Казачья завеса

Геннадий Коваленко 1
Завеса.
Казачий тактический приём, упоминавшийся выше (см. лава). Суть казачьей завесы заключалась в сокрытии перемещений войск от глаз противника на открытой, равнинной местности в зоне прямой видимости, а так же для поддержания противника в постоянном напряжении и воспрепятствовании возможности манёвра его войсками.
Для этого, казачьи полки, рассыпавшись на сотни, непрерывно и на первый взгляд хаотично перемещались вдоль линии своих войск, то и дело демонстрируя противнику атаки казачьих лав, избегая боестолкновений не заходя в зону поражения артиллерии и пехоты неприятеля.
Таким образом казаки отвлекали внимание противника от главных сил русской армии, опуская перед ним своеобразную «завесу» из мельтешащей конницы и клубов поднятой ей пыли. под защитой казачьей завесы, российские полководцы могли скрытно перегруппировать войска в зависимости от сложившейся ситуации.
Но вот следовал сигнал, и, казалось бесчисленная казачья конница, вмиг исчезала, стремительно уносясь в промежутки между русскими полками. А ошарашенный противник, вдруг, с удивлением, видел, что русские полки уже перегруппированы по новому, и что необходимо срочно вносить коррективы в построение своих частей, но времени на это уже не было.
Вот как описывает действие казачьей завесы французский генерал Моран:
«Какое великолепное зрелище представляла наша кавалерия, когда, блистая при лучах июньского солнца золотом и сталью, пылая отвагою, она гордо развертывала свои стройные линии на берегах Немана! Какие грустные размышления возбуждали эти перестроения, утомлявшие только лошадей и оказавшиеся совершенно бесполезными в делах с теми самыми казаками, которые до сих пор были презираемы всеми, но которые так много сделали для славы России. Каждый день видели их в виде огромной завесы, покрывающей горизонт, от которой отделялись смелые наездники и подъезжали к самым нашим рядам. Мы развертываемся, смело кидаемся в атаку и совершенно уже настигаем их линии, но они пропадают как сон, и на месте их видны только голые березы и сосны... По прошествии часа, когда мы начинаем кормить лошадей, черная линия казаков снова показывается на горизонте и снова угрожает нам своим нападением. Мы повторяем тот же маневр и по-прежнему не имеем успеха в своих действиях... Таким образом, одна из лучших и храбрейших кавалерии, какую только когда-либо видели, утомлялась и приходила в расстройство в делах с теми людьми, которых она постоянно считала недостойными себя, но которые, тем не менее, были истинными освободителями своего отечества!..."