Арлекин же любить не умеет

Рафаил Маргулис
- Арлекин же любить не умеет, – сказала тётя Бруха.
Я заинтересовался:
- А кто это – Арлекин?
- Пошёл ты! – огрызнулась тётя Бруха. – Путаешься под ногами.

Мне было семь лет. В школу меня не отпустили – далеко, а провожать некому.
Дед Мендель занимался со мной на дому. Читать я уже умел и таблицу умножения знал наизусть.
Тетрадей в продаже не было, на белых полосках газеты изображал печатными буквами незамысловатые тексты.
Дед Мендель со вздохом исправлял ошибки.

- Ты плохо говоришь по-русски, – вздыхал дед, – трудно тебе придётся.
Я путался в падежных окончаниях. Вокруг звучала исключительно еврейская речь.
Очень странно, что тётя Бруха выдала эту фразу:
- Арлекин же любить не умеет.

Я побежал к деду Менделю.
- Кто такой Арлекин?
Дед хорошо знал Библию, неплохо ориентировался в правилах математики,
но о мировой культуре имел приблизительное понятие.
- Шут его знает! – ответил дед. – Гой какой-то. Зачем тебе?
- Он любить не умеет, – выпалил я, – а тётя Бруха плачет и сердится.
- Успокойся, – сказал дед, – они без тебя разберутся.

Но я не мог успокоиться. Загадочный Арлекин терзал воображение.
Он представлялся мне элегантным господином в красивом костюме, с белым воротничком и с галстуком-бабочкой.
Так ходил у нас в посёлке только один человек – ссыльный поляк Бабиак, рентгенолог местной поликлиники.
Может быть, тётя Бруха влюбилась в этого Бабиака?

Сразу стало её жаль. Мне очень не нравился рентгенолог, который гонял нас, пацанву, от своего гаража.
Единственный в посёлке, он имел личную машину – «эмку», очень дорожил ею, и, не снимая белого воротничка,
копался в моторе всё свободное время.

Полчаса я понаблюдал за рентгенологом. Заметив меня, он крикнул:
- Кыш! Нечего путаться под ногами!
Обиделся. Показал ему язык.
- Пся крев! – выругался Бабиак. – Распустились, понимаешь. И война им – не война.

Пришлось пойти к маме.
- Кто такой Арлекин? – спросил я её в упор. – Неужели это противный Бабиак?
- А в чём дело? – отозвалась мама безо всякого интереса.
- Тётя Бруха сказала, что он любить не умеет.
Мама засмеялась:
- Дурачок! Это песня такая про Коломбину.

Я снова посмотрел на маму в упор, и она поняла, что ещё больше озадачила меня.
- Коломбина, – мягко сказала мама, – девушка из бедной семьи.
Она хочет играть в театре. А там главный – Арлекин.
Он согласен взять Коломбину, но требует, чтобы она стала…
Тут мама запнулась. Она не могла мне открыть тайну взрослых отношений.
- Кем, чтобы она стала? – спросил я.
Мама покраснела:
- Иди, Рафочка, иди! Ты ещё мал. Когда-нибудь поймёшь.

Я поплёлся в свой уголок между шкафом и бабушкиным сундуком, сел на пол и начал думать.
Тётя Бруха, размышлял я, Коломбина. Противный Бабиак – конечно же, Арлекин.
Только он способен требовать от бедной девушки чего-то постыдного. Но кто же, кто же?

Что-то не сходилось у меня. Не хватало одного персонажа.
Я искал его мысленно и не мог найти.
Откуда мне было знать, скромному еврейскому мальчику, выросшему под завывание сирен
и отдалённый гул летящих на разбой вражеских самолётов, что есть такой замечательный персонаж – Пьеро.
Поэт и клоун, бесстрашный рыцарь любви, чести, нежности?

Через неделю тётя Бруха сказала:
- Коломбина, Коломбина,
Остроумна и хитра,
Полюбила Арлекина,
Вышла замуж за Пьера.

Я растерялся.
- Какого Пьера? – спросил я у тёти Брухи.
- Хорошего Пьера, – улыбнулась тётя Бруха, миленького, он в костюме Арлекина и в дурацком колпаке.
- Клоун, что ли? – поинтересовался я.
- Клоун! Ещё какой клоун! – уже открыто захохотала тётя Бруха.
И я её поверил.

С тех пор я на протяжении долгой жизни всегда люблю представлять себя клоуном Пьеро,
спасшим Коломбину.

Так и живу.
Сочиняю стихи.

Р.Maргулис
22 декабря 2014г.