Вредитель

Лев Кубышкин
                Вредитель.
Во избежание попадания нефтепродуктов в реку, тепловая электростанция (ТЭС) перевела охлаждение  маслоохладителей  с речной воды на воду НГО, так называемая двухконтурная схема. Все сливы воды с механизмов собираются и после очистки используются как  восполнитель    конденсата в цикле блока. Давно ликвидированы все мыслимые источники попадания  нефтепродуктов в речную воду.  Но вот  химики, которые  регулярно    берут пробы воды на сбросном  канале  на присутствие нефтепродуктов, начали выдавать  положительные результаты.
               После нескольких лет спокойной жизни – тревога.     Котло-турбинный  цех получает задание – найти источник попадания  масла в воду!
                Первая мысль – маслоохладители.  Глупо,  конечно,  но  проверяем. Проверяем также,  не открывал ли кто аварийные сбросы с пола – нет, не трогали. Пошли смотреть какого характера масляные пятна  на сбросе речной воды с предприятия: никак пятен нет. Ну и ладно - на нет и суда нет! Пронесло.
На следующий день около 12-ти часов дня позвонили: масляные пятна на сбросе! Бежим на сброс - действительно, масляная плёнка есть.  Масло оно такое достаточно грамм разлить, а пятно будет большим.
               За время обеда проверили береговые насосные, осмотрели крышу цеха (и такая схема попадания масла в реку существует), пробежали по мастерским, допросили, кого смогли, не выливал ли кто масло из маслёнки в сливную воронку охлаждающей воды с подшипников механизмов. Люди смеются -  все  знают, что  этого делать нельзя. Народ         обедает, а мы худеем.  К семнадцати часам пятна не стало, и мы спокойно ушли домой.
            На четвертый   день около 12-ти часов дня снова боевая тревога: «Масло на сбросе!». Бежим искать источник, колдовство какое-то…. Будто вредитель завёлся – принесёт стопочку масла, плеснёт в канал,  а  сам из кустов наблюдает, как мы тут бегаем.
             Начали вспоминаться разные истории. Вот, мол,  было, стоял  зимой трактор на льду, слил масло, а весной лёд растаял, масло попало в подводящий канал, прошло через конденсаторы турбин, а отметили его уже на сбросе. Да хорошая история. С  тоской  вглядываюсь в воду подводящего канала, уже  неделю ищем. На льдину в августе  не свалишь….    А хорошо бы отдохнуть. В отпуск бы…. Только теперь не пустят.
          Пустота. Тоскливо тянется свинцовая вода по каналу на  всас  циркнасосов  ТЭС. Утопиться   что ли от безысходности в этой воде?  Начальство каждый день требует отчёта, смотрит как на тифозную вошь.
            И вдруг - перед глазами  появляется  огромное  масляное  пятно, переливаясь  радужной плёнкой на солнце,   оно величаво  плывёт по каналу.   Вот так удача! Бегу по каналу навстречу движению масляных пятен.  Передо  мной  здание старой компрессорной станции, расположенной на берегу   подводящего канала. По ходу канала пробегаю   строение – до  него в воде масла нет.   Снова  назад – есть масло. В здание  остались старые трубопроводы   охлаждения, демонтированных компрессоров, пятна выплывали из них.
           Забегаю  внутрь.     Идиллия!  Мужик-токарь тщательно моет руки под краном над раковиной.
      -Здравствуйте! Куда заведен слив с этой раковины?- спокойно, ровным голосом спрашиваю   его.
        - Да там  какая - то  толстая труба, вот мы в  неё и врезались.
       -Кто? Вы сами?
        -Нет, мастер сварщика приводил и слесаря…   
       Залезаю под раковину, поднимаю рифлёнку…Так и  есть! Врезались в сброс  с охлаждения  компрессоров  (когда-то  я учил эту схему).
      Испытываю чувство  и злости и радости, и облегчения,  но виду не показываю.  Спрашиваю:
    -Как давно  у вас  установлена  эта раковина?
   -Да уж с неделию.
    - А когда вы моете  руки?
     -Да перед обедом, где-то  полдвенадцатого, если работаю  на токарном станке.
   - А,  что,  не понятно  что ли, что  слив с раковины надо врезать в канализацию, а не в подводящий канал?
      -Я    тут  не  при чём - мне сказали,  я   и   мою  руки- удобно, а то раньше в мехцех  приходилось  бегать…
   -Вредитель ты  мужик!
     -А я что мне начальник разрешил.
     -А начальник   твой и вовсе враг народа!
     Несанкционированное  поступление  слива с раковины в речную воду  устранили. Можно  идти в отпуск. Теперь отпустят.