Теория относительности

Игорь Степной
               

                Профессионал - Человек, который занимается
                чем- нибудь профессионально (в отличие от         
                любителя)
                значение слова по Ожегову
        Приходилось ли задумываться хоть иногда тебе, уважаемый Читатель, насколько зыбки границы между такими понятиями, как: много - мало, молодой - старый, любитель - профессионал и другие? На каком этапе одно из них переходит в другое? Как получилось, что четвёрку мы округляем в ноль, а пятёрку – в десятку? По каким законам я, шестнадцатилетний, услышал: «Дядя! Накачай нам велосипед.»; а в пятьдесят: «Молодой человек!»?

        Две категории студентов учатся в музыкальных училищах (ныне колледжах): энтузиасты и те, которые не понимают, чего они хотят. К счастью, в профессии остаются, в основном, только первые. Соответственно преподавательский состав в подобных учреждениях состоит из людей творческих и очень интересных. Именно таким и был Ларев – руководитель оркестра народных инструментов, заслуженный работник культуры. Дирижёром он правда был неважным, но тем не менее это была личность, и личность обаятельная. Умел сплотить, заинтересовать, увлечь и даже заставить. «Он уважать себя заставил…» и его уважали. Обращаясь к студентам, Ларев часто повторял: «Вы должны быть профессионалами». Обычно это означало, что его не устраивает качество игры и оркестрантам придётся персонально сдавать ему партии. Ребята занимались и сдавали и часто не с первого раза, хотя, не имея в прошлом подобного опыта, сделать это было непросто. Ситуация осложнялась тем, что с годами накопился огромный репертуар, проработать который полностью и невозможно, да и просто не имеет смысла. Новое незнакомое произведение на репетиции – сама обыденность.

        Профессионализм – профессионализмом, а «халтуру» артистам никто не отменял. По этой причине оркестр иногда принимал участие в мероприятиях не совсем понятного толка. Вот и на этот раз, к счастью на репетиции, Ларев объявил, что сейчас необходимо найти всем в своих папках партии какого-то незнакомого нам романса и саккомпанировать солисту оперного театра, который вот – вот подойдёт. Певец, кстати заслуженный артист России, не заставил себя ждать. Ларев взмахнул дирижёрской палочкой и мы заиграли. Что это было – мы и сами не знали. Через несколько тактов он остановил нас и серьёзно спросил у солиста, почему тот не вступил? «Что уже пора? – удивился тот – Что – то вступление совсем незнакомое.» Оркестранты, опустив головы, давились смехом.
В другой раз «профессионалом» оказался солист. Будучи таксистом и обладая хорошим басом, он сразу был принят  на учёбу в консерваторию и на работу в оперный театр. Поэтому на репетициях Ларев нередко выдворял его в коридор со словами: «Батенька! Вы партии не знаете. Вот вам баянист – идите и учите.» Тем не менее этот бас, по слухам, неплохо устроился за границей и даже, кажется, стал солистом Венской Оперы.
С тех пор всегда, когда заходит речь о профессионализме, я вспоминаю Ларева и теорию относительности.