Пятый класс?

Юлия Панина 2
В  чем реальность проблем адаптации,а где миф о несостоятельности ребенка?
 
Всем известно, что  пятиклассник - это переходный ребенок, часто  мы слышим, что вот тебе и новые учителя и новое расписание, что ребенку не до чего, что бедный и несчастный он просто теряется в пучине новых правил, учебников, старшего поколения учеников, и даже в своем портфеле. Да, это обосновано, именно так мы видим неадаптивного ребенка 10-11 лет в средней школе. Мальчишки становятся задумчивыми и немного трусливыми, девочки бывают растеряны или излишне деловиты. А все почему? Новое всегда вызывает  страхи, тревоги или возбуждает, повышается активность. Завышаются требования взрослых, а зрелость еще не настала.
Совсем не обязательно, что ребенок будет плохо адаптироваться или проявлять признаки тревоги, возможно, Вы уже научили его проходить максимум  школьных трудностей и Ваш парень или девчонка легко справляются в новой обстановке , причиной высокой адаптивности к новым условиям  социального и интеллектуального роста была Ваша с ним хорошая контактность, правильный организованный режим в начальной школе и хорошая семейная атмосфера. Если эти все составляющие в норме, то ребенок пройдет небольшую встряску, но потом сработают его привычки и Ваша поддержка, и родители и подросток постепенно притираются к новому и все входит свое русло. Но что, если проходит 2-3 месяца, а ребенок все еще вызывает у Вас тревогу, Вы видите, что уровень Вашей агрессии нарастает, а его поведение резко изменилось на неположительное.

Хотите понять именно своего ребенка?
Практика родителям.
Что бы разобраться, как Ваш ребенок проходит период адаптации, предлагаю небольшой тест, без особых шкал и нормативов. Попробуйте просто в течение первых недель (2-4 ) понаблюдать за Вашим ребенком , правильно задавайте ему вопросы и Вы увидите , как адаптируется Ваш подрастающий юнец.

Наблюдаем за:
- Как спит и ест..( смена обычного режима в резкое отличие от прошлого учебного года существенно может дать нам знать , что есть тревога внутри ребенка, как правило сон нарушается, аппетит может иметь дискретный характер или пропадает, что говорит о наличии повышенной тревоги)
- Как говорит о школе: прислушиваемся к словам, отмечаем темы ( негативные темы , как правило повторяются,  ребенок будет не один раз бессознательно давать понять родителям или близким, братьям и сестрам, бабушке, что где-то он не справляется, это нормально, он хочет помощи) Темы : потерял или потерялся, новый предмет, новый учебник, НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ,  СТРАШНЫЕ старшеклассники , старые друзья и их поведение,  ВНЕШНОСТЬ, новые друзья, надо мной СМЕЮТСЯ, домашнее задание - не успеваю, ленюсь, я не хочу ходить в школу, ВДРУГ  ЗАБОЛЕЛ,  все эти ребята виноваты, учительница виновата, я плохой, ВДРУГ НЕ СМОГ ОТВЕТИТЬ,  «началка» лучше  и проч. Соберите разные истории в единое целоеи увидите тенденцию или сферу, где у ребенка «болит»
 - Уроки ? Нет ли  явного стресса по поводу «успевания» их делать? Что-то не привычно всё не так, как раньше : или ребенок никак не начинает их делать хотя раньше Вы с этим справлялись или наоборот, все старается делать, но не успевает, все как буд-то суета, а толку мало. Вместо уроков играет в дивайс )). Ждет,  пока Вы «наедете» и начинает делать..  все это признаки проблем адаптации.



Вопросы,  которые стоит задавать ребенку,чтобы прояснять, что с ним и как  .

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ФОРМЕ , В КОТОРОЙ ОНИ ЗДЕСЬ НАПИСАНЫ, ВОЗМОЖНО, ВЫ ОБНАРУЖИТЕ СВОИ НЕДОСТАТКИ В ОБЩЕНИИ с детьми,но не спешите все исправлять, не стоит делать из формулировок культ , главное, что нужно- это быть внимательным своей родительской душой. Если задали вопрос действительно послушать ОТВЕТ. Мы все по своему воспитаны, и все мы по разному воспитываем своих чад. Остается главное - дети  уникальны и, если Вы сейчас вопрос задали- выслушайте , НЕ ПЕРЕБИВАЙТЕ РЕБЕНКА И ВНИКНИТЕ, УСЛЫШТЕ ЕГО..

-Я БУДУ РАД(А) УЗНАТЬ, КАК ПРОШЕЛ ТВОЙ ДЕНЬ, ЧТО НОВЕНЬКОГО? (СЛУШАЕМ, ДАЕМ ПРАВО ГОВОРИТЬ , ТО ЧТО ОН ХОЧЕТ, А НЕ ТО ,ЧТО НУЖНО ВАМ ЗНАТЬ)
-Как новые предметы, я думал(а) что тебе может быть что-то не понятно и трудно, а что именно сейчас в школе тебя не устраивает?  я готов(а) слушать (проявите еще раз свое участие, тогда ребенок быстрее раскроется и Вы поймете, в чём у него трудности)
-Я правильно понимаю, когда ты в школе, тебе никак не удается все успевать, ты как себя чувствуешь? Мне интересно, в чем у тебя сейчас успехи, и что я могу сделать, если что-то не так…
-Могу ли я сейчас проверить твой дневник, я переживаю, что ты что-то мог забыть?
-Я хочу знать, успеваешь ли ты переодеваться, я боюсь за то, что ты что-то потеряешь и тебе будет неловко за себя.. Неприятно же терять вещи, потому что  они и маме с папой нелегко даются ( давайте понять, что вы не жалуетесь на жизнь и его разгильдяйство, а что могут быть проблемы и Вы готовы их совместно решать)
-Мне показалось, или ты переживаешь о своей внешности? Я помогу, если захочешь тебе с этим… в чем ты не уверен(очень тонкий вопрос, не сбивайтесь на советы типа- «надо так, я считаю , что именно это тебе должно нравиться»)
-Мне кажется, ты расстроился, потому что кто-то думает о тебе плохо? ---    Поговорим?

И другие проблемы и вопросы:

  Приходит позже обычного, или не звонит Вам? « Расскажи, как ты идешь домой, какие у тебя маршруты? Сколько уроков и почему не звонишь, мне было бы приятно, что ты меня порадовал своими успехами» . Обратите внимание, что возможно, ребенок просто хочет отдохнуть и отвлекается по дороге, как и взрослый , который хочет дойти поскорей домой после смены на работе, лишь бы ни о чем не думать, только Вы взрослый и время чувствуете, а он нет. Проблема в ощущении времени? Тогда нужно организовать его режим, как? смотрим здесь
     Ничего не говорит? Все будто хорошо! Закрывается?  «Я огорчаюсь, что ты как-то не можешь со мной поговорить, что-то в школе не ладится? Могу ли я узнать в чем проблемы или трудности ( вариантов может быть масса, не пытайте ребенка, ПОДОЖДИТЕ,  он Вас слышал, просто расскажет Вам позже, не давите)

СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛО – СНАЧАЛА СКАЖИТЕ О СЕБЕ, ТО ЕСТЬ, ЗАЧЕМ ВЫ ЕГО СПРАШИВАЕТЕ, ЗАЯВИТЕ РЕБЕНКУ О СВОЕМ ЧУВСТВЕ , а ПОТОМ ТОЛЬКО ВЫЯСНЯЙТЕ, ЧТО ИМЕННО ПРОИСХОДИТ С ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ.

Внимание, если ребенок плохо засыпает , плохо ест или очень возбужден, срывается на всё или впадает в слезы, пожалуйста, примите меры, Ваш ребенок переживает стресс, ВЕРОЯТНО ЕСТЬ ПРИЧИНА ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ…

В этих ситуациях нельзя:

   -Срываться в ответ

   -Заставлять спать или давить на ребенка, что «нужно» есть.

   -Критиковать за такое поведение, вешать ярлыки « как маленький», «грубиян» ,«истеричка»…
   -Принимать СВОИ меры по решению вопроса успокоения ребенка и назначать самостоятельно препараты повышающие настроение, успокаивающее лекарство  и прочее - это должен сделать врач психо-невролог или невропатолог.. Думать , что это пройдет, что это просто период такой
   -Воспитывать методом «кнута», приструнивать капризы

  Нужно:
-Разобраться в причинах подобного поведения с помощью специалиста ( сходить к невропатологу, психо-неврологу илипрактическому психологу) , начать можно с любого специалиста, собрать информацию и не торопиться с выводами, дети растут и им стоит разрешить иногда попадать в кризис, но быть при этом  рядом   ПОМОЖЕТ и ЭТА СТАТЬЯ понять возраст и причины поведения
-Дать понять ребенку, что он ведет себя неадекватно, не как обычно , что он растет, и это нормально, быть рядом , но не опекать его, доставать переживаниями-это не поможет :(
принимать  его поведение , избегать критики, криков и психологического давления.
-Быть внимательными к его словам и прислушиваться к ситуациям, это поможет специалистам дать Вам максимально грамотные рекомендации
-Следовать рекомендациям специалиста и ЛЮБИТЬ своего ребенка

Не ЗАБУДЕМ,  что ребенок в этом возрасте начинает развиваться автономно от влияния взрослых. Именно в этот период формируется групповая жизнь школьников. Чтобы не остаться на обочине группы, не быть отвергнутым детьми, нужна определенная самостоятельность, зрелость суждений, конструктивность во взаимоотношениях, умение налаживать эмоциональные связи со сверстниками.
 
Итак:

Понаблюдали за своим ребенком?
Насколько он изменился?Поняли его душевное состояние?
Что же еще требуется от Вас, со стороны родителя?
Именно в случае поддержки взрослого у ребенка формируется чувство «Я могу!», проходит боязнь неудачи, появляется уверенность в своих силах

·        хвалите-поддерживайте ребенка, даже за минимальный успех
·        Чаще беседуйте с ним о других детях, и вы поймете, насколько его волнуют проблемы его взаимоотношений со сверстниками или может быть он нуждается в вашей помощи при подготовке домашних заданий!
·        Старайтесь не ругать его за мелочи, не повышать на него голос, ему и так тяжело! Если вам необходимо сделать ребенку замечание, обязательно объясните, за что.
·        Будьте ему поддержкой и опорой во всех случаях жизни! Будьте своему ребенку настоящим другом!
·         Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним, этого может не хватать.
·        Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.
·        Помните, что в первую очередь вы  не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгим и принципиальным, но, в то же время, нежным, любящим, непосредственным, заботливым и внимательным родным человеком.
 
Панина Юлия, практический психолог..