Глава 25. Сэмюэл Пиквик

Виктор Еремин
Когда Чарльзу Диккенсу предложили сделать текстовое сопровождение к гравюрам Роберта Сеймура*, никому и в голову не могло придти, что молодой писатель создаст великое произведение и выведет на его страницах великого литературного героя XIX в., который неожиданно вошёл в своеобразную перекличку с ещё более великим героем начала XVII в. Речь, конечно, идет об эсквайре** Сэмюэле Пиквике — Дон Кихоте викторианской Великобритании. Впрочем, черты и популярность Дон Кихота эсквайр приобрёл лишь после появления его собственного Санчо Пансы — Сэмюэла Уэллера, а проще — слуги Сэма. Именно тогда интерес читателей к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» резко вырос и остался неизменным по сей день, а сами герои романа начали жить своей, независимой от автора, жизнью.
____________________
* Роберт Сеймур (1796—1836) — известный английский художник-иллюстратор, подавший идею к созданию книги о клубе джентльменов — любителей развлечений на природе.
** Эсквайр — в Средние века так называли оруженосцев, затем держателей рыцарского феода, не имевших рыцарского достоинства; в новое время это был почетный дворянский титул; в XIX в. эсквайрами называли образованных мужчин, термин стал равнозначен термину «джентльмен».

Чарльз Диккенс родился в 1812 г. в Лендпорте, пригороде Портсмута. Он стал вторым ребёнком из восьми в семье Джона Диккенса (1785/1786—1851), мелкого сотрудника Адмиралтейства, служившего на Портсмутской верфи, и Элизабет Барроу (1789—1863). Отец был человеком легкомысленным и пьющим, поэтому Диккенсы часто жили в долг.

В 1823 г. Джона перевели в Лондон, и семья последовала за ним в столицу. Примерно тогда же Чарльз стал сочинять рассказы «для домашнего пользования». Правда, единственный, кто непременно приходил от них в восторг, был добродушный отец.

К сожалению, к 1824 г. Джон Диккенс влез в такие непосильные долги, что его посадили в долговую тюрьму. Семейство Диккенсов, от которого отвернулись почти все обеспеченные родственники, впало в нищету и всем скопом переселилось в камеру к отцу: там не надо было платить за жильё, а Джон при этом продолжал получать жалованье от Адмиралтейства.

Вскоре, к всеобщей радости, дальний родственник матери предложил Чарльзу работу на складе принадлежавшей ему фабрики по производству ваксы и обещал платить по 6 шиллингов в неделю. Это было спасение! Юный Диккенс должен был запечатывать банки с ваксой и при этом получал больше, чем другие мальчики, выполнявшие ту же работу. Отныне Чарльз стал жить отдельно от семьи в съёмной комнате. Сам Диккенс считал, что шесть месяцев на фабрике ваксы стали для него временем позора и страданий, когда он чувствовал себя униженным, покинутым, беспомощным, лишённым всякой надежды… Однако именно в те горькие месяцы, поделённые между долговой тюрьмой, где пребывали родители, съёмной квартирой и фабрикой по производству ваксы будущий писатель приобрёл бесценный опыт и знания о лондонских трущобах, которые легли в основу многих произведений, принёсших Диккенсу мировую славу.

В апреле 1824 г. Джон Диккенс заплатил долг, освободился и почти сразу же вышел на государственную пенсию. И хотя семье всё ещё трудно было сводить концы с концами, отец немедленно потребовал, чтобы Чарльз продолжил учёбу. Вскоре Джон по протекции одного из братьев жены получил место парламентского репортёра в газете и смог позволить себе определить любимого сына в частную школу, правда, только приходящим учеником.

В 1827 г. Чарльз Диккенс завершил учёбу и устроился рассыльным на фирму стряпчих «Эллис и Блекмор». Считается, что именно клиенты-оригиналы этой фирмы, а также ряд событий, участником и свидетелем которых стал юноша за полтора года службы в «Эллис и Блекмор», подсказали писателю ярчайшие страницы «Посмертных записок Пиквикского клуба».

Диккенс упорно занимался самообразованием. Он изучил стенографию, регулярно посещал библиотеку Британского музея, брал уроки мастерства у актёра-профессионала. В итоге весной 1832 г. Чарльз (при поддержке отца) смог стать газетным репортёром в Палате общин британского Парламента.

Репортёрство молодой человек рассматривал лишь как ступень на литературном поприще. Осенью 1833 г. Чарльз Диккенс принялся за написание цикла очерков о современной ему жизни. Первый из них — «Мистер Миннс и его кузен» — автор анонимно подбросил в почтовый ящик журнала «Олд Монсли Мегезин» и был восхищён, когда прочитал свой труд в декабрьском номере. Диккенс продолжал анонимно публиковать свои очерки до августа 1834 г., когда впервые подписал очерк «Пансион» псевдонимом Боз — таково было ласкательное прозвище, которое Чарльз дал своему младшему брату*. Очерки понравились, их перепечатали многие газеты, причём некоторые заплатили автору неплохие гонорары.
_____________________
* Фредерик Уильям Диккенс (1820—1868) — младший брат писателя.

В январе 1835 г. Диккенса пригласили на должность репортёра в новую газету «Ивнинг кроникл». Там он познакомился с литератором и музыкальным редактором Джорджем Хогартом (1783—1870), стал частым гостем в его доме и через год женился на старшей дочери — Кэтрин Хогарт (1815—1879).

Буквально через несколько дней после того, как в начале февраля 1836 г. вышли отдельной книгой «Очерки Боза», Диккенса пригласили в недавно открывшийся, ещё только приступивший к работе издательский дом «Чепмен и Холл». Владельцы издательства задумали опубликовать отдельными выпусками серию гравюр популярного тогда художника-юмориста Роберта Сеймура, и им нужен был остроумный писатель, хорошо знающий быт современного английского общества, который взялся бы написать сопроводительные тексты. Выбор пал на автора «Очерков Боза».

По замыслу издателей героями серии должны были стать члены охотничьего «Клуба Нимрода», которые путешествуют по Британии, охотятся, рыбачат и одновременно попадают в различные нелепые ситуации. Диккенс сразу настоял на своём равенстве с художником — издатели согласились, что гравюры должны просто иллюстрировать текст*.
______________________
* Свою версию создания романа Диккенс изложил в «Предисловии» к дешёвому изданию «Посмертных записок…» 1847 г. См.: Ч. Диккенс. Собр. соч. в 30-ти томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1957.

Поначалу работа шла очень тяжело, писатель буквально вымучивал из себя каждую строчку. Сеймур нарисовал заседание Клуба, причем облик Пиквика, каковым мы теперь привыкли его видеть, художник делал по указаниям Эдуарда Чепмена, описавшего своего знакомого. Первый выпуск «Посмертных записок Пиквикского клуба», так стала называться книга, вышел 31 марта 1836 г. тиражом всего в 400 экземпляров и продавался довольно туго. Но со второго выпуска работа пошла веселее, поскольку Диккенс неожиданно придумал великолепный ход — ввёл в историю странствующего актёра Альфреда Джингля — противника Пиквика.

А потом произошло ужасное и непонятное событие, которое мистическим пятном легло на историю «Посмертных записок Пиквикского клуба». Диккенсу не понравилась иллюстрация Сеймура ко второму выпуску. И хотя он был только начинающим писателем, а художник уже являлся прославленным карикатуристом, Диккенс решительно пригласил Сеймура к себе в гости, чтобы обсудить дальнейшую совместную работу. Встреча состоялась и завершилась безрезультатно. Раздражённый художник вернулся домой, попробовал перерисовать неудачную иллюстрацию, неожиданно бросил карандаш, вышел в сад и застрелился. Что случилось? Почему он это сделал? Ответ не найден по сей день. Как бы там ни было, но человек, благодаря которому была начата работа над романом, самоустранился. Отныне у Диккенса были развязаны руки.

Решающий перелом в судьбе романа произошёл на пятом выпуске. В сюжет был введен Сэмюэл Уэллер — остроумный Санчо Панса мистера Пиквика. Некоторые литературоведы настаивают на том, что Сэм затмил своим остроумием хозяина и на своих плечах вытянул всё произведение. Сомнительно, но вскоре тираж выпусков достиг 40 тыс. экземпляров каждого. «Посмертные записки Пиквикского клуба» выходили ежемесячно, объёмом в 32 страницы и с двумя иллюстрациями, начиная с марта 1836 г. и кончая ноябрем 1837 г. Ко времени завершения книги Чарльз Диккенс стал любимейшим писателем своей страны. Во всём мире в моду стали входить шляпы, сигары, трости, пальто «под Пиквика». Позднее появились быстро состряпанные плагиаторами подражания и продолжения романа. «Посмертные записки Пиквикского клуба» стали третьей по популярности книгой для англичан — первые два места занимают Библия и Шекспир. Сам Диккенс в дальнейшем утвердился в звании великого писателя, создав сразу после «Пиквикского клуба» «Оливера Твиста» (1839).

Итак, эта «старая петарда», как прозвали славного эсквайра Сэмюэла Пиквика его враги-авантюристы Альфред Джингль и Джоб Троттер, задал перцу всей викторианской Англии. Если роман стал эталоном того яркого и остроумного явления, которое ныне принято называть английским юмором, то мистер Пиквик оказался самым положительным героем мировой литературы XIX в. Добродушный, честный, скромный, бескорыстный, он из суетливого обаятельного бездельника в начале книги постепенно перерос в героически-комического благодетеля, существующего лишь для того, чтобы помогать ближним своим в обустройстве их счастья. Это эволюционное изменение произошло благодаря появлению рядом с Пиквиком слуги Сэма, который незаметно взял на себя все отрицательные и карикатурные черты своего хозяина, смягчил их, незаметно сделал симпатичными, а сам стал неотъемлемой частью личности Пиквика. Так появились на свет негероизированные Дон Кихот и Санчо Панса обыденной счастливой жизни.

В искусстве «Посмертные записки Пиквикского клуба нашли слабое отражение.

Кинематограф впервые обратился к роману в 1913 г. Американско-британскую экранизацию «Записок…» под названием «Приключения компании охотников» осуществил режиссёр Лоуренс Траймбл*. Роль Пиквика исполнил актёр Джон Банни**.
________________________
* Лоуренс Траймбл (1885—1954) — знаменитый актёр и режиссёр немого кино. Закончил свою карьеру в 1926 г.
** Джон Бани (1863—1915) — американский актёр немого кино.

Нашим зрителям из зарубежных экранизаций более всего известен телефильм 1985 г. режиссёра Брайана Лайтхилла «Записки Пиквикского клуба» с Найджелом Стоком* в главной роли.
___________________
* Найджел Сток (1919—1986) — английский актёр, более известный нашим зрителям по фильму «Лев зимой».

На российском телевидении в 1972 г. был сделан фильм-спектакль «Пиквикский клуб». Постановку осуществил режиссёр А.А. Прошкин*. В роли Сэмюэла Пиквика выступил А.А. Калягин**.
______________________
* Александр Анатольевич Прошкин (р. 1940) — советский русский режиссёр; самые известные его работы в кино: телесериал «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Увидеть Париж и умереть» и другие.
** Александр Александрович Калягин (р. 1942) — советский русский актёр и режиссёр; народный артист России, председатель Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра «Et Сetera».

В 1986 г. режиссёры Г.А. Товстоногов и Е.И. Макаров (II) поставили ещё один фильм-спектакль «Пиквикский клуб». Центральную роль в нём исполнил Н.Н. Трофимов.
_______________________
* Георгий Александрович Товстоногов (1915—1989) — великий отечественный театральный режиссёр, Народный артист СССР. Многолетний руководитель Ленинградского БДТ.
** Евгений Иванович Макаров (II) — многолетний сорежиссёр Г.А. Товстоногова; автор сценария и режиссёр-постановщик первого сезона сериала «Улицы разбитых фонарей», основоположник многочисленных российских сериалов о буднях милиции (полиции) и следствия.
*** Николай Николаевич Трофимов (1920—2005) — знаменитый отечественный актёр театра и кино. Народный артист СССР. Особую известность принесли ему роли в комедийных фильмах «Полосатый рейс», «Укротительница тигров», «Таланты и поклонники», «Каин XVIII», «Трембита», «Бриллиантовая рука», «Лев Гурыч Синичкин» и д.р. Особое место в творчестве актёра занимает образ капитана Тушина в эпопее «Война и мир».