Обаяние зла

Наталия По
"В чем сила?  ... Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней." (х/ф Брат-2")               

Так-то оно так... Только вот незадача - правда у каждого своя...
Мало того, есть люди, которые знают, как сделать так, чтобы их "правда" стала твоей. За какие ниточки потянуть, какие кнопочки нажать. Человеческое сознание, живущее на уровне эмоций - управляемо, внушаемо и контролируемо. Увы...

Самого себя мы ощущаем и чувствуем так, как ни кого другого. Человек в здравом уме никогда не сделает себе больно, потому что боль переживать не хочет. Но вот незадача, говоря о "возлюби ближнего, как самого себя", мы радуемся, причиняя боль другим, если в сознании у нас есть четкая установка - это враги. Мы забываем о том, что эти "враги" в первую очередь - это живые люди. Сами ли мы вложили себе эту установку, или кто-то постарался в нас ее вложить, это уже другой вопрос. Факт остается фактом - идея "борьбы со злом" для нас становится дороже жизни живого человека! То, что этот живой человек умрет быстро или в страшных муках, что ему будет безумно больно, нас совершенно не смущает. Нам хочется его наказать, уничтожить во имя "высшей справедливости".

Если бы мы чувствовали боль врагов, как свою собственную, именно ощущали как свою, а не просто понимали ее умом - войн бы никогда не было. Нет никакой "высшей справедливости." Есть сердце полное злобы, обиды и ненависти, да еще очень часто зависти и ощущения превосходства, готовое убить, чтобы ощутить себя "наместником бога на земле, творящим "честный и справедливый" суд "во имя добра". Двойная мораль - своим прощающая все грехи и безжалостно карающая "врагов" за те же самые грехи. Не желание увидеть и услышать в чужом равного себе, и упорное стремление смотреть на него, как на что-то низшее. Вот только некоторые черты нашего "добра". И кто же мы после этого? Если эмоция ненависти становится приятнее нам чем внутреннее ощущение сострадания. Вот это и есть еще одна горькая правда.

Мы не можем (или не хотим?) ощущать боль другого, как свою собственную. А раз так - мы эту боль будем причинять тем, кого определим во "враги". Или сами определим себе врагов или примем тех, которых нам укажут. А раз так - зло "причинения насилия" обретает очаровательную обаятельность - потому что сразу делает нас "героями" и "борцами за правду". Героями, несущими смерть. Обаяние зла переворачивает моральные и духовные ценности с ног на голову, подменяя ненавистью все остальные эмоции.

Можно понять человека, который защищается от удара, чтобы выжить. Но как понять человека, который первым наносит удар только потому, что решил, что карать "врагов" правильно? Испытай мы боль своих врагов по-настоящему - у нас рука бы не поднялась причинить им вред. И что же это значит? Никакие мы не "герои". Ни на подлинное сострадание, ни на милосердие и доброту мы не способны. Звери мы... Каждый, кто внутренне хочет первым напасть на ближнего своего и одобряет такое нападение - зверь. Живущее низшими эмоциями существо, какими бы "мантрами" о своей "доброте и человеколюбии" себя не гипнотизировало. Таких "борцов за правду" умелые дрессировщики беспощадно натаскивают "на кровь", превращая в бешенные машины смерти, а они не только не сопротивляются, а еще и радуются такому перерождению в "героев". Вот вам и духовное развитие... Вот вам и правда... Вот вам и сила...