Донбасс непоборный

Леонид Калган
      Так стало угодно судьбе, что я оказался свидетелем событий гражданской войны в Украине лишь потому, что родился и живу на Донбассе и во время военных действий никуда не уезжал. Некоторые знаковые события происходили в моей родной  местности, например, военные действия на Саур-Могиле,битва за Иловайск,таинственное падение Боинга.Считаю своим долгом рассказать о восприятии этой войны обостренными чувствами мирных жителей,и о том,как одни становятся трусами а другие - героями.



 
    Сверхзвуковая авиация против мирных городов.

   Мое знакомство с авиацией весьма условно: кроме перелета из Донецка в Кишинев и обратно на пассажирском Як 40 более двадцати лет тому назад, других случаев приобщиться к небу в моей жизни не было. Да и знаниями в этом вопросе я обладаю довольно скудными, поэтому буду рассказывать о действиях военной авиации Украины на Донбассе исключительно как не специалист, но не искушенный сторонний наблюдатель.
   Само собой все мы видим полеты пассажирских самолетов так часто, что уже почти перестали обращать на это внимание. Совершенно другое дело, когда речь идет о полете фронтового сверхзвукового бомбардировщика. Особенно, когда он выполняет маневр для нанесения удара по наземной цели. Впервые такие виражи мы услышали в июне, именно услышали, потому что такой самолет невооруженным глазом из-за сравнительно небольших размеров и невероятной скорости увидеть практически невозможно. В то время, после событий в Славянске, на Донетчине возник еще один очаг сопротивления солдатам хунты. Этим местом стал курган Саур - Могила. Расположенный неподалеку городов Снежное и Торез, посреди широкой Донецкой степи, построенный в память о воинах Великой Отечественной, мемориальный комплекс Саур-Могила поднимается на высоту277м и является важнейшим местом для контроля и обстрела местности на десятки километров вокруг. Занятая ополчением Донбасса еще в мае, Саур Могила в течение двух месяцев была ристалищем ожесточенных боев, одним из первых мест, где войска ВСУ попали в котел, где и были взяты в плен или уничтожены.
   Звук двигателя сверхзвукового самолета разорвал небо на части, тут же последовал взрыв, взрывная волна была такой силы, что в моем поселке, расположенном от Саур -Могилы в сорока километрах дрогнули оконные стекла. Налет повторился, и в этот раз прозвучали два взрыва. Выбежав из дома, моя жена испуганно сказала, что вибрируют стены. В тот же день под вечер, Саур - Могила и ее окрестности были атакованы с воздуха еще раз .На следующий день история повторилась. Представив, какой силы должен быть боеприпас вызывающий взрыв, слышимый на десятки километров и взрывную волну открывающую двери, я ужаснулся. И ошеломился мужеством и стойкостью тех, на чьи головы все это падало. В дневное время налеты на Саур -Могилу происходили беспорядочно, ночью же в их отношении существовала некоторая закономерность: бомбардировки случались ближе к полуночи и около двух часов ночи.
   Эти события развивались от моего места жительства на достаточном удалении до поры до времени. Однажды пришел черед и для нашей сторонки, когда звездное, июльское ночное небо извергло в наши сердца страх и ужас. В то время ополчение ДНР приобретало единоначалие и превращалось в дееспособную армию. Наш поселок наполнился вооруженными людьми с георгиевской лентой, военной техникой, на въездах  появились блокпосты. Один из таких постов вырос на протяженном скалистом гребне на околице. С этого места бойцы ДНР могли успешно контролировать подступы к Иловайску с юго-востока. В краткие сроки на этом месте вырос настоящий укрепрайон.
     Именно по этой точке в одну из ночей и был нанесен удар с воздуха. Забегая наперед должен сказать, что налет оказался безрезультатным.
     Потрясающий скрежет низвергся с северной стороны звездного неба! Спустя секунду этот невероятный звук стал громче, и, казалось, заставлял вжиматься в землю. Прошло мгновение, атакующая боевая машина ринулась вниз, на юг, и тут же взяла высоту. В эту ночь я и моя семья не стали ночевать в доме, находились во дворе у входа в подвал. Я развесил свой походный гамак, держал в руках цифровой фотоаппарат. Больше всего мне хотелось заснять хоть что - то на видео, меньше всего я боялся смерти. Как я же был глуп, непуганый идиот! Взрыв пошатнул почву под ногами! На несколько секунд небо вновь стало ласковым и мирным. Тот же самолет, а может быть и другой, повторил маневр: второй взрыв был наполовину слабее предыдущего.
     Подняв лицо, я пытался рассмотреть невидимый самолет. Прямо над моей головой, в мириадах огоньков млечного пути скрежещал штурмовик, будто бы полз совершенно вертикально. Мое воображение рисовало картинку, как оттуда, сверху, несутся сейчас вниз «средства доставки». Самолет резал  и резал ночь этим мерзким звуком, как вдруг воцарилась тишина. Будто бы он провалился в космическое пространство. Заснуть после такого было уже невозможно. Я лежал в гамаке, и думал, что такое укрытие как наш продуктовый подвал просто ничто перед сокрушающей силой сверхзвукового бомбардировщика.
      Нам повезло: на наши головы в ту ночь ничего не упало, а наш поселок во время огневых столкновений в июле-августе практически не пострадал. К сожалению, так было не везде: в расположенном к границе с Россией городе Снежном утром 15 июля были атакованы с воздуха жилые дома. Целый подъезд пятиэтажки с первого по пятый этаж вывалился во двор. Погибли люди. Я видел этот дом потом, когда ездил в этот город.13 августа самолет отбомбился по городу энергетиков и машиностроителей Зугресу. Удары пришлись по школе и городскому пляжу. К великому горю, в этот жаркий летний день погибли дети. В то время народное ополчение Донбасса уже было оснащено ПЗРК, и Украинская боевая авиация уже не могла как прежде хозяйничать в нашем небе. Поэтому, чтобы не попасть под обстрел, штурмовики не рисковали снижаться для прицельного удара, но атаковали с больших высот, и попадали куда придется.
      Одним июльским утром находясь на работе, со своего поста я видел нападение самолета на блокпост ополченцев. Свалившись с неба, самолет сбавил скорость и выбросил тепловые ловушки, оставил за собой пиропатроны, так называемую «люстру», и последнее что за ним осталось, это два чудовищных взрыва. Как оказалось впоследствии, пилот промахнулся, и его ракеты разрушили асфальтовое полотно дороги, ведущей в Донецк. Говорили, что тогда же этот самолет был сбит, а летчик при приземлении  с парашютом получил травму и был изрублен насмерть при помощи тяпок сбежавшимся местным населением.
      Вообще, разговоры о том, что вражеские самолеты  сбивают все чаще, ходили каждый день. Не исключено, что подавляющее большинство этих слухов не были правдивыми, но они нас тешили. Хочу обратить внимание на тот факт, что даже после того, как 17 июля под Торезом таинственно сбили пассажирский Боинг, и об этом узнал весь мир, фронтовые бомбардировщики Киевской хунты продолжали налеты, но уже как разбойники -  все чаще ночью.