Урок физики

Игорь Степной
               
         Не место красит человека, а человек место. Не могу сказать, что Раиса Петровна украшала школу, в которой она преподавала физику, но то, что она была яркой индивидуальностью, несомненно. Каждый выпускник школы уносил с собою незабываемые впечатления об этом человеке. Сейчас, с высоты своего возраста, я понимаю, что это было хорошей школой жизни. Раиса Петровна (все её называли только так и не иначе и даже мысли не возникало дать ей прозвище и тому подобное) привносила с собою так необходимый, особенно сейчас, элемент мужского воспитания. Была она крепкого телосложения, очень категоричной и ни минуты не колебалась в применении как интеллекта, так и физической силы. Не думаю, что это давало какой то результат в вопросе успеваемости, но в вопросе дисциплины – вопросов не было. Её боялись все, в том числе и родители.

        На уроках стояла мёртвая тишина и если она не перегибала палку в плане моральном или физическом – это было нонсенсем и для неё и для учеников. Не буду вдаваться в подробности этой педагогической практики, а расскажу лишь об одном случае.

        Физика начиналась с шестого класса. Каждый ученик, подходящий к этому рубежу, уже знал от старшеклассников, что его ждёт на первом уроке.       
       
        Электростатическая машина – это традиция. Для тех, у кого этой славной традиции не существовало, объясню, что это механизм для выработки электрического тока в лабораторных условиях. Какой ток машина выдавала осталось неясным, но било ощутимо. Процесс всегда был однотипным, но удовольствие Раисе Петровне доставлял только свежее. Весь класс выстраивался в цепочку кольцом, взявшись за руки. Первый и последний ученики этой цепочки после того, как Раиса Петровна самозабвенно раскручивала машину, брались за контакты (отпираться было немыслимо) этого устройства для пыток. В тот же миг все получали свою дозу незабываемого «наслаждения». Спустя годы мне так и не удалось вспомнить, применялось ли это изобретение в школе для других целей.

        Лишь однажды машина дала сбой. Дети держались за руки и за контакты, а результата не было. Лицо Раисы Петровны погрустнело. Окинув цепочку рукопожатий зорким взглядом, женщина дотронулась до контактов сама… Дети изо всех сил пытались скрыть свои эмоции, но урок всё равно был сорван. Речь Раисы Петровны зависала почти в каждом предложении. Только после урока выяснилось, что один из мальчишек, родители которого оказались врачами, принес специально для этого случая хирургическую перчатку и заранее одел её на руку. Не могу утверждать стопроцентно, но, кажется, после школы он поступил на физ-мат.