Сикстинская Капелла

Нетта Юткевич
Сикстинская Капелла.

Без того, чтобы увидеть Сикстинскую Капеллу никто не может понять величия того, на что способен  человек.                (Иоганн Вольфганг Гёте.23  Августа  1787-ого года.)


Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело Буонарроти в течении 1508-1512 годов является одним из самых грандиозных, в прямом и переносном смысле, произведений изобразительного искусства. Размер фрески, которая состоит из 12 картин, составляет 1200 квадратных метров. Если сложить вместе все картины многих великих и знаменитых художников, вряд ли они потянут на такой же метраж.
Поражает виртуозностью  манера письма гениального мастера,
при том, что Микеланджело не был художником. Это его первая живописная работа.
Когда Папа Лео VII предложил Микеланджело написать на потолке Сикстинской капеллы 12 апостолов, Микеланджело рассмеялся ему в лицо, объяснив, что он не художник, а скульптор. Тогда Папа предложил Микеланджело  потолок и делать с ним всё, что ему Микеланджело угодно. И тут на него нашло. Его охватила какая-то редкая одержимость, не дававшая ему ни минуты покоя в течении четырёх лет.

В технике фрески краска наносится на влажный слой гипса. Когда гипс через день-два высыхает, трудно что-то изменить. Равномерный переход из одного цвета в другой должен быть безошибочным.  Это уже невероятно сложно учитывая масштабы росписи, когда лоб образа  мог находится от уголка рта на расстоянии метра. Сложно увидеть всё лицо или ногу, над которой в данный момент работаешь. Мистика, как Микеланджело, не имея никакого предыдущего опыта с этим справился.

       Но самое главное, как и в любом художественном произведении, является интерпретация автором сцен, в этом случае  первой книги Ветхого Завета - Бытия. Именно в этой части библии сосредоточенна основная концепции веры - создания мира, создание человека и отношения Создателя  к своему Созданию. Одним жестом, протянутой рукой с небес к человеку – Адаму, Микеланджело говорит больше, чем многие теологи на протяжении веков. Всевышний вдыхает в человека высшие понятия морали. Вера, которая проповедует библия,  терпение, любовь к ближнему, всепрощение, мир на земле выражены этим жестом, простирающимся за пределы храмов  церквей, синагог и  мечетей. Этот жест стал символом нашей цивилизации.

И ещё в этом жесте мудрость и величие автора уникальных фресок. Не зря Микеланджело приобрёл приставку к имени – Божественный. Цари, императоры были Грозными, Великими, Львиное сердце, Непобедимыми. И только один художник за всю историю человечества слыл Микеланджело Божественный. 

При жизни Микеланджело вышли две  биографические книги  о его жизни. Мир не знал ничего подобного.

Как ни странно в течение веков  фрески Сикстинской Капеллы обросли мифами. Например то, что Микеланджело о не позволял Папе Римскому заходить в помещение капеллы. Если Папа  делал иногда попытку, то  был  за это художником бит. Он  швырял в Папу  досками, банками и всем, что попадалось под руку.
Кстати, Микеланджело был известен вспыльчивым темпераментом,  так что подобное могло быть. Однажды Лео VII-ого спросили как это он Папа - глава католического мира может бояться художника.  Папа ответил: «Художника я не боюсь, но боюсь гения.»
Сохранились письма мастера к представителям семьи Медичи к Римским Папам, в которых он довольно  откровенно требовал средства на продолжение работы над ихними же заказами. Он  укорял их во всех  земных грехах и в главном в том, они обворовывают  человечество, лишая  его наилучшего шедевра. Каждый ещё незавершённый заказ представлялся Микеланджело его самой удачной  работой. 
Говорили, что когда он работал над фресками и у него кончались деньги на краски, содержание рабочих и  слуг, он садился на коня и скакал за Папой на поле боя. Только, получив распоряжение Папы на выдачу ему нужной суммы, Микеланджело возвращался обратно в Рим.
Сегодня что слухи и что правда сложно определить не смотря на персональных биографов.
До сих пор и искусствоведы, и художники, и, просто, любители искусства повторяют глупость, что Микеланджело расписывал потолок Сикстинской Капеллы лёжа на спине.
            
Виной тому, скорее всего, Чарльз Гестон, который играл  роль Микеланджело в  одноимённом фильме.  Актёр лежал под потолком, изображая мастера, расписывающего потолок.

В действительности Микеланджело никогда ничего не писал и не ваял лёжа на спине. Никогда  ни один из его ассистентов не покрывал мокрым гипсом часть потолка перед росписью лёжа. Это невозможно. Его лицо  покрылось бы гипсовой маской.

Микеланджело расписывал потолок  стоя.  Леса построенные по проекту архитектора Папы - Донато Броманте оказались неудобными для работы. Их переделали по проекту Микеланджело.

Самое интересное, что в стенах Сикстинской Капеллы сохранились отверстия, куда эти леса крепились. Их использовали снова в восьмидесятых годах прошлого века, на работах по реставрации фресок Микеланджело.

Согласно Джорджо  Вазари  работа проходила в очень тяжёлых условиях. Голова художника была постоянно  задрана вверх.  Всё тело было выгнуто, как у кота перед прыжком на добычу.  Краска текла по лицу и груди.

После четырёх лет работы над фресками с головой постоянно вздёрнутой вверх, это настолько вошло в привычку, что в первое время Микеланджело читал, поднимая книгу над головой.

Сохранились  рисунок и юмористический стишок самого  Микеланджело, трудящимся над фресками. Они размещены в титульном листе статьи.
Мне не хотелось бы переводить стихотворение, уже однажды переведенный с итальянского на английский, по-моему не очень удачно. Смысл его не сложно понять, глядя на рисунок.
Всё  же последнюю строку переведу:

«I live in hell and paint its pictures.»
« Я живу в аду и его  пишу.»

Лаконичто,  как и свойственно гениям. 
Микеланджело чётко описал, что он чувствует и что ему приходится вынести   во имя  создания Великих  фресок Сикстинской Капеллы.

Кстати, Микеланджело ещё и прекрасный поэт. Просто, загадка, как в одном человеке могли совмещаться удивительные способности превращать в шедевр всё, к чему он прикасался.

Он прожил немыслимо долгую для того времени жизнь – 89 лет. Жил он очень скромно, несмотря на то, что был поразительно, как для художника, богат. Одевался, как простой каменщик, не придавал значения еде. Его биограф - Кондиви писал, что от него исходило благочестие и сдержанность монаха.

Монахом он не был. Женщину достойную его самого он встретил поздно, на 61-ом году жизни. Её звали - маркиза  Виттория Колонна. Она была блестящей поэтессой. Они проводили вместе всё время до её внезапной смерти, в возрасте 57-ми лет. Для Микеланджело, как говорится, «белый свет померк». Он написал сонет на её смерть и на этом прекратил сочинять стихи.
Его поэзия, письма позволяют заглянуть в душу Микеланджело, но не увидить в этой бездне дна.