Праведники мира

Мира Маркина
Община чешских евреев решила не пускать президента РФ Владимира Путина в Чехию на празднования, посвящённые юбилею освобождения Освенцима.
Как бы ни относиться к В.В.Путину, но на данный момент он представляет страну, внесшую решающий вклад в разгром нацизма и фашизма, страну, спасшую евреев от поголовного уничтожения и создавшую государство Израиль.
Подобное решение иначе как позорным для нас, евреев Чехии, не назовешь.
Дабы сгладить это отвратительное  впечатление, попробую провести краткий курс ликбеза для лидеров общины принимающей подобные решения.

Праведники мира.

В иерусалимском мемориале Яд ва-Шем есть, помимо музея, ещё и Аллея праведников народов мира, на которой в честь каждого праведника или праведницы высажено дерево.
Недавно мне довелось здесь побывать, и вот теперь пришло время поделиться впечатлениями.
Праведниками мира (на иврите: ;;;;; ;;;;; ;;;;;, «хасидей умот ха-олам» — праведники народов мира) — согласно израильскому Закону о Памяти Катастрофы (1951), являются неевреи, спасавшие евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью».
Звание Праведника мира присуждается при соответствии следующим критериям:
«Активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея».
Сведения почерпнуты мною из Википедии.
Там же я узнала, что к 1 января 2012 года в Яд ва-Шеме насчитали всего 24 356 праведников мира. Исходя из этой цифры можно подумать, что весь мир был против евреев, а спасали – единицы.
Справедливости ради, следует отметить, что один народ всё-таки признан в Израиле праведником. Это датчане, особенно отличившиеся в деле спасения евреев в годы Второй Мировой Войны.
На самом деле, наряду с проявлениями оголтелой юдофобии в таких странах, как Польша, Литва, Украина или Греция, существует достаточно примеров, когда правительства и местное население различных стран оказывали преследуемым евреям всестороннюю поддержку.
Наиболее ярким примером защиты евреев в годы войны  может служить Турция, предоставившая на своей территории убежище более чем ста тысячам балканских евреев, бежавших от нацистов. Причём турецкие пограничники принимали всех, независимо от того, были у беженцев документы, имущество, или же не было вообще ничего. Когда пронацистское правительство Виши во Франции вознамерилось отправить находившихся во Франции евреев в лагеря смерти, Турция пригрозила сателлиту Третьего Рейха разрывом дипотношений с целью воспрепятствовать депортации. Турецкий ультиматум возымел действие, и, таким образом, многие французские евреи избежали в то время гибели.
Султан Марокко и бей Туниса в тот же период не допустили депортации своих подданных-евреев в лагеря смерти, не поддавшись давлению пронацистского правительства Виши, вассалами которого оба являлись.
Албанцы во время ВМВ не выдали нацистам ни одного из трёх тысяч проживавших в этой стране евреев. Подчёркиваю, усилия по спасению евреев в этих странах носили массовый характер и, наверное, достойны того, чтобы хоть как-то быть отмеченными на Аллее праведников народов мира в Яд ва-Шеме. Не допустил депортации своих сограждан-евреев в лагеря смерти и парламент Болгарии.
Президент США Рузвельт созвал в 1938 году специальную международную конференцию во французском Эвиане. Целью этой конференции являлось решение проблемы еврейских беженцев из Европы. (Кстати, о цыганах никто так и не вспомнил – ни на конференции, ни после неё). Многие участники Эвианской конференции, включая США, Британию, Бразилию и даже Сальвадор, готовы были принять на своей территории еврейских беженцев из Европы. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом. А почему – об этом подробно пишет выдающийся израильский писатель и публицист Исраэль Шамир со ссылкой на солидное исследование израильского архивиста и историка Бейт Цви:
http://www.left.ru/2002/15/shamir65.html
И, тем не менее, несмотря на провал, имя президента Рузвельта заслуживает того, чтобы быть упомянутым, если уж речь идёт о праведниках народов мира согласно израильской версии.
Следует вспомнить и о рабочих Амстердама, поднявших восстание против фашистов и отдавших свои жизни при защите евреев и монахов католических монастырей в Австрии и Польше, спасших тысячи, а возможно, и десятки тысяч еврейских детей, и приём тысяч еврейских детей из Германии и оккупированных Третьим Рейхом европейских стран в Британии и США.
Наконец, не следует забывать и о ста тысячах польских евреев, которые, спасаясь от немцев, нашли убежище на территории СССР.
Возможно, у Яд ва-Шема и государства Израиль не хватает места или средств на высадку деревьев в память обо всех, кто спасал евреев в годы Второй Мировой войны.
Но даже если это так, то, наверное, можно было бы если не дерево, то хоть кустик, хоть веточку посадить на этой аллее в честь воинов союзных армий, освобождавших Освенцим и Бухенвальд. Разве не рисковали своей жизнью советские солдаты, освобождая евреев из гетто и концлагерей? Или они не подходят под определение праведников, поскольку спасали не только евреев, но и всех остальных, кого могли спасти?
Хотя более вероятно, что причина здесь в другом: если признать праведниками мира всех, кто так или иначе принимали участие в спасении евреев, то может вдруг выясниться, что официальная израильская концепция «весь мир был против нас и только отдельные праведники помогали нам» окажется, как бы это помягче выразиться, не соответствующей действительности.
И вот ещё какой вопрос: а если человек спасал не евреев, а цыган или русских, или белорусов, ну просто людей другой национальности, не евреев, так он уже не праведник?
И наконец, на каком основании Яд ва-Шем и Израиль присвоили себе право монопольно решать, кто праведник в этом мире, а кто нет?
Возможно, в Израиле считают, что это право принадлежит израильским чиновникам благодаря самому факту Катастрофы.
Но не лишним было бы выяснить, чем занимались руководители и активисты еврейских организаций во время Холокоста? Какой вклад внесли в дело спасения евреев и вообще в победу над фашизмом?
Яд ва-Шем – это не только мемориал, но и крупный исследовательский центр и соответственно должен, по определению, исследовать и находить истину, а не поддерживать ту или иную концепцию.
Сама же идея создания мемориала правильная и более того – необходимая. Во вступительном слове на сайте мемориала говорится следующее: «Яд ва-Шем бережно хранит память о Шоа и является всемирно известным центром увековечения и изучения трагедии». Трагедию нужно изучать и увековечить прежде всего для того, чтобы она более не повторилась, но с одной существенной поправкой: не только Шоа – не только в отношении евреев.
В Яд ва-Шеме я видела много школьников. Все они знают о Шоа. А о том, что цыган фашисты убивали вместе с евреями, они знают? А о шоа белорусов им что-нибудь известно? А между тем, фашисты убили во время войны в общей сложности каждого третьего жителя Белорусии. Эту страну называли после войны страна-партизанка, за её отчаянное сопротивление фашистам. А все, кто сопротивлялись немецким фашистам, при этом не жалея своей жизни, тем самым спасали евреев, а значит, достойны называться праведниками мира.