Продолжение фильма Приходи на меня посмотреть

Серафима Лежнева Голицына
   Окно со снежинками нового года. Прелестно прошёл праздник! И дочка - заботница нашла наконец своё счастье, и внученька неожиданно отыскалась, а вместе с ней и радость ожидания появления правнука. Семья в полном сборе. Это ли не счастье?
 
   Почему-то не спится. Портрет покойного мужа на стене. Как много лет я беседовала с этим портретом, и он всегда отвечал мне.

   Ещё одно счастье: ноги после долгих лет неподвижности стали служить мне. Хочется что-то предпринять.

   Кресло у окна. Не перечесть, сколько часов и лет я провела в нём.

   Шкатулка с письмами. Треугольники из окопов, что муж присылал с войны, знаю наизусть. Конверты, перевязанные лентами. Приятно окунуться в прошлое. Почему оно  кажется нам счастливее настоящего? В прошлом мы были молоды, как говорится, вся жизнь впереди.
 
   Письма мамы, отца, подруг, поздравительные открытки раскладываю по столу. Как давно не наводила порядок в своём архиве.

   Раньше всегда поздравляли друг друга с праздниками, эпистолярный жанр этих поздравлений позволяет нам спустя много лет подержать в руках памятные сердцу конверты и открытки, ненадолго окунувшись в своё прошлое. Новогодних картинок больше всего.
 
   Самодельный конверт без адреса, открытка в нём совсем маленькая, нарисованная довольно умело акварель.
 
   "Дорогая Ёлочка! Поздравляю тебя с Новым годом. Желаю здоровья и отличных оценок в школе. Гриша."

   Одноклассник и кавалер в катании по лёгкому льду нашего детства в Таврическом саду. Он поджидал меня вечерами у парадной на Кирочной, где живу до сих пор, мы бежали вместе к "Тавриге", перекидывали коньки через чугунную ограду, а потом Гриша помогал мне перелезать через её верх в сад.

   Мальчик, сидевший на первой парте у окна, был самым маленьким в классе. Он вырос только к 10 классу, уже перед уходом на фронт. Какая-то необычная фамилия, кажется, польская.

   Пора спать. Новогодняя ночь кончается так быстро...

   Утро. Сижу у окна, письма и открытки разложены стопками. Картинка из детства. Гришина фамилия была Матковский. Все хотели писать эту фамилию через "о", но Гриша объяснял: "Фамилия произошла от слова "матка", "Матка Бозка". Гришины бабушка с дедушкой приехали из Варшавы в Россию в начале 20-го века.

   На акварели каток в Таврическом саду. Крепенькая девочка в синей юбке, коричневых рейтузах и жакетке, сделав "ласточку", плывёт по льду на одном коньке - "снегурочке". Невдалеке от неё парнишка в коротком пальто и шапке - ушанке с растопыренными ушами наклонился, чтобы что-то поднять.

   Помню тот день. Вертясь волчком, почувствовала, как пуговица от узкой жакетки отлетела куда-то в сторону. Гриша поднял пуговицу со льда и прижал её к губам.

   Где сейчас Гриша? Виделись в последний раз, когда он уже с бритой головой прибежал прощаться накануне своего отъезда на фронт.

   Я была уже невестой Сергей Палыча, в начале войны у него была бронь на танковом заводе, где он работал инженером.

   Муж погиб в самом конце войны, не успев увидеть свою дочь. Гришины письма в треугольниках перестали приходить вскоре после того, как он прибыл на фронт.

   Дочка проснулась.
 
   - Посмотри на открытки, доченька.

   - Какая милая акварель!

   - Её нарисовал мой одноклассник Гриша Матковский, я видела его в последний раз в июне 41-го. Вернулся ли он с фронта домой?

   - Ты хотела бы разыскать его, мамочка?

   - Жаль прощаться со своими друзьями снова, когда жизнь подходит к последним рубежам.

   - Ну что ты, мамочка! Какие рубежи? Ты у меня ещё совсем молодая, и такая красавица!

   - Это ты красавица, невеста. А я - лишь старуха с больными ногами. Кому я такая нужна?

   - Ты нужна всем нам!

   - Знаю, милая. Но вы разъедетесь, и я останусь одна.

   - Мы будем тебя навещать.

   Складываю письма и открытки в шкатулку. Акварель поставлю под настольную лампу. Буду смотреть на неё, когда станет грустно.

   - Мамочка, как звали твоего друга? Хочешь, попробуем узнать номер его телефона?

   Телефон и адрес нашли. Гриша живёт в том же доме, что и во времена нашего детства. Наверное, у него уже внуки и симпатичная старушка жена. Стоит ли звонить ему?

   Дочка сама позвонила Григорию. Он хочет увидеться в воскресение у входа в Таврический сад. Как мы узнаем друг друга?
 
   До воскресенья два дня. В чём я пойду на встречу? Так давно не выходила на улицу, пальто совсем старое, впрочем, как и я сама.

   Всю субботу дочка готовила меня к свиданию: купала в ванне, подстригала мне чёлку, предложила для выхода в свет свою шубку, по счастью, она оказалась мне впору.
 
   И вот воскресное утро. Волнуюсь, как девчонка...

   ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
22.12.2014.15:30