На фоне - 3

Анна Боднарук
                ***
     Эх, старость – не радость! Дела торопят, надо в город ехать, но прежде чем отправиться в путь, прислушиваюсь к своему самочувствию. И только уравновесив все свои «за» и «против», принимаю решение: дома остаться, идти на автобусную остановку или ехать на такси. Конечно же - затратное удовольствие ехать на такси, но надёжно.
     В этот раз ехала на заднем сидении такси, а впереди, рядом с водителем, сидел его брат. Оба на одно лицо, только брат на несколько лет моложе. Из разговора братьев я поняла, что он тоже таксист. Весёлые ребята, шутят, хохочут. Младший к старшему брату в гости приехал, а тому – на смену. Вот вместе катаются, о своём говорят.
     Я сижу молча. Мужики на меня и внимания не обращают. Семейными новостями делятся, а того больше рассказывают друг другу о своих дорожных приключениях. Младший в своих рассказах часто упоминает слово «хуторки». Я не утерпела и спросила, дескать, в старину люди рядом со своим полем селились, посемейно образовывая хуторки, а теперь всё больше централизовано живут. Так сказать – ближе к цивилизации. На что мне гость нашего города добродушно ответил:
     - Были бы деньги, любую «цивилизацию» можно установить, где пожелаешь…
     И в доказательство к сказанному, достал свой мобильный телефон и показал мне фотографии современных хуторков. Конечно же, это были не занесённые снегом избы, а прямо-таки сказочные дворцы среди полей, в ложбинах, у реки, у озера. Один или три дома стоят среди первозданной природы. Что и говорить, это была мечта в моём понимании. Только я и тут возразила, мол, добираться до них трудно.
     - Что вы! Наоборот. Дороги в эти хуторки идеальные, незаезженные… Я родом из этих мест, вот в основном меня и посылают туда «на вызова»…
     Рассматривая фотографии, я и не заметила, как к месту подкатило наше такси. Попрощалась с братьями, очень хорошими людьми, оставившими в моих воспоминаниях много тепла и света. Только в одном я корила себя: не догадалась спросить, откуда родом эти ребята? В какой местности находятся современные хуторки? Но потом подумала: в нашем посёлке люди, у которых водятся деньги, строят о-го-го какие дома… Действительно, деньги двигают цивилизацию…

                ***
     Иду вдоль берега озера. Впервые забрела так далеко. Тропинка под ногами еле угадывается. Вокруг никого нет. С одной стороны – дикий лес, с другой – спокойное озеро. Вдоль берега стеной стоит высокая августовская трава. Как-то неуютно мне на душе стало. Начинаю подумывать, что пора бы возвращаться, ничего интересного я тут не найду. Вдруг слышу – то ли вздох, то ли сдавленный стон. Даже озноб по спине пробежал. Остановилась, осматриваюсь. Наконец заметила, будто что-то розовенькое качнулось у воды. Осторожно ступая, иду к этому месту. Вдруг чуть было не наступила на рыбу, лежащую в траве. Четыре щуки, вяло зевая, лежат, большие, как пятнистые поленья. Три рыбины очень большие, мне такого размера щук видеть раньше не приходилось, а четвёртый щурёнок вполовину их меньше. Рядом с рыбой лежит уж очень дорогая удочка.
     С трудом отрываю взгляд от водных хищниц и ищу хозяина. В тени под кустом, на надувном матрасике, сидит худенький старичок в красных шортах и розовой панамке на голове. Человек увлечён чтением тонюсенькой книжечки. Он то сидит, то на бок ляжет, то вдруг на коленки станет, не выпуская из рук книжицу. Что-то себе под нос бормоча, даже не глядя, находит в траве блокнот с привязанным на красной нитке карандашом, торопливо что-то пишет. Опять, не глядя, тянет руку к книге потолще, смотрит в неё и опять что-то пишет в блокноте.
     Я довольно долго за ним наблюдала. Наконец и он меня заметил. Сам первым поздоровался. Я спросила о тех книгах, которые он так увлечённо читает.
     - Я не читаю. Я задачки решаю.
     От такого ответа у меня рот открылся.
     - А рыба?..
     - А-а, рыба? Да-да! Это так, сама на крючок полезла…
     Честно признаюсь, я смотрела на этого уже немолодого человека, как на чудаковатого инопланетянина с детскими удивительно голубыми глазами. Потом подумала: «А что удивляться? Это ж Атомград!..»
      - Что-то мне кажется… скоро дождь будет, - как-то робко заметила я.
     Старичок словно очнулся, посмотрел на меня быстрым взглядом и резко сел, вытянув ноги с рыжеватыми волосками на теле.
     - Пожалуй, вы правы! Да-да, я утром читал… Надо палатку ставить…
     Я попрощалась, хотя он так суетился, что вряд ли слышал мои слова, и поспешила в город.
     «Задачки решает… на природе, один. Он даже за пойманную рыбу забыл…» - размышляла я, поглядывая на хмурящееся небо.

                ***
     Как же должен быть благодарен человек матушке природе за те прекрасные уголки, которые так радуют душу… в самых суровых, просто непригодных для жизни местах. Деревья, кусты, редкие растения растут на такой крутизне среди скал, в расщелинах между камней. И что главное – не жалуются на неудобства, а… благодарят Создателя за счастье жить, дышать, радоваться солнышку, ветру, дождю…
     Я не перестаю восхищаться простоте, неприхотливости живых существ, растений, неповторимости природного ландшафта. Каждый пятачок земли, а на нём – тридевятое царство растений и ещё тех, кто ползает, прыгает и даже летает, и при этом жуёт, одним словом – живёт.
     Сегодня я любуюсь шёлковым ручьём. Почему «шёлковым»? Потому, что струйки воды льются тонкими белыми локонами на груди позеленевших от растущих мхов камней. Музыку журчания воды, брызги, капельки, на фоне шелеста листвы, запахов и звуков этого не тронутого, беспощадной цивилизацией места, трудно втиснуть в скупую череду слов. Но можно запомнить, сфотографировать, записать на диктофон. Главное порадоваться тому, что эта непередаваемая красота не где-то там, за лесами, за морями-океанами, а всего в получасе ходьбы от твоего подъезда. Сюда можно прийти завтра и через неделю, одна или с внуками. Красоты на всех хватит. Бери столько, сколько сумеешь вместить в душе своей, увидеть, вдохнуть, услышать.
     Как же прекрасен край, в котором нам выпало счастье родиться и жить!..

                ***
     Лето. Жаркий полдень. Я иду тропинкой через частый березняк, плотно заселивший весь каменистый пригорок. В этом месте я впервые. Иду осторожно, прислушиваюсь к каждому шороху, часто останавливаюсь, чтобы послушать пение невидимой в листве птицы.
     Я с детства боюсь змей, поэтому всё моё внимание сосредоточено на тропинку. Боюсь, но идти надо. Мне сказали, что этот путь намного короче, чем идти по дороге. А я вспомнила мудрые слова, будто короткий путь больше времени занимает. Да так оно и получилось.
     Иду я, иду, вдруг вижу, впереди немного посветлело. Прибавляю шагу и выхожу к маленькому озеру, очень даже странному для моего понимания, каким должно быть озеро. Дело в том, что это озерцо походило на мелкую лужу, своим другим берегом, теряющуюся где-то в чаще лесной. Вода в озерке чистая, а это говорило о том, что питает его родник. И ещё одна особенность: большую часть озера сверху прикрывает нависшая толстой губой скала. Дорожка к воде кем-то выложена камнями с плоским верхом.
     Осторожно ступая, я дошла до самого крайнего камня в воде. И тут только услышала журчание воды. Именно под скалой, по плоскому камешку, как по ладони, растекалась тонким слоем чистейшая вода. И уже с этого камешка, во все стороны, как шёлковые русые волосы падала вниз с метровой высоты родниковая вода. Это было так красиво и завораживающе, что я забыла, куда и зачем шла, а ещё очень захотелось мне пить. Но до родничка невозможно было достать. Каких-то двух камней не хватало, чтоб дойти. Я растеряно оглянулась. И тут увидела с ветки берёзы свисающую длинную палку, а на другом конце этой палки прикреплённая консервная баночка. Как же я была благодарна доброму человеку за заботу о совсем незнакомых людях…
     Я ещё долго смотрела на кажущуюся в тени берёз зелёную воду в лесном озерке, слушала пение птиц и дышала необычайно вкусным для горожанина воздухом…

                ***
     Зима, оттепель. Самое время гулять с Сашей, внуком дошкольного возраста.
     Мы с Сашей чаще всего гуляем во дворах старой черты города, которые ближе к его дому. В этот раз, ночью выпал снег и ветки деревьев, словно школьницы в белых нарукавниках. Случается, что снег с деревьев на прохожих осыпается. Люди на такую шалость природы отзываются кто удивлением, а кто громким смехом. Но в одном из дворов мы увидели совсем иную картину. Конечно же, там тоже был снег на деревьях. Под ветвистой старой берёзой стояла уже немолодая женщина, смотрела вверх и, сердито грозя кулаком, выкрикивала не совсем приятные для слуха слова. А поскольку дорожка вела именно в том направлении, мы медленно приближались к женщине.
     Саша первый сообразил, в чём тут дело.
     - Не слушается! Плохой! – были его слова.
     Я посмотрела вверх и печально вздохнула. Стоя всеми четырьмя лапами на разных ветках, вниз на нас смотрел большой хозяйский кот, белый с большими чёрными пятнами. В другой раз на заснеженной берёзе я бы его и не заметила. А хозяйку жалко стало. Она видимо давно его пытается уговорить спуститься вниз. Снег под деревом изрядно вытоптан, да и женщина уже сильно продрогла в лёгкой одежде. А кот, её любимец и мучитель, смотрит с высоты пятикопеечными жёлтыми глазами и, поддерживая разговор с хозяйкой, изредка подаёт неприятный, какой-то скрипучий голос, от которого начинают каркать вороны, сидящие на соседней сосне. Кот спускаться вниз почему-то, может быть назло хозяйке, не хочет.
     - Ну и чёрт с тобой! – вконец осерчала женщина. – Можешь себе там гнездо свить и жить…
     Женщина смачно плюнула и решительно направилась в сторону подъездной двери. И как только хозяйка ушла, вороны осмелели и стали перелетать на берёзу, ту самую, на которой сидел упрямый кот. Вскоре поднялся такой вороний гвалт, что хоть уши затыкай.
     - Нет, не сможет кот свить себе гнездо на дереве… - рассуждал про себя Саша.
     Мы, не останавливаясь, шли себе дальше. В какой-то момент оглянулись. Кот уже был на земле и большими прыжками, напрямик, бежал к подъездной двери, той самой, за которой скрылась хозяйка. Добежал, стал на задние лапы, передними начал царапать дверь и жалобно мяукать. Какое-то отчаяние сквозило в его голосе.
     Занавеска в окне на первом этаже дома дрогнула и через минуту-другую подъездная дверь приоткрылась. В этот раз кот не заставил себя упрашивать, юркнул в человеческое жилище. У подъезда остались победно похаживать только вороны, обсуждая случившееся происшествие.

                ***
     Жители села мне сказали, что дойти до дома бабушки Насти можно по нижней дороге и главным ориентиром может послужить «синий забор». Я ещё тогда подумала: «Какой там может быть «синий забор»? Самая крайняя сельская улица. По другую сторону дороги пустошь с некошеной травой и чахлые кустики шиповника. Дальше – поле без конца и края. Кто тут будет смотреть на этот красивый забор? Да и откуда краске взяться у сельчан? Вдоль всей улицы старые, приземистые хаты и то на одну половину, крытые потемневшей соломой. Зато в каждом дворе сохранились клуни (овины), в которые осенью свозили всё, что росло в поле и на огороде…»
     Так-то я думала, пока шла по мало накатанной подводами дороге, пока не увидела впереди, у забора прямо таки громадный куст цветущей сирени. Куст занимал всё свободное пространство от забора до дорожной колеи. Что за этим кустом можно было узнать, только поравнявшись с ним. А когда это случилось, то я увидела выбеленный густо подсиненной извёсткой забор, не очень-то ровный по верхнему краю, узорами разрисованную калитку, а по другую сторону калитки, если идти по дороге, на некотором расстоянии – второй, такой же по величине куст сирени. Это и была хозяйственная территория бабушки Насти. А вот и сама хозяйка!
     Женщина сидела, задумавшись, на низенькой скамеечке у забора по левую сторону от калитки. Возле неё играли два полосатых котёнка. Похаживали несколько пёстрых курочек и белый петух. Сидели тесной стайкой подросшие утята, да ещё трое беленьких козлят, взбрыкивая, бегали по дороге. Коза паслась за дорогой, изредка мекала и поглядывала в сторону непослушных козлят.
     - Добрый день, бабушка Настя!
     Женщина подняла на меня глаза и слегка поклонилась мне в ответ. Вздохнула и тяжело поднялась со скамеечки. Опираясь на забор, пошла к калитке. Я взяла под мышку скамеечку и пошла за нею следом, размышляя: «Больной человек, а как тут всё красиво и ухожено…»

                ***
     - …Поедем по Лысому берегу… - случайно услышанная фраза, всего в несколько слов, из разговора мужиков с водителем автобуса. Поскольку сказанное мне ни о чём не говорило, я тут же об этом забыла. Вспомнила уже в пути и удивилась тому, что наш большой автобус ехал не по дороге, а по слегка заснеженному берегу реки. Мне тогда показался выбор маршрута, мягко говоря, рискованным. От волнения я прикусила губу и молила Бога, чтобы всё обошлось. И действительно, доехали мы благополучно. Только перед мостом автобус выехал на дорогу, вдвое сократив путь и миновал утренние пробки на дорогах. Плюс ко всему этому у меня остались восторженные впечатления от увиденного берегового пейзажа.
     Ночью снега выпало немного. Сверху песчаный берег выглядел каким-то шероховатым, словно снег присыпанный крупной солью. Однако ехали мы, как по хорошо выровненному пляжу. Нигде даже не качнуло. Сильный мороз сковал землю, подморозил речные закрайки и выбелил стеной стоящие вербы на противоположном берегу. Деревья там росли так плотно, что мудрено было пройти, не то, чтобы проехать. По этой причине дорога огибала эту буйную растительность большим кругом. Но зато нам, сидящим в автобусе, любопытно было смотреть, как кудрявились заиндевелые вербы на фоне смолянисто-чёрной реки с такой гладенькой поверхностью, что её можно было принять за дорогу, покрытую свежим асфальтом.
     Из рассказов местных жителей я узнала, что спокойный вид реки был обманчив. По каким-то непонятным причинам вода в реке резко прибывала и в считанные минуты затопляла Лысый берег. То, что я назвала пляжем, уходило под воду. В это время сама река уже не выглядела такой спокойной, какой она была сегодня.
     По тому маршруту, по которому ехали мы сегодня, «гоняют машины» только таксисты и очень рисковые мужики. Если вода начнёт резко прибывать, деваться просто будет некуда… Вот такая выходит цена сэкономленному времени…
     - Мать, не переживай, обошлось же, - на прощанье успокаивал меня водитель. Я в ответ только судорожно вздыхала.