Пятая колонна

Валентин Спицин
Выражение «Пятая колонна» всплыло опять, оно всегда выскакивает как пружина из дивана, когда власть в той или иной стране теряет желание и способность управлять, когда она не может отвечать на вызовы времени, а «посидеть на троне» по каким-то причинам очень хочется. Чаще всего в ситуации, когда «или под венец, или к прокурору».

Когда впервые применено это броское «пятая колонна»? Э. Нолте в своей книге «Фашизм в его эпохе» возводит историю данного словосочетания к Муссолини, который уже во время Первой мировой войны говорил о «пятой армии» (итал. quinta arma), которую Германия создала в тылах противников союза Центральных держав (союз в то время состоял из четырёх стран). И с легкой руки печальной памяти будущего дуче, с тех пор это выражение используется для публичной жалобы власти на ее оппонентов.

Российская власть, надо отдать ей должное, термин этот не жаловала. Наша власть была много брутальнее Муссолини. Во времена царей «пятая колонна» бодро маршировала в наручниках и кандалах «по старой владимирской дороге», при «товарищах» уже более гуманно, хотя и тысячекратно в большем количестве, в товарных вагонах с вертухаями, а то и просто в душегубках да в ров. Какая уж тут «пятая колонна». Колонна, даже если это колонна зеков, представляет угрозу, а в России единственной угрозой была сама власть, и никаких конкурентов, даже на уровне вербальном, она не терпела.

Полностью читайте в моем блоге http://spitsin.livejournal.com/2265.html