Сакартвело на все четыре стороны

Борис Бем
 
     Грузия в лицах
               

     Вместо предисловия: 

         Все начинается с легенды.
     Когда творец раздавал землю, грузины сильно опоздали.  Они очень смущались и оправдывались тем, что в своем веселье и плясках забыли обо всем на свете.  Всевышний выслушал народ  и промолвил:
     – Есть у меня один небольшой кусочек солнечной райской земли, я его как раз для себя приготовил. Чего уж теперь, не оставлять же вас без ничего. Отправляйтесь и владейте им на благо созидания.
     Вспоминая эту  вечно живую легенду, невольно убеждаешься в истине слов  творца.
      Грузия действительно прекрасная страна с неповторимыми природными картинками. Земля-кормилица щедро одаривает мандаринами, виноградом, кукурузой  и отборным зерном. Как говорится, воткни в пашню палку и она через год зазеленеет листочками.
     Я  за свою жизнь много путешествовал по миру. Исколесил бывшее пространство СССР с севера на юг и с запада до Восточной Сибири. Не побывал разве что на Дальнем Востоке.
     А в республике Грузия только в советское время мне приходилось бывать аж восемь раз. Последний раз я отдыхал в Абхазии в одном из пансионатов под  Сухуми. Было это в 1990 году. И ничто не предвещало большой беды. А СССР между тем уже планомерно шел к своему развалу. Это сказывалось во всем: и в пустых полках в магазинах, и в инфляции,  и в массовых беспорядках в Сумгаите, и  в беспрецедентном расстреле демонстрации в Тбилиси.
     И вот, ровно через двадцать один год  я по приглашению своих грузинских друзей вновь приехал в эту чудесную гостеприимную страну. И не узнал столицу, настолько она посвежела и похорошела.
     Утренний Тбилиси встретил меня  голубизной неба.  Ровные и чистые  улицы со свежевыкрашенными фасадами домов утопали в зелени стройных деревьев, на асфальтированных дорогах ни одной ухабины.  Прямо из аэропорта мы стартовали в Кахетию, где у меня еще с советских времен остались верные и преданные друзья. Мы с ними не прерывали отношений. И даже тогда, когда в России в середине девяностых годов прошлого столетия  бурлила волна бандитского беспредела, я не оставил своих  близких кавказцев без тепла, заботы и внимания. Многим из них в эти трудные и голодные годы я дал в разное время и хлеб, и кров. Очень хорошо помню глубокую осень  одна тысяча
девятьсот девяносто четвертого года. Ко мне  приехала молодая семья из города
Цители-Цкаро. Сейчас этот город имеет новое название: Дедоплис–Цкаро. Войдя в мою квартиру, маленький трехлетний малыш по имени Бачо вырвался из рук матери и вбежал в кухню. Увидев зажженные газовые горелки, мальчонка инстинктивно протянул к ним свои ручки.
     – Смотри, мама! Здесь светло и тепло, не то, что дома… –  глаза мальчика были наполнены удивлением и слезами радости...
     В сегодняшней  прессе очень много пишут о российско-грузинских отношениях. Двести лет и россияне, и грузины жили вместе,  а сейчас  кавказцам приходится выживать в одиночку. Я не хочу никого осуждать, но ясно одно, что   последние события в Цхинвали  – это  результат скоропалительных и бездумных решений грузинского руководства.
     Я поставил перед собой задачу написать чистую правду об этой солнечной стране, о том, как живут сегодня люди, как работают и учатся, с какими проблемами им сегодня приходится сталкиваться. Объехав Кахетию, западные регионы страны и, совершив трехдневный визит в столицу, у меня сложилось собственное впечатление о тех позитивных преобразованиях, которые сегодня имеют место в республике.
     Я выстроил свой материал,  соединив его в цепочку фрагментов из реальной сегодняшней жизни. За двадцать пять дней мне  удалось встретиться и с  домохозяйками, и с рабочими, и с деятелями культуры и искусства, и с чиновниками и  безработными.  В этих записках нет ничего, «высосанного из пальца». Только факты.
     И сегодня я с большой охотой делюсь с вами, друзья, этими наблюдениями, представляя  свою публицистическую статью на ваш читательский суд.


          
                ВАШИ ПРАВА, ПОЖАЛУЙСТА!


     ...Наш автомобиль «Форд» уже катил по серпантину  пригорода Тбилиси, как вдруг перед нами предстал самосвал, груженный мелкой галькой. Из   борта кузова то и дело вылетали мелкие камешки. Мой близкий знакомый Александр  прибавил газу  и совершил обгон грузовика. Ждать, пока в лобовое стекло попадет камень, занятие не из приятных. Только он успел совершить этот маневр, как словно из-под земли возник во весь рост инспектор дорожной полиции и жезлом приказал остановиться. Чинно подошел к машине, представился и предложил Александру подуть в трубочку. Убедившись в том, что водитель трезв, офицер сделал замечание, пояснив, что обгон на этом участке дороги категорически запрещен. Забрав права, полицейский удалился на короткое время и вернулся с электронным планшетом.
     –  Распишитесь здесь. Вы нарушили правила и будете подвергнуты штрафу в 50 лари. Сейчас я вам выпишу квитанцию.
     Инспектор опять отошел к своей машине и вскоре вернулся с правами, в которой лежала квитанция.
     – Счастливого пути, господин водитель!  А насчет самосвала, который шел впереди вас, я уже сообщил на следующий пост, его обязательно задержат!
     – Видал, как у нас цивильно теперь инспектора работают?  –  Александр нажал на акселератор и продолжил путь. –  Никаких тебе взяток. Сейчас это не проходит. Только попробуй сунуть,  сразу же загремишь под арест.
     И водитель стал  подробно рассказывать мне о больших переменах в жизни страны. Уже больше четырех лет, как наведен порядок на дорогах. Бывшие гаишники стали  инспекторами дорожной полиции. Должностные оклады им подняли в несколько раз, поэтому  они боятся потерять свое место. Теперь на дорогах  постоянно работает служба собственной безопасности. Чиновники  провоцируют инспекторов на получение взяток. Те, кто попадается на удочку, безжалостно увольняются из органов, а наиболее злостные  любители легкой наживы меняют  полицейский мундир на арестантскую робу.
     – У нас и в следственных органах теперь полный порядок. К следователю и на кривой кобыле не подъедешь. Все дрожат за свой мундир, так как  боятся потерять работу.
     Я с большим вниманием и любопытством слушал Александра, а перед глазами вставали картинки еще недавнего прошлого времен СССР, когда все рынки России были заполонены торговцами – выходцами с Кавказа.  Все они были веселы и беспечны.  Их карманы  были набиты кредитками,  о завтрашнем дне никто из них не думал. У каждого из кавказцев была своя доля. Будь ты директором завода, механиком в гараже, учителем в школе или уборщицей в магазине. Такова была советская действительность  и кавказский менталитет. Ни одно дело не обходилось без взяток.   В то время у грузин была  даже  такая поговорка: «Рука руку моет, а две руки  – лицо».   Надо же!  Прошло  каких-то двадцать лет,  но в этой маленькой стране, где и население-то всего меньше трех миллионов, все-таки  победили коррупцию. И в этом, безусловно, заслуга нынешнего президента страны.
     – У нас и в военкоматах сегодня полная тишина,  – продолжает разговор Александр. –  Я имею в виду взятки. Наш президент издал указ, по которому бывшие срочники  получают привилегии при устройстве на государственную службу, поэтому мало, кто сегодня «откашивает» от службы.  А если и появляются такие желающие, делают они это в официальном порядке. Не хочешь служить – плати за ежегодную отсрочку по 2000 лари. И так до 27 лет. Мало у кого есть такие деньги. А ведь идея очень правильная. Раньше деньги оседали в карманах у военкомов и их приближенных, а сейчас все деньги строго поступают в казну... Налоговая инспекция тоже поменяла свое лицо,  да и уголовно-исправительная система тоже. Очень трудно далось грузинам понятие, что  честно работать – выгодно!
     Я слушал Александра и недоумевал: если в отдельной маленькой республике можно победить такой «спрут» как коррупция, то почему же в России никак не победить этого дракона? Отрубаешь ему голову, вырастает другая! Значит все-таки можно одолеть этот «недуг», если очень захотеть. Очевидно, Нобелевская премия ждет того счастливчика, кто предложит эффективный рецепт избавления от этого социального зла. Вот только я  не совсем  уверен, что чудо случится скоро. Все это больше похоже на сказку!
               
                БРАТЬЯ ОСИАШВИЛИ


     Кахетинский регион стал мне  родным и близким еще двадцать пять лет назад.  Я побывал в разных районах,  общался с гостеприимным населением,  но в городке Цители-Цкаро – довольно небольшом населенном пункте я нашел очень верных друзей в лице трех братьев. Все они были инженерами- строителями. За их плечами была  вузовская скамья и большой опыт работы. Зураб возглавлял громадный трест, а братья Гурам и Юрий  трудились в смежных ведомствах, управляя  строительными подразделениями. У  каждого из братьев были большие семьи, в которых царили мир, дружба и любовь. Особая дружба у нас завязалась с Зурабом и Гурамом. Они довольно часто приезжали ко мне в Ленинград, а я,  выбирая свободное время, рвался в Тбилиси. Так продолжалось несколько лет. Последний раз я был в Кахетии в 1990 году. Так уж совпало, что после отдыха в Абхазии я попал на свадьбу среднего сына  Зураба – Александра. Именно он, повзрослевший и заматеревший отпрыск друга, и встречал меня нынче в Тбилисском аэропорту.
     О том, какие перемены произошли в жизни  братьев за последнее время,  я попросил рассказать Зураба. И вот, что он мне поведал:
     – События после Тбилисского расстрела и путча в Москве стали нарастать с невиданной быстротой. Уже в конце девяносто первого года остановились все стройки, прекратилось финансирование. Наш трест-гигант, некогда выполнявший многомиллионные заказы, развалился, как карточный домик. Та же участь постигла и подразделение моего младшего брата Гурама. Старшему брату повезло больше.  Накануне он был переведен на работу в райисполком. Ему было доверено руководить районом. Правда, продолжалось это недолго, около двух лет. Брата свалила тяжелая болезнь, которая  приковала его к постели на долгие десять лет. И несчастья посыпались одни за другими. От неустроенности и душевных страданий умерла жена Юрия. Мне приходилось раздваиваться и жить на две семьи, помогая ухаживать за родным человеком. Гурам все это время  слонялся без дела и глушил тоску водкой. Итог оказался очень печальным. Сперва ушел в лучший из миров мой старший брат, а почти следом за ним и Гурам. Дети их вылетели из родительского гнезда в поисках лучшей жизни. А я ничего еще, держусь и бодрюсь. Мне уже 70 лет. Покоя не получается. Пенсия  маленькая –   всего 90 лари. На ней далеко не уедешь. Однако, и это не страшно. Раньше при Шеварднадзе пенсия  вообще была смехотворная – 9 лари. И ведь жил как-то, от голоду не помер. Жена моя, не смотря на преклонный возраст, продолжает  трудиться в школе учительницей начальных классов. Как-никак, а сто пятьдесят долларов  в месяц на дороге не валяются. Мало? Конечно, мало, но где взять больше?  Приходится всячески изворачиваться,  крутиться  как белка в колесе. Я и пчеловодством занимаюсь,  и пшеницу выращиваю. Никому сегодня старики не нужны, а ведь у меня большой строительный опыт. Хорошо, что дети мои встали на ноги. Старший сын Гиви  живет со своей семьей отдельно и воспитывает троих детей. У него есть свое дело,  он выпускает сливочное масло и сыр-сулгуни. С утра до ночи пропадает на производстве, зато семья в относительном порядке. Средний сын Александр имеет свой продовольственный магазин, а его жена – владелица аптеки. У них  тоже очень дружная семья. У сына  и невестки двое детей.
    Нам  с женой уже ничего не нужно. Лишь бы детям было хорошо. А младший сын Давид  живет с нами. Он помогает мне на пасеке. Парень молодой, с высшим образованием, но найти работу в районе крайне сложно. Осенью он решил обзавестись семьей,   и мы сейчас готовимся к этому счастливому событию.
    Доволен ли я нынешней жизнью? Не знаю, правда, что и сказать?  После уголовного беспредела, массовых беспорядков, холода и голода  жизнь сегодня выглядит ровной и гладкой. Как я не люблю, когда стреляют!  А что касается  ближнего соседа – России, то нашему политическому руководству непременно нужно наладить с ней добрые отношения. Очень долго мы шли рядом,    рука об руку. И ссориться нашим странам нет резона.  Что же касается  лично меня,  а также  моих братьев,  то в наших жилах наполовину  течет русская кровь.  Ведь наша мама была русской...


               
                ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ?  БУДЬ ИМ!


    С хирургом  центральной районной больницы Георгием Б. беседа  завязалась  в его кабинете. Мне  захотелось поговорить с доктором на тему медицины,  о том, как выживает лечебница в условиях нынешнего бюджетного финансирования, о том, как действует механизм страховой медицины.  Приготовившись слушать, я включил диктофон:
     – Сложно мы живем, генацвале, очень сложно. Вы уже, наверное, прошлись по отделению. Палаты у нас довольно скромные, без излишеств. Холодильников, телевизоров и телефонов, как в Европе, нет. Основной контингент нашей больницы – это пожилые люди.  Молодые тоже поступают, но чаще  в экстренных случаях. К сожалению, страховая медицина охватывает только работающих, да  и то лишь тех, кто трудится в бюджетных учреждениях. В частном бизнесе страховые взносы пока не практикуются.  Попадая на поликлинический прием, каждый пациент оплачивает в кассу 15  лари.  Это связано с недостаточным пока финансированием отрасли. У нас  мало современного оборудования. В особо сложных случаях мы направляем пациентов в  республиканскую больницу.  Но профессиональные кадры у нас, слава Богу, постоянные. Люди держатся за место, не смотря на то, что зарплата врача и медсестры оставляет желать лучшего. Однако мы и за эти деньги благодарны, ибо у нас нет выбора. Да, к сожалению, все операции у нас платные. И народ относится к этому с пониманием. В грузинских семьях царит очень высокая сплоченность, и если случается в семье такая беда, то помогают больному всем миром. Практически никто не остается в стороне,  ведь несчастье может коснуться каждого.
     Не так давно наш президент выступил с новым социальным проектом: «СТО  БОЛЬНИЦ». Это означает, что в каждом регионе республики в ближайшее время  начнет функционировать новая, оснащенная современным оборудованием, лечебница.  Государственного финансирования, безусловно,  не хватает,  однако в министерстве здравоохранения  ищут международные гранты и привлекают инвестиции спонсоров для реализации этих проектов. Следует отметить, что эти деньги, к счастью, не разворовываются, и каждая копейка доходит до адресата.  И это дорогого стоит.
     Что же  касается профилактики болезней, то народ не очень рвется в поликлиники. Приходят к врачу только тогда, когда что-то сильно беспокоит. Вот почему на приеме у терапевтов и других специалистов никогда не бывает больших очередей.  Люди сами выбирают себе доктора. И здесь, на этом этапе, получается отбор. К хорошему и опытному врачу выстраивается очередь, а к специалисту, который  зарекомендовал себя  хуже, почти никого из пациентов нет. И это правильно. Зарплата врача должна складываться из практического результата. И здесь тоже есть  свой перекос. В больших больницах и пациентов больше, а,  следовательно,  и врачебный труд и оценивается выше. Я привык не только  к больнице,  но и к коллективу.  Мне  уже немало лет  для того, чтобы сниматься с места.  Здесь мой дом. И  другой жизни мне не надо...


               
             ДОРОГА В БИЗНЕС – УХАБИСТЫЙ  ПУТЬ


   С Палико Тетрадзе я познакомился очень давно –   тоже больше четверти века назад. Собственно, дорога в этот  маленький городок Кахетии лежала через знакомство с его старшим братом Тимуром и его лучшим другом Михо. Очень хорошо помню дни, проведенные с Палико и его приятелем Соломоном в Ленинграде. Павел тогда работал на стройке прорабом,  где всем комплексом руководил вышеупомянутый  друг Зураб Осиашвили. Соломон трудился в тогдашнее время технологом на винном заводе. В отличие от скромного Палико, винодел сорил деньгами налево и направо. Для него ничего не стоило прийти в шикарный  ресторан и оплатить счета за несколько столиков,  за которыми сидели совсем незнакомые ему люди.   Вот такие чудные заскоки.  И это, скорее всего,  не от широты натуры  и  национальной ментальности, больше от желания оказаться в центре внимания. А в то самое время, когда Соло безжалостно расставался со своими кредитками, Палико соображал о том, как бы ему на свои жалкие гроши выкроить покупку выходного костюма.
     Сегодня, спустя столько лет, я  и не узнал Павла сразу. Выхоленное лицо, бравая осанка. Все та уже обезоруживающая улыбка, только взгляд стал немного строже, да и виски покрылись серебром. В это трудное время, когда подавляющая часть населения города сидит без дела, Павлу сказочно повезло. Вот, что значит оказаться вовремя в нужном месте! В город пришли американские инвестиции,  и  было принято решение о бурении дополнительных нефтяных скважин. Прогнозы геологов оправдались:  здесь, действительно, обнаружили  залежи нефти. Так уж вышло, что руководителем компании был назначен друг Павла, тот и  предложил  Тетрадзе пост финансового директора. Павел с радостью  и мальчишеским задором взялся за дело.
     Сегодня эта небольшая нефтяная компания успешно вписалась в рынок. В ней  несколько сотен рабочих мест.  Как говорит Павел, он любит свою фирму и проводит на службе практически весь световой день. Жену и детей он почти не видит, разве что в выходные дни.
     Когда я вошел в дом Павла, то не узнал его совсем. Дом хоть и большой, но тогда,  в советское время был совсем не обустроен. На полу лежал потрепанный линолеум,  на стенах висели дешевенькие обои. А сейчас! Я просто заглядывался на расписные потолки, нарядную лестницу, отделанную ореховым деревом, на  расстеклованные дубовые двери. На полу блестел паркет из ценных пород древесины. Чувствовалось, что здесь живет  материально обеспеченный человек.
     Уловив мои мысли, Павел улыбнулся.
     – Да, далеко не каждому посчастливилось вытянуть такой лотерейный билет, но ты не думай, я никакой не олигарх. Да, я зарабатываю прилично, но за моей спиной не только моя семья. Мой старший брат Тимур живет в Тбилиси, ему уже «стукнул» полтинник, но он совсем не у дел. Его жена возится с младшим пятилетним сыном, остальные двое – уже взрослые, только что начали трудиться. Я исправно  и существенно помогаю семье брата. Еще у меня на попечении и младший брат.  И хотя он открыл в районе автомастерскую, я делаю периодически вливания в его бизнес.
     В отпуск я почти не езжу. Разве что на недельку искупаться в море. Ты не поверишь: работа и есть мое главное увлечение. И сейчас все мои помыслы в том, чтобы постоянно наращивать добычу, увеличивая   количество буровых вышек.  С  повышением мощностей  появятся и новые рабочие места, за которые идет постоянная борьба. Здесь очень сильная рабочая конкуренция. Никто не хочет терять свое место под солнцем...


               
                СВИДЕТЕЛЬСТВО О БЕДНОСТИ


     С Валико я встретился  случайно на воскресном базаре. Мы были шапочно знакомы еще во времена СССР.  Ему было хорошо за пятьдесят. Раньше Валико крутил баранку в дальних рейсах, а сейчас ходил без дела по рынку и помогал селянам-торговцам то машину разгрузить, то у прилавка, когда нужно,  постоять. Заработки разовые. Хорошо, что у него  имелось несколько гектаров полей, где он выращивал пшеницу, но разве этот урожай сможет покрыть годовую жизненную потребность? 450 лари стоит оптом тонна пшеницы. И даже, если  продать десять тонн, вряд ли этих денег хватит на семью, ведь довольно большие расходы  уходят на газ и коммунальные услуги.
     На мой вопрос о том, как он живет в реалиях сегодняшней жизни, шофер смеется:
     – Это не война! Прорвемся как-нибудь. Видишь, как я одет? Во все простенькое!  Свидетельство о бедности у меня на лице написано. Зато я гордый.  Да и многого мне не надо. Тарелка супа всегда есть,  да и стаканчик винца тоже найдется. У нас в Кахетии без вина никак нельзя. Ты же без воздуха жить не можешь? Вот и мы без вина тоже. Это наше национальное богатство!


               
                Я УБЬЮ ТЕБЯ С ЛЮБОВЬЮ...

      
     Пять дней в Кахетии пролетели с быстротой молнии. И вот мы с Александром снова в дороге. Теперь наш путь лежит к морю. В Западной Грузии мне до этих пор быть не приходилось,  и я с радостью предвкушал увидеть те города и села, о которых приходилось только слышать. Когда мы въехали в Кутаиси, то остановились у летнего кафе, чтобы  позавтракать. За соседним столиком сидела седовласая армянка и  пила черный кофе. Наши взгляды встретились. Слово за слово,  и мы как-то разговорились.  Женщина назвалась Сусанной. Узнав, что я российский литератор, она неожиданно предложила:
     – Хотите,  я расскажу вам о том, как все начиналось? Да, да! Я хочу рассказать  о бандитском  беспределе.  Вы в России тоже это пережили. Чего рассказывать о сегодняшней жизни?  Вы и сами во всем разберетесь.  А вот узнать  как в Тбилиси бал правило ворье, вам узнать будет  интересно.
     Мой диктофон  был «закопан» глубоко в багаже. Я выпросил у официанта несколько листков бумаги и приготовился записывать…
     –  Было это в 1993 году. Я жила тогда в Боржоми, совершая частые наезды в Тбилиси к родной тетке. Нужно было как-то выживать. Работы не было,  и я приторговывала разными вещами. Однажды я ехала в поезде. И вот, уже на подъезде к Тбилиси, в купе, где я была одна, вошел брутальный мужчина высокого роста,  с наглыми  глазами и,  пронзив меня острым взглядом, выпалил:
     – Калбатоно**,  я не хочу причинять вам вреда. Вы такая молодая, красивая и надеюсь, понятливая женщина. Я вижу у вас в ушах «рыжье»,  да и на пальчике тоже.  Поспешите избавиться  от лишнего груза. Только без шума и пыли. Если поднимете кипеш, я порисую перышком ваше личико   или,  того хуже,  воткну его в милое сердечко. Я сделаю это трепетно, с любовью...
     Я стояла перед бандитом как завороженная. Голос у меня пропал, а душа ушла в пятки. Инстинктивно я сняла серьги, медальон и кольцо с пальца, протянув их  бандиту. А дальше  все было  как в тумане.    До самого Тбилиси я
¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬плакала. Нужно сказать, что мне еще относительно повезло. Негодяй  не полез ко мне в сумку, в которой была определенная сумма чужих денег. Сердце мое рвалось на части. Нет, мне не столько было жалко потерянного золота, сколько утраченной веры в мужское благородство. Впервые в жизни я  открыто столкнулась с человеческой грязью.
     Какое счастье, что сегодня можно смело ходить по улицам,  ничего не опасаясь. Вы заметили, что у нас и машины водители не всегда закрывают?  Всех воров и бандитов выгнали из Грузии под метлу. Попробуй, приди в милицию и заяви о том, что ты вор в законе! Никто разбираться не будет. В кутузку и под суд, который определит тебе наказание, как минимум в семерик.
     Да, у меня не всегда бывает сытый желудок, зато за свою  жизнь я теперь спокойна. И в этом смысле  нынешнюю государственную политику я полностью одобряю. Главное, чтобы мир был на земле, а остальное стерпится. Мы, кавказцы, народ  понимающий...


               
            НЕ МОГУ БОЛЬШЕ  СЕЯТЬ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ...


     ...Над вечерним Кобулети нависла темень. Мы сидим с хозяйкой  частной гостиницы во дворике за пластмассовым столиком и мирно беседуем. До Батуми мы с Александром так и не доехали. С ночной дороги я сильно устал и, когда мы въехали в этот небольшой городок, я обратил внимание  на  трехэтажный домик, стоящий прямо у моря. Здесь я и остановился на отдых.
     Хозяйка, точнее дочь хозяйки,  бывшая учительница по имени Тамрико, оказалась очень словоохотливой. Мне было интересно все:  и как развивается  семейный бизнес, и каково настроение  местного населения? Мои вопросы  сыпались, как из рога изобилия. Я весь превратился в слух, а  Тамрико неспешно начала свой рассказ:
     – Война в Абхазии докатилась и до наших краев. Начались беспорядки. Отовсюду, как мыши из щелей,  повылазили уголовники и всякая криминальная  «шушера». На улицу стало опасно  нос высунуть. Возникла массовая безработица, опустели прилавки магазинов. Что и говорить, обычная картина в такой ситуации. А самое страшное – не было света и газа. Зимой отапливались печкой-буржуйкой, да  и то нерегулярно, и с дровами тоже случались перебои. Это было ужасно тяжелое  время. Глаза от страха чуть не выскакивали из орбит. И,  как ни странно, наш народ повел себя в экстремальных условиях очень даже толерантно и достойно. Жили мы тогда в большом панельном доме на несколько подъездов. Без света зимой жить было невмоготу.  Мы, отказывая себе в самом необходимом,  выкроили некоторую сумму  денег на покупку  бензинового движка. Жизнь сразу стала иной. Каждый вечер в нашу квартиру набивалось по два десятка соседей. Сидели  мы на полу, тесно прижавшись друг к другу, и смотрели телевизор, хрустя подсушенными сухариками. У нас на Кавказе ведь  не то, что в Москве. Это у вас жилец дома не знает,  как зовут его  соседа с верхнего этажа. А у нас все едино! И в праздники вместе, и горе мы делим тоже сообща.  Кто пирожок спечет, кто варево сварганит из кукурузной муки. А зимой, в холод, когда нечем было отапливать комнаты, мы согревали друг друга своим дыханием. Такое вот было единство.
     Слава Богу, что сейчас и свет, и газ проведен повсеместно. Дороги везде хорошие. Сейчас усиленными темпами идет прокладка трассы из Батуми в Тбилиси.  Словом, жизнь налаживается.  Жалко,  что  пляжный  сезон у нас всего три – три  с половиной месяца. В конце сентября  море замирает,  а с ним и  купальный сезон. Во так и живем. Все, что удастся собрать за это короткое летнее время, распределяем на весь год. Получается не густо. Все  хорошо, если бы не большие банковские проценты. Вот через два года кредит с наших плеч свалится, тогда станет значительно легче.
     Я ведь раньше учительницей работала и получала зарплату аж 150 долларов. Не буду переводить ее в лари,   ведь и так понятно, что заработок смешной. Посовещавшись с семьей, мы решили, что гораздо разумнее вложение инвестиций в воспитание детей, а их у меня двое.
     Я ничего не имею против своих коллег по школе. У каждого своя голова и видение. Мне уже сорок с хвостиком. И перестраивать себя нет никакого смысла. Наш новый министр образования, кстати,  русский –  Дмитрий Шашкин сейчас реализует президентскую программу:  «500 школ». Уже сегодня  все учебные классы оснащены интернетом и электронными досками. Да, учителя получают мало, но кто им мешает пройти профессиональное  тестирование, ведь по результатам переаттестации повышается и тарифная учительская ставка. Изъяви желание поехать учительствовать в отдаленный горный район, пройди успешно тестирование,  и тебе будет обеспечена и жилплощадь, и зарплата не менее тысячи лари. Тоже, не ах, но все же почти в пять раз выше существующей.
     Мы сегодня строим  новое демократическое государство, и плоды этой самой демократии налицо. Пенсии хоть и маленькие, но постоянно  повышаются. Сегодня старики получают по 90 лари, а в следующем году президент обещал поднять содержание до 100 долларов в месяц.  Есть и слабые места. Это безработица, особенно в малых населенных пунктах. Молодежь, даже с высшим образованием, не может найти себе работу. Вот все и валят, кто в Тбилиси, кто в Батуми, а ведь и там тоже не сладко. Везде хорошо, где нас нет. Извините, шучу.  По натуре я – оптимистка, а это значит, что все скоро наладится. Нельзя жить без веры...



           ВЫ  ОСТАВИЛИ В МАШИНЕ КОШЕЛЕК, ГЕНАЦВАЛЕ!


     В  Грузии очень хорошо развита система общественного транспорта. Здесь ходят и автобусы, и маршрутные такси. Многие водители занимаются частным извозом, приобретя специальную лицензию. Никакой конкуренции. Цены весьма  приемлемые. Из Кобулети до Батуми всего двадцать километров пути. Стоимость проезда на маршрутке  три лари, а на легковой машине –  десять. В пересчете на доллары –  примерно шесть. Очень даже демократично.
     В одно июльское утро я решил проехаться на местный воскресный базар. Поймав серебристый «форд» с шашечками на крыше,  уселся на переднее сиденье. Водитель оказался очень разговорчивым. Он был из местных жителей, раньше служил в полиции. Уже три года занимается частным извозом. Ни шатко, ни валко, пусть и немного, зато стабильная копейка.
     У базарного павильона водитель притормозил,  и я вышел из машины. Не успел  пройти и трех шагов, как услышал за спиной сигнальный гудок. Я обернулся. Из распахнутой двери, улыбаясь,  на меня смотрел «водила»:
     – Негоже разбрасываться кошельками, генацвале!
     Я инстинктивно хлопнул себя по карману брюк, кошелька не было. Видимо, он выпал из брюк во время поездки. Я  крепко пожал руку водителя и,  растроганный,  полез к нему  целоваться.
     И вновь, в который раз, перед глазами встала дежурная картина: базар, дынные ряды и продавец в большой кепке-аэродроме, так и норовивший меня обсчитать.  А здесь опрокинуты все  привычные стереотипы. Вот и скажи теперь, будто грузины нечестные!


               
                ЧУТЬЕ МЕНЯ НЕ ПОДВОДИТ...


     Везло мне в Кобулети на учителей!  Кроме гостиничной хозяйки знакомился я с учителями и на пляже, и в Батуми, и в других населенных пунктах. Не стала исключением и официантка из прибрежного кафе по имени Гиули.  Весь учебный год она делится знаниями с юной порослью, а в курортный сезон подрабатывает на ниве курортного питания.  Я иногда забегал сюда, чтобы перекусить. Однажды, после некоторого перерыва, а я уезжал на пару дней в Батуми,  зашел сюда в кафе пообедать. Гиули встретила меня лучезарной улыбкой и положила  на стол меню. Я сделал заказ.  Официантка меня довольно быстро обслужила, а вот, когда подошло время расчета, я весь похолодел. Портмоне-то  я оставил в гостинице!  Заметив мое смущение, женщина подбодрила:
     – У вас на лице написано, что вы  – честный человек. У меня редкое чутье на людей. И оно меня никогда не подводит, иначе я постоянно  была бы в прогаре.
Двадцать лари – не великие деньги. Принесете завтра, или в другой раз. Нет проблем!
     От такого доверия у меня накатилась на щеку слеза. Прибрежное кафе –  это проходной двор. Мало ли, кто сюда заходит. Ко всем в душу не заглянешь...
     На следующее утро я пришел в кафе на завтрак, принеся  женщине в подарок свою книгу с автографом, на что Гиули отреагировала с молниеносной быстротой:
     – С сегодняшнего дня у вас в нашем кафе абонемент. Рассчитаетесь в день отъезда. Вы подарили мне сегодня очень хорошее настроение!
               
               
      
                КУЗНИЦА КАДРОВ – КАНАДА


       Эту историю мне рассказал  один ответственный сотрудник  Батумской администрации по имени Дато.
     – Верочка была еще ребенком, когда ее родители поднялись с насиженных мест и уехали в далекие края искать счастья. В Абхазии тогда полыхало пламя братоубийственной войны. И воспоминания о родном и любимом Сухуми остались лишь в памяти,  да на открытках и в фотографиях. Судьба забросила семью девочки за океан – в далекую Канаду. Там она росла, ходила в школу, помогала родителям добывать хлеб насущный. К труду девочка приобщилась рано. В городе, где она проживала, была большая диаспора выходцев с Кавказа и Украины. Работая в большой пекарне, где пекли лаваши, семья  постоянно думала о том, как увеличить реализацию хлеба, а вместе с этим и  прибыль. И однажды девочке  в голову пришла гениальная мысль. А почему бы каждый лаваш не упаковывать в отдельный пакет, и не просто пакет? В голове тут же созрел маркетинговый ход. Нужно в пакет вкладывать листовки с грузинскими легендами. Один пакет – одна листовка. Верочка знала много таких легенд. Их ей на ночь часто рассказывала мама. После этого ноу-хау хлебные продажи резко пошли вверх. Покупателям понравилась изобретательность и деловая хватка юной предпринимательницы.
     Однажды, в одну из зарубежных поездок,   в эту пекарню заглянул и молодой грузинский президент. Залюбовавшись работой девушки, глава государства купил пакет с лавашом. Ему очень понравилась  оригинальная идея. Узнав о том, что Вера родом из Сухуми, грузинский лидер тут же предложил ей вернуться на родину и принять участие в строительстве новой жизни...
     Сегодня Вера Кобалия – одна из самых успешных молодых государственных чиновников. Эта президентская политика – ставить ставку на двадцатипятилетних и тридцатилетних специалистов, прошедших обучение за рубежом,  принесла  свои плоды.
     Как министр экономики, Вера много ездит по регионам. В спортивной футболке и  в кроссовках, она появляется и на пашне, и на разных производствах, вникает в работу ресторанного и гостиничного бизнеса, проявляя высокую компетентность. И глядя на эту симпатичную девушку, вряд ли  с первой минуты узнаешь в ней важную чиновницу. Ведет себя Вера незаносчиво, а очень даже скромно. И о Канаде она забыла уже думать. Ведь ей предстоит создавать солнечный рай в своей стране, которую она безгранично любит...



               
                У  ТАНЦУЮЩИХ ФОНТАНОВ


     Признаюсь, такого чарующего феерического  ночного представления  мне раньше наблюдать не приходилось. В молодости, когда я отдыхал в Сочи, я любовался чудесными волшебными  разноцветными струями  городского фонтана. Подобные ощущения я  испытывал и в испанской Барселоне уже в довольно зрелом возрасте, и вот судьба, закинув меня спустя десять лет в Батуми, позволила вновь насладиться обилием световых и цветовых эффектов. Очень удачно  выбрано архитектурное решение. В парке на берегу пруда в разных уровнях были  разбросаны скамейки, а на  широкой полосе, длиною метров в сорок, отделяемой от суши водной гладью, творилось неповторимое волшебство. Разноцветные струи взмывали вверх в такт музыке метров на двадцать пять – тридцать в разных направлениях, сплетая в ночном небе радужные кружева. И уж совсем меня поразила такая картинка: на фоне этой красочной водяной феерии, будто русалка из морской стихии, выпорхнула балерина  и стала зажигательно танцевать.
     Ночной батумский фонтан – визитная карточка столицы Аджарии. Здесь же рядом и  высотные комфортабельные гостиницы, и здание министерства юстиции, выполненное в оригинальной форме перевернутой бутылки.
     За последнее время  этот  курортный город стал все больше и больше привлекать внимание властей и инвесторов. Батуми хорошеет на глазах. Ни одна копейка не зарывается в песок, и тем более не разворовывается. Здесь все находится под строгим административным контролем.
     Я вглядывался в ночное небо и мечтал о том, что еще когда-нибудь приеду в это замечательное место. Чем Батуми хуже турецкой Анталии или египетской Хурхады? Абсолютно ничем. А станет еще лучше, я уверен. И россияне скоро вернутся под купол грузинского неба. Не могут не вернуться. Политики приходят и уходят, а дружбу разорвать невозможно, ведь она замешана на любви и уважении друг к другу на протяжении двух веков. Этого факта из истории не выкинешь...
     Отдыхая на черноморском побережье, я не терял зря времени. Зная о том, что буду писать записки  об этой замечательной стране, мне очень хотелось узнать настроение населения, как  народ относится к новым  демократическим преобразованиям в республики, а также  к власти в целом. Мне очень хотелось быть объективным в оценке всего происходящего. С этой целью, в разных регионах я опросил свыше трех десятков селян и горожан.  Далеко не все откровения вошли в этот материал,  так как  я решил озвучить лишь некоторые из них.


               
                МИША – НАШ ПРЕЗИДЕНТ!


     Давид  М., предприниматель, г.Кобулети:

     – Как потопаешь, так и полопаешь! Есть такая русская поговорка. И она совершенно справедлива. Я занимаюсь  гостиничным бизнесом. Жаль, что у нас курортный  сезон не такой как в Египте и Таиланде, однако мы не плачемся в жилетку. Плохо, конечно, что без стартового капитала никакое дело не начнешь. Приходится обращаться к банку. А  условия там  далеко не привлекательные. Вот и приходится здорово переплачивать. А в целом мы жизнью довольны. Бизнес у нас семейный, все при деле. Наш президент уделяет малому  и среднему предпринимательству большое внимание. Захотел открыть свое небольшое дело, так никаких бюрократических проволочек – иди и оформляй документы. Вот и в вуз поступить стало гораздо легче. Раньше  такие взятки брали, «мама не горюй», а теперь не важно, селянин ты или  городской житель? Знания есть – иди и  учись, а коли их нет, то  сиди и «кукуй»  дома. Все по-честному. Многое еще предстоит сделать, но разве все разом охватишь? За последние годы жизнь стала лучше, и мы это ощущаем на себе!

     Гиви Л., безработный, г. Батуми:

     – Я окончил  Батумский университет. По специальности  – политолог. Но,  к сожалению, пока не у дел. Конечно, я мог бы найти себе работу на стройке или еще где на третьих ролях, однако,  размениваться пока не хочу, все еще на что-то надеюсь. Слава Богу, что родители мои имеют работу. Надежда, как известно, умирает последней. Сейчас все из районов бегут в большие города. А что Тбилиси и Батуми – это синекура какая? Ничего не поделаешь, вооружусь терпением, авось и на моей улице выйдет праздник. Изменениями в стране я  доволен. Наш президент не занимается болтовней. Пенсии старикам, хоть и понемногу, но повышаются. С голоду не помираем. Главное, чтобы был мир. Больше всего на свете я боюсь войны!


      Гия Б.,  профессор академии художеств:

     – О политике я говорить не хочу, ибо это не всегда чистое дело. Жизнь сейчас налаживается. Среди наших студентов очень много талантливой молодежи. Каждое лето в каникулы мы выезжаем с ребятами в творческие экспедиции в Европу, откуда привозим  интересные живописные работы. Мы очень бережно и с любовью пестуем молодые таланты. Что касается перемен, то они налицо: и Тбилиси, и Батуми – большая строительная площадка. Жизнь кипит, и это радует.


     Давид С., директор Тбилисского оперного театра:

     – Когда музы говорят, пушки молчат. Наш театр снискал себе добрую славу. В нем работают профессионалы, мастера оперной сцены. Мы много гастролируем, постоянно обновляем  репертуар. Что касается позитивных мер в республике, то они налицо:  преступности нет,  коррупция испарилась, дороги в исправном состоянии, гаишники предупредительны и вежливы. Что, этого мало?  Ничего, постепенно жить еще лучше станет, главное  – не поддаваться пессимизму...


               
                ДАЕШЬ РАБОТУ НА ВСЕ ВРЕМЕНА!

 
     Амиран М.,  45 лет, безработный, Тбилиси:

     – У меня высшее экономическое образование.  12 лет я прослужил в органах полиции.  Потом занялся ресторанным бизнесом. Не пошло. На это есть много причин, одна из них – перегибы в налоговой политике.  Да и банковской системе следует быть гибче с клиентами. Проценты остаются довольно высокими. Что касается меня, то я сейчас живу сложно. Моя жена – врач. В Тбилиси найти работу не смогла, устроилась в районе. Каждый  день ездит на службу  в маршрутном такси. Зарплата доктора очень мизерная,  всего триста лари. На дорогу почти все деньги и уходят. Я уже не говорю о доходе, он практически нулевой. Но на сегодня главное для жены – это не потерять  квалификацию. Что касается нынешней политики, то в ней есть как плюсы, так и минусы. Очень плохо поставлено дело со страховой медициной, не хватает рабочих мест, абитуриенты потеряли интерес к медицинской профессии, ибо она становится менее престижной. Словом, вопросов к президенту много. Решение же всех этих  проблем требует  длительного времени. Так что, поживем – увидим!

     Мераб  Х., 48 лет, безработный, Тбилиси.

     – У меня тоже высшее образование. По специальности я – океанолог. Окончил университет еще в советское время.  По специальности, правда, не работал, Моя семья жила тогда в Кахетии, там я и  устроился на работу в строительную фирму, где долгое время трудился мастером, а потом и прорабом.  Новые перестроечные времена застали меня уже в Тбилиси. Моя жена хорошо востребована, она одна из самых успешных кондитеров города, К ней  за тортами и пирожными съезжаются люди не только с разных районов города, но и из отдаленных сельских районов.  Вот такая она чудо-мастерица. А я  уже, похоже, «отрезанный ломоть». Никому оказался не нужен. Дело даже дошло до того, что я вынужден был идти на стройку таскать кирпичи и всякие тяжести, чтобы не быть семье обузой. Каждый день у меня начинается с поисков работы. Пока все безрезультатно. Поэтому, пользуясь случаем,  хочу обратиться к нашему президенту:  «Это очень здорово, что вы продвигаете наверх молодые не закомплексованные кадры. Однако, за нами, середнячками –  производственный опыт  и житейская школа. Очень обидно, что сегодня  среднее поколение находится на правах пасынков. Это очень большая беда, когда работы не хватает на всех. Вот я и призываю руководство страны обратить на эту проблему пристальное внимание. Нам не нужно «Куршавелей»,  нам работу давай!

      
               
                ГОРА ОЧИЩЕНИЯ


      Немного лет тому назад,
      Там, где, сливаяся, шумят,
      Обнявшись, будто две сестры,
      Струи Арагвы и Куры,
      Был монастырь. Из-за горы
      И нынче видит пешеход
      Столбы обрушенных ворот,
      И башни, и церковный свод;

      М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»


     Я с друзьями поднимался по мощеной дороге к этому монастырю,  и дух захватывал от природной красоты. Прямо под горой  спокойно текли, обнявшись, как в тексте великого поэта, две речки в окружении обильной зелени кустарников и деревьев. Около самого монастыря стояло много  легковушек. Это туристы из разных уголков приехали сюда поклониться  святой памяти предков.  Много веков величественно стоит это сооружение, выполненное из природного камня, и ничто не напоминает о его запустении. Мы зажгли поминальные свечи и установили их перед всеми висевшими иконами, молясь перед Всевышним и очищаясь от земных грехов. Выйдя из храма, я заглянул в отдельный каменный отсек, напоминающий своими сводами пещеру. Обнаружив щель между камнями, я быстро вырвал листочек из карманного блокнота и набросал небольшую записку: «Желаю грузинскому народу света, мира и добра». Вообразив, будто я стою у Иерасулимской стены плача, сунул записку между камнями. Авось творец услышит мой вопль души и поможет?
     А когда спустился вниз,  бросил в воды Куры серебряную монетку. Это хорошая примета. Так хочется в этой земной жизни побывать здесь еще хоть раз...


               
            
                СОЛНЦЕ В ЛАДОНЯХ

      
         Опыт академика-биолога в действии.


     С профессором-биологом Рамазом Гохакидзе я познакомился в стенах Тбилисского университета. Слава о нем и о его детище  – Биораге распространилась далеко за пределами республики. Мы сидим с ученым в его кабинете. На стенах развешаны засушенные образцы злаков, кукурузы, других сельскохозяйственных культур. Оказалось, что благодаря этому мощному ускорителю роста растений, можно добиться очень высокой урожайности. Профессор рассказал мне о том, что над этой проблемой он трудится уже много лет. Результаты его практической работы весьма обнадеживающие и оптимистичны. На экспериментальных полевых площадках удалось добиться повышения урожайности злаков в полтора-два раза. Что касается такой кормовой культуры, как кукуруза, то удалось вывести сорт, стебли которого достигают высоты в пять метров с пятью¬-семью крупными початками на каждом. А это значит,  что если распространить этот метод повсеместно, включая и другие заинтересованные страны, то вопрос с кормовой базой можно будет считать решенным. Это же касается и других посевных культур:  брюквы, турнепса, свеклы, картофеля.
     В своих лабораториях профессор Гохакидзе разрабатывает и препараты фармакологического назначения. Так, антисептическая противовоспалительная мазь из натуральных продуктов под названием «Витараг» очень хорошо зарекомендовала себя на практике.  В ее составе полифенолы, бальзамы, эфирные масла, аминокислоты, витамины А, Е, F, группы B и микроэлементы. Эта мазь оказывает обезболивающее действие, активизирует иммунитет, положительно влияет на обмен веществ и ускоряет процессы заживления. Показания к применению универсальные: рожистое воспаление кожи, гангрена, варикозное расширение вен, хронический насморк, пародонтоз и другие заболевания.
     Как рассказал мне профессор, его препараты пользуются успехом и распространяются во многих странах. В этом году весной был проведен обширный сельскохозяйственный эксперимент на полях Белоруссии. Нынешней осенью можно ожидать позитивных результатов. Если белорусские производители останутся довольными результатами, то уже в следующем году экспериментальной площадкой сможет стать все полеводство этой республики.
     Доктор биологических наук, профессор и академик Рамаз Гокахидзе и сегодня находится в поиске. Сейчас его волнуют проблемы замедления старения человеческого организма,  он проводит научные эксперименты. Свою любовь и преданность  науке ученый передал и своему сыну Акакию, который стал видным специалистом в области прикладной химии.
     Я гляжу на этого солнечного человека и восторгаюсь. Крепка грузинская земля национальными талантами! Подумать только,  открытие этого ученого в целом может обеспечить целевую межнациональную продовольственную программу. Как бы угадав мои мысли,  Рамаз улыбнулся:
     – Мы бы и в России тоже попробовали сделать эксперимент. В центральной черноземной зоне – очень широкое поле деятельности. Но пока еще  не пришло время. Когда стихнут политические страсти,  и государственные мужи вновь найдут между собой общий язык, можно будет вернуться к этой теме. У меня в России довольно много друзей и просто искренне жаль, что мне приходится общаться с ними только по телефону. Как хочется обняться с ними, поговорить  по душам. Я уверен, что скоро, очень скоро наступит такое время!
    
     Я далеко не случайно начал свое повествование с древней легенды, а заканчиваю его народной притчей, ибо в ней раскрывается весь менталитет этого гостеприимного, светлого и неунывающего народа. Здесь все взаимосвязано. Посмотрите, как живут люди в городах? Как правило, обособленно, все больше прячутся в своих квартирах, им нет дела до ближних соседей. Другое дело – селяне. Грузины, как и россияне –  христиане по религии. И маленькая Грузия, и большая Россия кормятся преимущественно селом.  Почти у каждого – свой надел земли и живность. Если семейный праздник у одного селянина,  значит,   его празднуют всей деревней. Если же горе приходит в дом, то и  делят его тоже сообща. В этом смысле россияне мало отличаются от своих южных соседей...

               
               
                БЛОХА И МУРАВЕЙ

       
     Блоха и муравей подружились. Пошли гулять  вместе. Пришли к одному ручью. Блоха сказала муравью:
     – Я перепрыгну, а ты?
     – А я не перепрыгну! – говорит муравей.
     Блоха – скок! – и перескочила на ту сторону, а муравей – скок! – и упал в воду.  Стал муравей просить блоху:
     – Блошенька,  сестрица, помоги, не губи, дай вылезти из воды.
     Блоха – прыг-прыг!  Прибежала к свинье и просит:
     – Свинья, дай щетину, сплету канат-веревку, брошу в воду, вытащу моего братца-муравейчика…
     И сказала свинья в ответ:
     – А ты мне желуди носила?
     Озадаченная Блоха – прыг-прыг! – прибежала к дубу и просит:
    – Дуб, дай   желудей,  отнесу свинье, свинья даст щетину,    сплету   канат-
веревку, брошу в воду, вытащу моего братца-муравейчика.
     Дуб сказал:
     – А ты ворон от меня отваживала?
     Блоха – прыг-прыг! – прибежала к вороне,  просит:
     – Ворона, отстань от дуба. Дуб даст желуди,  отнесу их свинье, свинья даст щетину, сплету канат-веревку, брошу в воду, вытащу моего братца-муравейчика.
     Ворона сказала:
     – А ты мне цыплят приносила?   
     Блоха – прыг-прыг! – прибежала к наседке и просит:
     – Наседка,  дай мне цыпленка, отнесу его вороне, ворона отстанет от дуба, дуб даст желуди, отнесу их свинье, свинья даст щетину,  сплету канат-веревку. Брошу в воду, вытащу моего братца-муравейчика.
     Наседка сказала:
     – А ты мне просо таскала?
     Блоха  – прыг-прыг! – прискакала к яме:
     – Яма, дай проса. Отнесу наседке, наседка даст  цыпленка, отнесу  вороне, ворона отстанет от дуба, дуб даст желуди,  отнесу их свинье, свинья даст щетину. Сплету канат-веревку. Брошу в воду, вытащу моего братца-муравейчика.
     Яма сказала:
     – А ты от меня мышей отгоняла?
     Блоха – прыг-прыг! – прискакала к мышке:
     – Мышка, оставь яму в покое, яма даст проса, отнесу наседке, наседка даст  цыпленка, отнесу вороне, ворона отстанет от дуба, дуб даст желуди, отнесу их свинье, свинья даст щетину.   Сплету канат-веревку. Брошу в воду, вытащу моего братца-муравейчика.
     Мышка сказала:
     – А ты меня от кошки избавила?
     Блоха – прыг-прыг! – прискакала к кошке:
     – Кошка, не бегай за мышкой, мышка оставит в покое яму, яма даст проса, отнесу наседке, наседка даст   цыпленка, отнесу  вороне, ворона отстанет от дуба, дуб даст желуди, отнесу их свинье, свинья даст щетину.   Сплету канат-веревку. Брошу в воду, вытащу моего братца-муравейчика.
     Кошка недовольно спросила:
     – А ты мне молоко носила?
     Блоха – прыг-прыг! – прискакала к корове:
     – Корова, дай молока, отнесу кошке, кошка не станет бегать за мышкой,  мышка оставит в покое яму, яма даст проса, отнесу наседке, наседка даст  цыпленка, отнесу вороне, ворона отстанет от дуба, дуб даст желуди, отнесу их свинье, свинья даст щетину.  Сплету канат-веревку. Брошу в воду, вытащу моего братца-муравейчика.
     Корова  промычала:
     –  А ты меня травой-муравой  потчевала?
     Блоха – прыг-прыг!  – побежала в поле,  нарвала травы и принесла корове. Корова  дала ей молока,  блоха  отнесла его кошке, кошка не стала бегать за мышкой,  мышка оставила в покое яму, яма дала проса. Блоха отнесла просо наседке, наседка дала цыпленка, блоха отнесла его вороне, ворона отстала от дуба,  дуб дал желуди,  блоха отнесла желуди свинье, свинья дала щетину. Блоха сплела из щетины канат-веревку.   К веревке привязала травку и бросила в воду.  Муравей взобрался на травку,  блоха потянула веревку, вытащила своего братца на берег и спасла его от смерти. Потом они опять пошли вместе и с тех пор стали дружить не-разлей-вода.

               
             ВМЕСТО ЭПИЛОГА

   
     Уезжал я из  Тбилиси ночью. До самого аэропорта  меня сопровождали игривые огоньки рекламных щитов. Вернусь ли  я еще сюда? Право, не знаю! Нигде у меня не осталось столько добрых друзей, как в этой стране. Хорошо, что технический прогресс  растет в ногу со временем. Появился интернет, по скайпу можно выйти на сеанс видеосвязи,  или от души наговориться  по обычному телефону, однако ничто и никогда не заменит межличностного общения. Правители спорят между собой, а страдают, прежде всего, простые люди. Как хочется, чтобы все потрясения канули в лету. Как прекрасно жить без войн и национальных конфликтов, а ведь это зависит в большей степени от нас же самих. Добрее нужно быть друг к другу, толерантнее. Хотя великий колосс – СССР и развалился более двадцати лет назад, все равно стремление многих народов жить как прежде, сохранилось. И это никак не списать со счетов. Живи грузинская страна счастливо! У тебя все для этого есть:  и благодатная земля, и люди работящие. А мир, счастливый мир, он обязательно наступит, и я свято в это верю!

       
Дедоплис-Цкаро – Батуми – Тбилиси,  2011.















__________
*   Сакартвело  –  древнее название Грузии
** Калбатоно в переводе с груз. – женщина