Гл. 11 Война и мир Николая Савенко г Шахты

Евгений Нищенко
Подборка Евгения Тихонова

«За день более двумстам раненным оказал помощь Николай Маркович Савенко» писала в 1943 г. фронтовая газета.
За этот подвиг военный врач Савенко был награжден орденом Красной Звезды. Позже за спасение раненых солдат и офицеров ему вручили  орден Отечественной войны второй степени. Демобилизовавшись в 1954 г., Н. М. Савенко навсегда остался в полюбившемся ему шахтерском городе.

Сейчас Николай Маркович на пенсии, но по-прежнему энергичен. Продолжает работать, возглавляет совет ветеранов БСМП им. Ленина. На торжественном собрании посвящённом юбилею - 80-летию ГБСМП им. Ленина, доктор Савенко, который на   восемь лет старше больницы и  которого знают и уважают многие шахтинцы, делится своими воспоминаниями.

Оглядываясь назад, - говорит Николай Маркович, - могу с уверенностью сказать: жизнь прожита не зря -  было много хорошего. Довелось пережить и трудное время – Великую Отечественную войну и тяжелые послевоенные годы.
В 1938г. поступил в Краснодарский медицинский институт. Поступил, благодаря знаниям, без всякой протекции.
Три курса мы закончили согласно программе. В то замечательное время встретил и полюбил свою будущую жену (вместе мы прожили полвека). Когда началась война, ВУЗ решили эвакуировать. Эшелон с профессорами и студентами отправился в Ереван. В Краснодар вернулись в апреле 1942г. За один учебный год освоили программу четвертого и пятого курсов. Институтский совет вынес решение: осуществить выпуск нашего курса к лету 42-го. Началась подготовка к государственным экзаменам. Все происходило в суматохе, ужасной спешке. Я, например, в один день, не выходя из аудитории экзаменаторов, сдал все три госпредмета: терапию, инфекционные болезни и хирургию.
Меня призвали в Красную Армию и направили в 68-ю отдельную морскую стрелковую бригаду командиром медико-санитарного взвода. Согласно штатному расписанию тут был один врач - это я, два фельдшера, три санинструктора и два санитара.
Часть наша в составе 46-й армии после Краснодара вела наступление на левом берегу Кубани. После каждого боя поступали раненые. Поначалу я испытывал шок: кровь и страдания солдат, а вокруг свистят пули, рвутся бомбы. Были ошибки и промахи, но я прислушивался к старшим товарищам, у них учился. Особенно я благодарен  военному врачу С. Лахман.
Кроме скорой помощи и лечения, на мне лежала ответственность за санитарное состояние бойцов и предупреждение заболеваемости.
А весной на Кубани – сырость, грязь, распутица… Плюс завшивленность личного состава и большие перебои с поставкой продуктов питания. Питались мы тем, чем угощали нас местные жители. Лепешки из кукурузной муки, испеченные на сухой плите – но как это было вкусно, это был деликатес по тем временам!
В марте 1943г. наша часть была переформирована и переименована в 29-ю стрелковую дивизию. Расположились в Лимаревских лесах под Россошью.
Меня назначили младшим врачом 302-го стрелкового полка. Начался марш к фронту – ночные пешие переходы. Пройдя за пять суток более двухсот километров, дивизия заняла оборону на Воронежском фронте. Медико-санитарная рота находилась в двух-трех километрах от переднего края. Разворачивали работу зимой в палатках и блиндажах, летом – под открытым небом в лесу.
Летом 43-го наша часть приняла боевое крещение в наступательных боях под Орлом и Курском, дошли до Лубны-Гребенки (Это Украина, Полтавская область). Мы сутками не отходили от перевязочного стола под открытым небом.
Принимали  раненых, контуженых и больных. Отправляли на переливание крови при обширных кровопотерях, накладывали жгуты и тугие повязки, останавливали кровотечение, шинировали, обезболивали. Теперь я уже работал с врачом Д. П. Майсурадзе и грамотными фельдшерами и опытными санитарами. Только отсортируем одну партию раненых – поступает другая. В районе села Веприк Харьковской области наши солдаты сбили фашистский самолет, за чем последовал массированный налет фашистских бомбардировщиков. В результате неожиданной бомбардировки – масса  пострадавших, которым нужна срочная помощь.
Действовать нужно было в сжатые сроки, т.к. части грозило окружение. Во время бомбежки мы потеряли начальника медицинской службы полка капитана Медвиденко – его смертельно ранило осколком бомбы. Погибли и многие другие мои боевые товарищи. Из-за больших потерь наша часть была вынуждена отойти на новые рубежи.
Нельзя забыть и бои под Невским, где наша дивизия со значительными потерями вела наступление. Медики работали с колоссальным напряжением. Позволяли себе лишь на несколько минут в сутки прилечь на так называемый операционный стол (развернутые носилки).
Практически без отдыха несколько суток я и два фельдшера принимали раненых. За успешное и своевременное оказание первой врачебной помощи я был награжден орденом Красной Звезды.
В 1944г. дивизия участвовала в операции «Багратион» и успешно выполнила задачу командования, освобождая Белоруссию. Затем, нас перебросили на Первый Прибалтийский фронт. Там мы и встретили долгожданную Победу.
Сколько было радости! Выстояли, победили, выжили!
Но лишь в марте 1954г. я был уволен из рядов армии в звании майора медицинской службы.
В Шахтах работал в разных лечебных учреждениях – медсанчасти шахты «Южная», областной поликлинике (в 1954 - 1957 г.г. наш город был областным центром, вновь образованной и недолго просуществовавшей, Каменск-Шахтинской области - именно тогда было построено здание Облисполкома, в котором после разместился ШФНПИ), был главным врачем «Скорой помощи», работал в  городской больнице, преподавал хирургию в медицинском училище, работал экспертом ВТЭК.
У меня две дочери, двое внуков, две правнучки. На склоне лет меня постигло большое горе – потеря дорогого друга и супруги Таисии Лаврентьевны. Теперь живу успехами своих детей, внуков. Внук и внучка пошли по моим стопам, выбрав профессию врача, уже самостоятельно работают.
   Жизнь продолжается! К счастью, под мирным небом.

                Н. М. Савенко.

Николай Маркович Савенко ушёл из жизни 13 февраля 2012 года на 94 году жизни. До последних дней он сохранял ясность ума и бодрость духа.