Глава 24. Чайльд-Гарольд

Виктор Еремин
Чайльд-Гарольд

Чайльд-Гарольд вошёл в историю как самый выдающийся литературный герой эпохи романтизма.

Считается, что явление романтизма стало неизбежной реакцией молодёжи европейской элиты на кровавую Французскую буржуазную революцию и последовавшие затем наполеоновские войны. В советской науке это течение трактовалось как результат разочарования передовых дворян-интеллектуалов в идеях революции и в связи с усилившейся тогда политической реакцией. В любом случае, романтизм сменил сентиментализм, а потому можно утверждать, что в первой четверти XIX в. английский аристократ Чайльд-Гарольд занял в душах европейских читателей место сентиментального бюргера Вертера.

В принципе он представляет собой новый для своего времени тип самоубийцы — молодой, хорошо обеспеченный волей судьбы человек преднамеренно уходит в духовный аутизм*, вследствие чего считает себя вправе презирать человечество и давать людям мудрые наставления. Правда, на основании каких — не книжных, а практических — знаний и какого житейского опыта он присвоил себе это право, Чайльд-Гарольд, равно как и сам Байрон**, ответить не смогли. Разве что по старинке — обозвав вопрошающего дураком.
___________________
* Аутизм — болезненное состояние психики; уход индивида от контактов с окружающей действительностью и ориентация на мир собственных переживаний; ведёт к потере способности к пониманию окружающего мира, к неадекватному поведению индивида в обществе.
** Для знакомства с моей трактовкой биографии Дж.Г. Байрона отсылаю читателя к книге «100 великих поэтов».

Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» была создана автором на начальном этапе его творчества. Сочинялась она с перерывами в течение девяти лет — с 1809-й по 1818 г., и представляет собой лирический дневник путешествий, предпринятых поэтом в 1809—1811 и в 1816—1817 гг.

Первоначально Байрон намеревался рассказать в поэме о вымышленном герое, но под конец читатели до такой степени соединили его с Чайльд-Гарольдом, что поэту пришлось с этим смириться.

В первых же строфах «Паломничества» автор дал чёткую характеристику своему герою:

Жил в Альбионе юноша. Свой век
Он посвящал лишь развлеченьям праздным,
В безумной жажде радостей и нег
Распутством не гнушаясь безобразным,
Душою предан низменным соблазнам,
Но чужд равно и чести и стыду,
Он в мире возлюбил многообразном,
Увы! лишь кратких связей череду
Да собутыльников весёлую орду.

Он звался Чайльд-Гарольд. Не всё равно ли.
Каким он вёл блестящим предкам счёт!
………………………………………..

Вступая в девятнадцатый свой год,
Как мотылёк, резвился он, порхая,
Не помышлял о том, что день пройдёт —
И холодом повеет тьма ночная.
Но вдруг, в расцвете жизненного мая,
Заговорило пресыщенье в нём,
Болезнь ума и сердца роковая,
И показалось мерзким всё кругом:
Тюрьмою — родина, могилой — отчий дом*.
_________________________
* Дж.Г. Байрон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 2. М.: Правда, 1981.

Как утверждал Вальтер Скотт, герой Байрона «…предстал перед публикой, исполненный презрения к тем благам, к которым как будто стремится большинство людей. Чайлд-Гарольд изображён человеком, пресыщенным слишком доступными ему наслаждениями; в перемене мест и обстановки он ищет исцеления от скуки жизни, проходящей без цели»*. Не зря вечно сопутствующими байроновскому пилигриму романтическими атрибутами стали посох паломника и лира поэта.
__________________________
* Вальтер Скотт. Собр. соч. в 20-ти томах. Т. 20. М.—Л.: Художественная литература, 1965.

Иными словами, в годы страшнейшего общеевропейского катаклизма и последовавшей затем эйфории победы Байрон впервые в мировой литературе попытался показать человека в поиске святости вне Бога, а точнее, ищущего святости в дьявольском. Именно поэтому «Паломничество Чайльд-Гарольда» нередко называют богоборческим произведением.

Смирившись с идентификацией его с Чайльд-Гарольдом, Байрон собственной судьбой продемонстрировал жизненный итог своего пилигрима. Четвёртую песнь поэмы писал в Венеции толстеющий, опустившийся лорд — один из богатейших людей Европы. Всё ему было скучно и не интересно, даже собственная маленькая дочь Аллегра, которая умерла в забвении, поскольку кроме отца некому было о ней позаботиться.

В демократической, а затем и в советской литературе постоянно пытались идеализировать участие Байрона в национально-освободительной борьбе итальянского и греческого народов. На деле же вожди этих движений рассматривали Байрона как бездонный денежный мешок, который они могли пользовать в собственных интересах. Благо романтически настроенный, закисший от скуки поэт был неприспособлен к реалиям революционной жизни. Бестолковое вмешательство Байрона в 1823 г. в греческое восстание казалось ему самому спасительной ниточкой из мира праздного прозябания, но лишь смутило вождя греков князя Маврокордато*. От поэта отделались, передав под его начало отряд сулиотов**, которым он платил жалованье из своего кармана.
____________________
* Александр Маврокордато (1791—1865) — князь, выдающийся деятель греческого восстания 1821—1829; президент первого греческого национального собрания.
** Сулиоты — греко-албанское горное племя.

Так ни разу и не вступив в бой, даже ни разу не увидев врага, Байрон погиб не просто бессмысленно, но чудовищно бессмысленно. Он искупался в холодном море, простудился, не долечившись, пожелал совершить конную прогулку, попал под ледяной дождь и 19 апреля 1824 г. умер, видимо, от воспаления легких. Поэта немедленно провозгласили героем греческого национально-освободительного движения и невинной жертвой османских феодалов.

Возможность оказаться святым и высокомерным учителем людей, лишь пассивно созерцая презренный мир человеков, сделала Чайльд-Гарольда одним из любимейших героев европейской аристократии. В обществе стало модно созерцать толпу с холодным безразличием аналитика и критика. Мода эта породила в литературе целую плеяду новых Чайльд-Гарольдов. Особенно ярко проявилось это в России. Ведь Чацкий, Онегин, Печорин, даже Базаров, пусть и в меньшей степени, но всё же все они наследники Чайльд-Гарольда, бесплодные и бессмысленные в абстракте своих нравоучений.

В искусстве «Паломничество Чайльд-Гарольда» почти не нашло своего воплощения. Назовём лишь широко известную симфонию Гектора Берлиоза* 1834 г. «Гарольд в Испании».
______________________
* Гектор Берлиоз (1803—1869) — великий французский композитор и дирижёр; автор ряда романтических программных симфоний.

Нельзя не сказать о живописном полотне великого Уильяма Тёрнера* «Паломничество Чайльд-Гарольда», 1823 г.
_____________________
* Уильям Тёрнер (1775—1851) — гениальный английский художник, мастер романтического пейзажа.