Хорошо там, где нас нет

Андрей Бухаров
В Европе очередной кризис.

Но оттуда к нам почему то не бегут...

А вот от нас в Европу, несмотря на кризис, нередко едут, кто подзаработать, кто прибарахлиться, кто поджениться, кто подлечиться, а кто "в жилетку поплакаться"...

А почему дома с этим проблемы?

Мы вроде тоже Европа...

Но не все так просто...

Несмотря на созданный в последние годы "прочный фундамент" - работающую промышленность, дисциплинированный рабочий класс, большой отряд ученых, инженеров и специалистов, мы пока не научились "плыть против течения", склады многих предприятий, в том числе флагманов нашей экономики забиты многомесячными запасами произведенной продукции...

Чтобы понять, как наша экономика может набрать силу в неблагоприятных условиях мирового рынка надо задать себе несколько вопросов, правильно ответив на которые мы неизбежно придем к успеху.

Почему "новейшее" технологическое оборудование закупаемое за иностранную валюту, как правило в кредит, нередко стареет едва успев выпустить первую продукцию?

Почему модернизация иного производственного предприятия, едва начавшись, больно бьет по карманам рабочих и специалистов на нем работающих?

Почему наши интеллектоемкие товары,  недостаточно востребованы на рынке?

Почему наши высококвалифицированные рабочие, инженеры и ученые часто норовят уехать работу за границу, вместо того, чтобы трудится  на отечественных предприятиях?

Почему жизненно необходимый технологический прорыв, о котором уже много лет вещают с высоких трибун, буксует, как "паркетная" иномарка на разбитом сельском проселке?

Думаю ответить на все эти вопросы могут  наши ученые, писатели и изобретатели, те, которые могут не только блоху подковать, но и изобрести пароход, самолет, телефон и даже телевизор, те, которых принято называть "солью земли" да только вот беда, нет у нас таких, нет ни в законах, нет на страницах прессы, нет на радио и телевидении...

Основная причина сегодняшней "пробуксовки" нашей экономики - недооценка результатов личного интеллектуального труда, что можно сравнить с попыткой незадачливого пекаря испечь хлеб без соли, а потому вынужденному есть его "без посторонней помощи".

Если научный сотрудник работающий в академическом или отраслевом научном учреждении, получает очень невысокую зарплату, размеры которой  никоим образом не привязаны не только к прорывным, но и к обычным технологиям, приносящим доход, то это делает науку бесплодной, а лишенное научных наработок производство малорентабельным, а то и убыточным.

Если специалист на предприятии начинает что то "изобретать", то это редко остается безнаказанным.

Новатор же "с улицы" воспринимается как "технологический террорист", вооруженный "вредоносным" изобретением,  которого пускать на территорию предприятия или научного учреждения ни в коем случае нельзя, так как он один может поставить под сомнение "многолетний труд" большого коллектива "государственных людей". И не этими ли людьми было инициировано  принятие нового законодательства, по которому патентная пошлина была многократно увеличена, а положение об оценке труда изобретателей, так и не было принято?

Что же касается писателя, то это "неизвестный науке зверь", материальные и моральные интересы которого, о чем бы он не писал, защищает Конституция, Гражданский кодекс и он сам,  так как в Национальном центре интеллектуальной собственности регистрируют только песни и музыку, исполняемые публично, на эстраде или в ресторанах.

В школах новаторству не учат, а жизнь новаторов бьет, в результате получается,  как в известной поговорке: "Грицько, почему ты бедный? - Потому что дурный.  А почему дурный? - Потому что бедный"...

Думаю не надо осыпать новаторов привилегиями или создавать им тепличные условия, это их портит.

Но, ценные предложения, если они приносят доход, способствуют развитию страны, должны использоваться, вне зависимости от того, кто является их автором: штатный научный сотрудник, член союза писателей, рядовой инженер или "человек с улицы".

Автор изобретения не должен быть "лишним" при его внедрении и использовании, продукция выпущенная без отечественного изобретателя, как хлеб без соли...

Можно менять руководителей предприятий хоть каждую неделю, назначать им фантастические оклады или грозить им самыми суровыми карами, вплоть до публичного расстрела, но если нет на предприятии своего доморощенного или "приходящего" новатора, работа предприятия в современных экономических условиях обречена на неудачу...

Писатель не должен быть "изгоем", подвиг которого поймут и оценят потомки. Если писатель имеет желание и способен написать новую "Войну и Мир", то ему нужно помогать, в том числе и материально, причем еще до того, как книга выйдет в тираж.

В "экономике знаний", система создания и использования продуктов интеллектуального труда, должна работать не хуже чем хлебоприемный пункт в уборочную страду...

Должна то она должна, да вот только, где взять денег на материальную поддержку отечественных "гениев"?

Нет ничего проще.  Нашу торговую сеть буквально заполонили импортные товары, от простых бананов, до "навороченных" автомобилей, в стоимость которых уже заложена инновационная составляющая, будь то простейшая наклейка на каждом банане или множество технических новинок, скрытых под капотом очередного "суперкара". Таможня у нас работает очень неплохо. А может быть стоит часть таможенных сборов направить на поддержку отечественных "Кулибиных" - авторов изобретений, полезных моделей, произведений науки и искусства?

А не организовать ли при ОАО "Штадлер Минск", расположенном в промзоне города - спутника Минска Фаниполе, дом литературного творчества - инженерно-инновационный центр, в котором в свободное от основной работы время новаторы, как инженеры, так  и рабочие, смогут реализовывать свои творческие идеи, создавая новые и прорывные технологии, в которых так нуждается наша страна и господин Шпулер лично?

Тогда, глядишь, через пару лет  наша техника станет многократно конкурентоспособнее, а шутливое название "Восточная Швейцария", прочно приклеится к нашей стране, что поднимет нашу экономику как свежие дрожжи хлеб...