметила мусоровоз. Шофер – добродушный на вид парень, посмотрел бумажку с адресом и, улыбнувшись, согласился доставить приезжую девчонку по адресу.
     Улица и нужный дом находились совсем недалеко. К этому времени уже стемнело. Хорошо, что шоферу этот дом был знаком. Он без труда нашел въезд во двор и, получив от Татьяны деньги, как и договаривались, помог девушке выбраться из кабины, выгрузил ее чемодан и узел, и пожелав ей хорошо отдохнуть в Москве, еще раз улыбнулся, дал газу и уехал.
     В плохо освещенном дворе Татьяна все-таки нашла нужную дверь, вошла внутрь.  В тесном подъезде, без лифта, под потолком еле светила засиженная мухами лампочка, пахло помойкой. Наверх вела узкая лестница. Где-то в углу стояли ведра, валялись метелки и тряпки.
  - Вот тебе и Москва – столица. Не чистоты, не красоты, не света.
Татьяна еще раз огляделась. « Да!» - только и смогла она про себя подумать. Взяла чемодан и узел с южными дарами и стала подниматься по лестнице. На втором этаже стояла большая пыльная корзина с каким-то тряпьем, на третьем – детали старого велосипеда связанные веревкой.  А вот и четвертый  этаж. А где же звонок?  Она уже упарилась под тяжестью нелегкой ноши. И все недоумевала: « Как же эти москвичи ходят по этим узким и темным, лестницам, заваленным всяким хламом. Но еще больше она поразилась, когда на стук в дверь послышалось удивленное: « Кто там?» и звук отодвигаемой мебели.  « Ну ничего себе, они что же: входят в квартиру, запирают дверь и задвигают вдобавок шкафами и сундуками ?» Она вспомнила, что у них, в Ташкенте двери часто даже на замок не запирают. Но вот наконец, хозяева открыли дверь и страшно удивились: «Это ты? Откуда?» А когда поняли  в чем дело, долго смеялись. Скорее всего, шофер мусоровозки оказался в Москве совсем недавно. А сам он вербованный из деревни и видимо по привычке подвез ее к черному ходу, в котором обычно и находится мусоропровод. Он может даже и не знал, что есть другой вход в дом.
       На утро уже было все, как надо: и светлый подъезд, и лифт, и Москва чистая и прекрасная.  Поливальные  машины, еще до того, как москвичи  проснулись, двигались косой шеренгой вдоль шоссе и фонтанами воды, в которых играла радуга, омывали широкие улицы столицы.
      Поездка оказалась интересной. Ее родственники приобрели на работе недорогие билеты в « Большой».  ( В те годы билеты распространяли через профсоюзы на предприятиях). Правда, места были неудобные, но ничего, зато какая музыка, какие декорации, а главное, какие актеры!   На метро Татьяна накаталась досыта. И на самом деле станции : «Комсомольская», «Маяковская», «Новослободская» - оказались краше любых дворцов. На ВДНХ она попала в   немного смешную ситуацию. Нагулявшись по разным павильонам и, изрядно проголодавшись, Татьяна увидела киоск, около которого толпились люди. Они покупали какую – то еду и тут же за столиками  кушали. Вот то, что надо. Когда подошла ее очередь, продавщица спросила, что девушка желает. « А что у вас есть?» - на вопрос вопросом ответила Татьяна.  « У нас вот пирожки с повидлом, блинчики со сметаной, еще есть эклеры. Про эклеры наша героиня ничего не знала и поэтому попросила два эклера с мясом. Продавщица ухмыльнулась и объяснила, что эклеры – это пирожные с кремом. Татьяна не растерялась и сказала: « Ну что же , если нет эклеров с мясом, давайте какие есть.» И обе рассмеялись.
     Теперь-то Татьяна про эклеры и не только,  знает все. Работает она заведующей столовой в Москве. Переехала в Москву с семьей после страшного землетрясения в Ташкенте в 1966-м году. Взрослые дети уже сами обзавелись семьями и разъехались в поисках впечатлений и счастья.
     Татьяна – теперь уж Татьяна Сергеевна, ощущает себя полноправной москвичкой и нет-нет да вспомнит о первых впечатлениях о Москве. Правда , увидев во дворе дворника- таджика, подумает про себя: «Вот и они через двадцать лет станут москвичами.»

     Записано со слов Марианны – знакомой дочери Татьяны.