Чужой земли мы не хотим ни пяди!

Борис Тоболин
(Рассказ дауншифтера)

Было это тому уж лет семь назад. Или даже восемь. Тверская область, самая глухомань - как у Гоголя: Три дня скачи, никуда не доскачешь! Участок был по колхозным меркам большой, но подзаброшенный и заросший бурьяном свех меры. Еще в первый приезд, разговаривая с "промежуточными хозяевами", которые некогда купили дом у колхозников, чуток подправили его, и выставили на продажу, мы спросили  про полоску свежераспаханной земли, шириной с треть участка. Так и спросили - что, мол, за земля?

Товарищ перекупщик поплыл... Что-то пролепетал про какую-то аренду, про то, что участок нам достался такой формы... Я еще подумал: странно, вроде, на земельном плане - и на старом, 20-летней давности, и на новом, форма участка самая что ни на есть прямоугольная. Без всяких врезов, включений и вкраплений.

Дай, думаю, позвоню риелтору. Набираю: тот подтверждает - да еще и говорит, что по нашему законодательству между двумя соседями-землевладельцами не может быть вкраплений третьего. Закон, мол, однозначен - и не парьтесь, говорит риелтор, это ваша земля, вы еще за нее налог будете платить.

Успокоил. Живем дальше. А поскольку в деревне мы тогда еще наездами бывали, не постоянно - то и отследить, кто там хозяйничает трактором на нашей земле, возможности не было. У соседки спрашиваем - а она как-то так глазки отводит, и говорит в сторону: да, мол, приезжает какой-то тракторок из местных, пашет чегой-то...

А пашет-то практически до угла дома. Чуть не треть участка в сумме получается, на глаз - соток десять-двенадцать. Стал я помаленьку, в меру сил и времени, стаскивать столбики на край участка, вкапывать. Забор - не забор, но такую огородочку провожу помаленьку: столбы и пару лаг длинных, как принято у нас от скотины отгораживаться, поставил.

А там и совсем переехали, как собирались. Работа закипела в разных местах участка - в том числе дошла очередь и до септика. Трехкубовая пластиковая емкость ехала на  легковом прицепе из Москвы - удалось купить со скидкой.

Как я копал яму под нее - это отдельная песня. Ямка-то - два метра в диаметре, и глубиной больше пяти. Вниз спускался по лестнице, чуть не звезды днем из нее видел. Грунта, сами понимаете, сколько вынул - благо что песок. Возле ямы - гора уже.

Соседка рассказывает: местный народец мимо ходит, интересуется, чавой-то москалик там копает? Уж не нефть ли ищет? Я говорю: Свет - ты, если вопросы будут, говори, что метро копает до райцентра. Что там - мол, всего-то пять километров прорыть!
Через какое-то время народ в магазине, между делом, интересоваться стал - правда ли, что метро, и на какой тяге будет ездить? Вот ей-богу, так и спрашивали!

Через месяц всю сантехнику поставил, подключил, канавы и яму закопал. Излишки разровнял аккуратно - и кучи почти не осталось. Еще через месяц стала травка молодая пробиваться кое-где. В общем, кто не знает, что там бочка в три тонны закопана, не поймешь. На следующий сезон и того лучше место стало выглядеть.

Ближе к лету как-то, возился я на улице с цветником. Слышу - по объездной дороге трактор тарахтит, системы "тиг... "Беларусь". Ну тарахтит и тарахтит - продолжаю копаться. А звук как-то все ближе - я к тому времени и забыть уже успел, про эти давнишние вторжения - пару лет уж прошло. И тут, как током пронзило: а не оно ли?
Забегаю за угол, и вижу, как от леса разворачивается на объездной дороге Беларусь, и ломая неторопливо все то, что я там наогораживал, въезжает на участок! Просто сносит эти чахлые слеги, и прет дальше.

Я - навстречу, давай руками махать: стой, мол, выйди поговорить!
Ничуть не бывало: вместо этого трактор опускает свои плуги или что там, заглубляет их в землю, и начинает пропашку. И тут я с ужасом понимаю: а ведь ранее паханный участок земли кончается гораздо ближе к дому, чем вынесенная мною канализация и септик!

Кто не копал ни разу ТАКИХ ямок, не знаю, поймет ли мои чувства. Что это такое - запустить, наконец, автономную канализацию - и что? Отдать ее на поругание "вражеской технике"?
Ноги сами метнулись в дом: Сайгу под мышку, магазин с дробью - на ходу в гнездо. Пару пулевых патронов в карман. Вышел, а там уже - метры остались до септика. Вот - хотите смейтесь, хотите - нет, но ощущение было, как у воинов-панфиловцев под Москвой в 41-м.
Встал ровно, еще руками помахал - без толку. Делаю выстрел вверх, другой. Без толку! "Танки прут"...

Встаю в нормальную боевую стойку, и серией из четырех выстрелов прорываю канаву в метре от тракторных колес.
Останавливается! Не вынимая плугов, глушит мотор, открывает дверь, и с какой-то железкой бежит, покачиваясь, ко мне. Мужичина с меня ростом или повыше, годами чуть старше. На ходу матерится: да ты, б...! Да я тебя, б...! В господа и бога ...!

Подбегает, замахивается - и тут же получает в репу. Пока лежит, я убираю от греха подальше Сайгу, присаживаюсь рядом, слегка добавляю для вразумления, и спокойно говорю:

-Ты чего ж это, поганец, делаешь? Заехал на чужой участок, портишь  имущество. Ты хоть представляешь, на какие деньги бы попал, если б тебя не остановили?

"Захватчик" пытается опять начать материться, но, вновь получив по уху, переходит на нормальный язык: - Моя земля!, - заявляет. - Я тут уже 20 лет пашу! (От тела исходит явный запашок портвешка)

Приходится, сохраняя контроль над вражеским станом, объяснить: мне, говорю, пофигу, что тут было 20 лет назад. Но вот уже четвертый год эта земля - моя, как и все, что на ней растет и построено. Сейчас ты, говорю, задним ходом выедешь с моей земли, и тихонько свалишь за околицу. Потом подойдешь к калитке, и я покажу тебе все документы. А ты, пока будешь выезжать, подумай, можешь ли ты показать хоть какие-то документы на эту землю.

Странно - но больше убеждать не пришлось. Залезает в кабину, заводит, начинает вылезать. Отнес домой Сайгу, взял папку с доками. Вышел на улицу - торможу его, вылазь, говорю. Показываю все доки: и эспликацию, и все остальное. До него, видимо, начинает доходить, что он чуть не натворил - начинает опять мямлить что-то про 20 лет, про потомственное землевладение...

Вот представь, - говорю, я сегодня вечером проламываю забор у тебя на участке, заезжаю на своей Хонде, и начинаю дербанить поленницу рядом с домом. А когда ты выходишь повозмущаться - я задвигаю тебе такую версию: 50 лет назад здесь мой папа на студебеккере каждое лето ездил.

Смеется. (типа, понял, что бить больше не будут, и трактор останется цел)
Я говорю: - ну а что ты смеешься? Ты ж то же самое только что мне заливал!
Задумался на минуту. Потом говорит: - Ну я же не знал!

-Неа, - говорю, не катит. И забор ты сломал, и машину на участке видел. И калитка - вот она, открыта. Но ты ж через нее не пошел - ты сразу в атаку ломанулся. Вот что тебе, говорю, помешало нормально зайти через калитку, познакомиться, и спросить: сосед, а ты не будешь против, если, пока землю не освоил, я тут еще попашу-посею годочек? А я тебе осенью - мешок картошки или поллитру (думаю, за аренду 15 соток - нормально, вполне по божески)?

Над ответной фразой его я офигеваю до сих пор.
-"А что, так можно?"

Вот тут уже я от мата не удержался: - так - НУЖНО, б..., говорю!

Почесал отбитое ухо - Ну давай, говорит, так и сделаем! (Это, типа, я его уговорил - а он как-то не собирался) На следующий день приехал - я ему показал, где можно пахать. Предупредил, чтоб забор он сам поправил.
В итоге - картошку они (с семейством) и посеяли, и собрали. Нам - ни картошинки, ни стакана предложено так и не было. По осени от этих арендаторов осталась здоровенная куча картофельной ботвы, и несколько пустых пивных бутылок с другим мусором. Забор пришлось поправлять мне самому. Больше попыток возобновить аренду товарищ не предпринимал. Кстати, тезкой оказался. Кто бы мог подумать!

Извиняться за урон, и за невозвращенное, и не подумал никто. Правда, теперь, при встрече, раскланивается начинает еще издалека, как с дорогим родственником или с новым участковым.

Вот такая вот история. А вы говорите - хомо хоминусу товарищ и брат!