Отважный капитан

Рамиль Мухамматдинов
               
               
                Рассказ – быль
    У нашего одноклассника Саши Шадрина умер отец. Сам Саша в тот день в школу не пришёл. О несчастье в их семье нам поведала классная руководительница Сагдат Ялеевна. Сообщив эту печальную весть, она сказала нам, мужской части 6Б класса: «Мальчики, сегодня после уроков оставьте сумки в классе, сходите в лесопосадку и принесите хвойных лап. Затем, забрав сумки, пойдём к Шадриным. Отнесём им хвою, попрощаемся с покойным и уже оттуда разойдёмся по домам».
 

    И вот после уроков мы отправились к железной дороге, вдоль которой за околицей высились сосны и ели лесопосадки.


    Стоял солнечный апрель. Было совершенно противоестественным, что в такой весенний день может на свете существовать смерть. Но мальчишки есть мальчишки! Мы шумной ватагой «совершили налёт» на лесопосадку. Под деревьями ещё лежал снег. Вместе с тем, шумное щебетанье птиц, солнечный лучик, неожиданно ослепляющий из-за веток деревьев – всё это говорило о весне!


    И вот с охапками хвои, излучающей ядрёный дух, мы возвращаемся в школу. Яркое ослепительное солнце, ласкающее лица; весенний ветер; резкие, торжествующие крики домашних гусей; белые облака, быстро несущиеся по небу – все эти вестники весны сопровождали нас на всём пути!


    Вот и речка Янаулка, на берегу которой стоит наша школа. Мы, шумные и энергичные, вбежали на мост. Под нами бурлила река. Удивительное явление природы – ледоход! Крупные льдины степенно и важно, словно знают себе цену, движутся вперёд. Льдины поменьше,  сближаясь и ударяясь, раскачиваясь и вращаясь, устремляются по течению.


    Вдруг из-под моста послышался скулящий лай. Мы кинулись к перилам. Внизу, упёршись в сваю, стояла льдина, а по ней метался щенок. Он бегал взад-вперёд по кромке, которая была ближе к берегу, скуля и время от времени тявкая тонким голоском. Прыгнуть в воду, чтобы добраться до берега, он не решался. Очевидно, щенок уже устал лаять и прекратил было свои попытки, но, почувствовав, что наверху есть люди, снова стал звать на помощь.


    Льдина уткнулась в сваю точно серединкой. «Живой пример неустойчивого равновесия», - подумал я. На уроке физики мы как раз проходили тему «равновесие». Любое смещение льдины в ту или иную сторону привело бы к тому, что течение, подхватив, унесло бы её вместе с «пассажиром». Щенок был очень симпатичным: весь чёрный, только кончики передних лап имели белый цвет, да над бровями у него были две белые точки. «Наверное, его зовут Актырнак», - подумал я  (по-русски –  «Белый Коготь»). Щенка было жаль, но как его вызволить из беды, в голову не приходило.


    А в классе у нас был ещё один Саша, Саша Зайдуллин, заводила во всех играх, «разбойник», атаман и сорвиголова. Он передал кому-то из парней свою ношу и стал перелезать через перила. Затем, ловко работая руками и ногами, начал спускаться вниз по свае. Его план был понятен. Мы с интересом наблюдали за ним. Вот Саша достиг льдины и встал на неё. Щенок, очевидно, почувствовав в нём спасителя, подбежал и прижался к его ноге. Взяв собачку двумя руками, Саша с размаху выбросил её на берег.


    Щенок удачно приземлился на четыре лапы, но тут же ткнулся мордочкой в снег, который лежал ещё, не тая под крутым обрывом. Тотчас вскочив, он устремился вперёд, подальше от опасной реки. Но крутой берег не давался ему. После нескольких неудачных попыток щенок стал искать более пологое место. Вот, наконец, он выскочил наверх. Ура! Актырнак спасён!


    Вдруг кто-то крикнул: «Сашка! Льдина!» Я посмотрел вниз. Льдина с нашим одноклассником уходила под мост. Саша, как выяснилось потом, так же, как и мы, наблюдал за щенком, переживая за него, и не обратил внимания, что льдина от его, Сашиного, резкого движения сместилась, и течение, чуть развернув её, стало увлекать с собой. Мы дружно кинулись к противоположным перилам. Льдина уже выплывала из-под моста. Набирая скорость, она стала удаляться.


    Ошеломлённые случившимся, мы тут же выбежали на берег со стороны школы и сопровождали льдину и нашего товарища. Время от времени слышались возгласы «Сашка! Сашка!» Но ничего конкретного предложить мы не могли.


    Вдруг Саша поднял вверх руки и, пританцовывая, стал издавать торжествующие, победные возгласы! Это было что-то среднее между победным кличем и напеванием какой-то песенки. Его оптимизм вселял надежду! «Если человек не пал духом, а наоборот, весел и активен, всё должно завершиться благополучно», - думал я. 


    Эмоционально ситуация мгновенно переменилась. У каждого, наверное, бывали в жизни случаи, когда появляется чувство необычности и даже сказочности. Влажная прохлада, которая веяла от реки, своеобразный запах талой воды, запах весны, «дыхание весны» усиливали необычность происходящего, придавали своеобразный колорит ощущениям.


    Но бравада нашего друга длилась недолго. Как раз возле самой школы река делает крутой поворот и удаляется к околице, чтобы нестись затем по лугу. Предпринимать решительные действия нужно было незамедлительно. Было ясно, что до берега надо добираться вплавь по ледяной воде. Рассчитывать, что льдину прибьёт к берегу,  было бесполезно, - она неслась по самой середине реки!


    Саша заметался по льдине, не зная, что делать. Стоя к нам лицом, он, видимо, прикидывал расстояние. Затем  рванулся в противоположную сторону, но и до того берега было не меньше. Мгновенно принял верное решение: плыть нужно к своим! Он снова подошёл к этому краю льдины. И пока решался на отчаянный прыжок, льдина «сыграла» под ним – чуть наклонилась под его весом, и он просто скатился в воду. Быстро работая руками, Саша «по-собачьи» поплыл к берегу. Мы наблюдали, затаив дыхание. Вот, наконец, он доплыл. Несколько рук сразу, подхватив, помогли выйти на сушу. Тут же он скинул куртку, и с кем-то вдвоём они её отжали. И Саша побежал домой.
          
    Без малого полвека прошло с тех пор. Сегодня такой же солнечный апрельский день. Я снова подхожу к тому самому мосту через нашу речку. Саш-ка-а! Зай-дул-ли-и-ин! Где ты?! Есть ли ещё порох в пороховницах?!


    Я подошёл к перилам и, взявшись за них, стал смотреть вниз. Именно здесь спустился по свае мой отчаянный одноклассник. Нет, мост, конечно, уже другой. Вместо деревянных свай  стоят стальные трубы. Они имеют больший диаметр, их уже неудобно было бы обхватить руками. Мост современный: бетонные плиты лежат на стальной конструкции. Да и по выступающим швеллерам добраться до самой трубы было бы сложно.


    Бурным потоком бежит талая вода. Льдины, большие и малые, несутся, ударяясь, тесня друг друга и крошась. Таким же бурным потоком несутся воспоминания. События-льдины, большие и малые, теснят друг друга – в жизни было всякое…


    А Сагдат Ялеевне нынче исполняется девяносто! Есть вопрос-назидание: кто живёт долго? Ответ: тот, кто много отдаёт людям. Отдаёт Доброе, Благое, отдаёт с Любовью. Это как раз про нашу классную руководительницу.


    Мы у Сагдат Ялеевны – её «первенцы». И «первый блин» не вышел «комом». Выпускники нашего класса стали руководителями, которые известны не только в своём городе, но и в Башкирии. Многие стали специалистами высокой квалификации в различных профессиях, хорошими, нужными обществу людьми.


    Мне сказали, что наши «девчонки» из того самого 6Б класса до сих пор ходят к Сагдат Ялеевне, чтобы поделиться своими горестями и радостями, за советом и поддержкой. Они говорят: «У нас самая «классная» классная…»


    Однажды классная руководительница сделала замечание моим друзьям за какую-то провинность. Она выговаривала им и объясняла, что они поступили некрасиво. Я стоял рядом, но в мой адрес не было сделано никаких упрёков. Мне было стыдно, ведь я заслуживал их в той же мере, что и те мальчишки. Вдруг Сагдат Ялеевна повернулась ко мне и сказала: «Есть поговорка: «говорю тебе, Горшок, а ты, Кувшин, слушай». Всё прояснилось, всё встало на свои места! Тактичность и деликатность – это черты, прекрасные как в педагогике, так и вообще в человеческих взаимоотношениях.


    В седьмом классе мы пошли «на картошку». Стоял октябрь. Снег, уже далеко не первый, лежал на поле, не оттаивая даже за весь день. Колхозники, очевидно, планировали убрать картофель своими силами. Когда стали поджимать заморозки, решили обратиться за помощью.


    Копали вручную. Работали весело, с огоньком, наперегонки, но не в ущерб качеству! Потом был костёр, печёная в золе картошка! А костровым тогда была сама Сагдат Ялеевна! Как жаль, что никто не подумал в тот раз взять с собой фотоаппарат. Какие прекрасные снимки были бы сейчас!..


    Заполонённый воспоминаниями, я неспешно перешёл на другой край моста. Теперь река вырывалась из-под меня и устремлялась вперёд вдаль.
Слева от меня, чуть впереди, на крутом и довольно высоком берегу стоит моя родная школа. Когда учились в младших классах, с этого берега как с горки мы катались на санках. В  старших классах здесь проводились игры «Зарница». А во-о-он там, справа вдали за рекой, на просторной лужайке весной и осенью проходили наши уроки физкультуры.


    Да… Удивительное было время. Физруком у нас был Семён Иванович, строгий и требовательный, высокий сухощавый мужчина. Фронтовик. Его слово было твёрдым, авторитет – непререкаемым. В свои немолодые годы обладал прекрасной гибкостью. Показывая упражнения на брусьях или же прыжки через коня, демонстрировал удивительную чёткость движений.      


    Как-то однажды в холодный, с неприятно пронизывающим ветром, день девчонки закапризничали и отказались идти на лыжах. Они настаивали, чтобы урок физкультуры был проведён в зале. И тут Семён Иванович, единственный раз за все эти годы, поведал нам, в каких условиях ему пришлось форсировать Днепр. Он говорил не о своих заслугах – речь шла о необходимости иметь хорошую физическую подготовку и морально-волевую стойкость. Помнится, тогда весь класс как один прошёл нормативные километры «от и до», никому даже в голову не пришло схитрить, срезать дистанцию.


    Семён Иванович оставил в моей душе самые добрые воспоминания и светлую память о себе.


    Память перескакивает на другие предметы, на других учителей. Черчение и рисование вёл Закий Ахметович, художник и скульптор, Мастер своего дела!


    Недавно я посетил Янаульский краеведческий музей. В фойе, на самом видном месте стоит и как украшение, и как экспонат музея, бюст Ленина. Я с удивлением и радостью прочёл, что этот бюст изваял своими руками мой учитель , Закий Ахметович Исмагилов! Я с гордостью сказал тогда, что бюст сделан руками моего преподавателя. Работники музея, конечно же, по долгу службы знали, кто автор бюста. Теперь они знают ещё и про мою гордость за своего Учителя!


    А во дворе нашей школы, перед парадным подъездом стоит бюст Карла Маркса. Он тоже сделан руками Закия Ахметовича. Этими бюстами и многими своими изумительными, прекрасными полотнами он увековечил память о себе.


    Ещё один сильный человек, сильная личность в нашей школе – Смолин Михаил Фёдорович. Фронтовик, учитель математики, настоящий мужчина. Во время войны, находясь в венгерском городке Секешфехервар, он спас ребёнка, провалившегося в полынью. Я надеюсь, что Михаил Фёдорович сегодня жив и здоров.
 

    Уроки труда преподавал Нур Варинович, тоже фронтовик, один из старейших преподавателей, в прошлом – директор школы.


    А ныне здравствующий Наиф Сафинович Хаков – Учитель с большой буквы! В прошлом преподаватель математики и директор школы. Я убеждён, что педагогический труд этого человека достоин не только уважения и почтения, но и государственной награды! Наиф Сафинович – тоже фронтовик.


    Это поколение Людей-Титанов, Титанов духа, людей, имеющих стержень, и свой личный волевой, и нравственный. Это поколение людей, сломавших хребет немецкому фашизму и спасших мир от этой «чёрно-коричневой чумы»! И, вместе с тем, это люди, которые скромно и самоотверженно трудились каждый на своём месте после войны.


    Мне очень повезло в жизни: именно эти люди формировали мою личность, обучали и воспитывали меня. 


    Тут я обратил внимание, что со стороны школы возле берега стоит большая льдина. Один её край был прижат к берегу, а другой омывался стремительно движущимся потоком. Льдину почему-то не сносило течением. «Наверное, кусок троса вморожен в лёд или ветка береговой ивы, которая удерживает льдину», - решил мой практичный ум, привыкший решать технические задачи. Через какое-то время льдина, как бы неохотно, стала отходить от берега, образовался зазор, который медленно увеличивался. Стало ясно – льдину ничто не держит. Тут небольшая льдина, быстро мчащаяся по течению, ударила Льдину, и та мгновенно вернулась назад к берегу. Прошло несколько минут. Льдина снова, как бы нехотя, стала отходить от берега. И снова всё повторилось, как в первый раз: уже другая льдина в своём движении отбросила её назад. А Льдина словно того и ждала – снова прижалась к берегу. Тут я понял: Льдина не желает плыть, она страшится водоворотов, её пугает неизвестность, в которую грозит унести  бурлящий поток. Кто его знает, что там ждёт впереди?!..


    Говорят, что птица выталкивает из гнезда нерешительного птенца навстречу неизвестности, опасностям, невзгодам… Кто же придаст смелости Льдине?


    И тут меня осенило: Льдина не боится пути, её не страшат водовороты, не пугает стремнина! Просто Льдина ждёт! Она терпеливо ждёт. Ждёт своего Отважного Капитана…