Опыт исповедания, частный и не обязательный, но

Александр Иванович Никитин
23.12.2014 22:00:00.00

«В реальности есть всё. Но в ней нет имени, того, что симулирует реальность» - Фёдор ГИРЕНОК, 2012

ОПЫТ ИСПОВЕДАНИЯ, частный и не обязательный, но…

Исповедание – это таинство, и относиться к нему я стал ответственно сразу же, как только стал ощущать в нём потребность. Хочется оставить суждение о собственном опыте, и, если будет видно некоторое, хоть  мало-мальски зерно… правды, то поделиться с читателями портала, где более или менее регулярно мои сообщения появляются.

С ноября 1994 года я стал продумывать каждую исповедь, прежде чем идти к аналою. За это время на моей памяти набралось около сотни исповеданий. За двадцать лет такое количество – это значит, что, примерно, в два месяца  один раз я исповедовался, но исповеди случались неравномерно, бывало и несколько подряд близко по времени расположенных.

Теперь я понимаю, что таинственность в исповеди создаёт ситуацию, когда у каждого исповедующегося есть свой личный субъективный религиозный опыт, который передаётся духовнику, свидетелю перед Богом, чтобы духовник возрастал в понимании своего прихода, как народа Божия. В частности, в нашем храме батюшка за год принимает не меньше нескольких тысяч исповедей и каждую он обязан понять на предмет соответствия… канонам. Но…

Каноны исповеди не существуют. Последние два года мне приходилось прослеживать дискуссию на портале богослов.ру, где порядок исповеди обсуждался, и я вывел из комментариев, что этот порядок весьма условный. Поэтому существует проблема. Неопытный прихожанин задаёт часто вопрос о порядке, на который всегда ответ довольно приблизительный и, на мой взгляд, бесполезный, если не апеллирует к святоотеческому опыту.

Большую пользу в последние годы я получил от наставлений, которые оставил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), пособия которого легко найти в церковной лавке. Наставления эти сконцентрировали мои усилия до предела так, что я получил через это полезный богословский опыт. Перечитывая наставление, я часто нахожу ассоциации, дающие мне возможность лучше осознать свои грехи. Это один из случаев, когда святоотеческий опыт даёт полезное научение. Накал усилий оправдал себя ещё одним важным приобретением. Я стал понимать, почему необходимо идти на исповедь всегда с ощущением, что она «последняя», т.е. понятие о грехах исчерпывается в этой очередной исповеди. Так лучше я стал понимать грехи гордыни, тщеславия и другие.

Но самое важное открытие для меня было то, что я понял – заповеди Божие даны нам для того, чтобы мы учились, соблюдая их, осознавать свои грехи. При этом, важно, что спасения мы не получим, как бы мы не раскаивались полно и глубоко, спасти нас может только… вера. И это есть мой апофеоз воцерковления сегодня. Аминь.

+)))
[1] http://www.proza.ru/2014/12/21/2263 - реальность бытия