Известие о смерти нашей любимой мамочки

Михаил Любовин
Получаю открытое письмо от брата Шуры, где написано: «Наша мама умерла в 1921 году; думаю, что в январе». Прочитал - и потемнело в глазах, иду, шатаюсь. Не верится. Снова читаю, где оставшиеся в России сёстры Люба и Евлаша пишут, что мамочка скончалась от разрыва сердца.

Придя к себе в комнаты, я с нескончаемой болью в сердце разрыдался. Плакал долго и горько и никак не мог успокоиться; да и есть, о чём. Получил это письмо брат Шура спустя три месяца после смерти мамочки. Где оно валялось?! Бог его знает, в то время такая вещь – обычное дело. Тогда Сербия, будучи королевством, не признала коммунистическую власть в России, а потому и не имела с ней почтовой связи. Все мои письма, мною посланные мамочке, где-то были задержаны в Сербии. Потом пошла переписка.

По письмам сестёр, мамочка очень сильно беспокоилась за своих сыночков – моего брата и меня; не знала, бедная мученица, ни что с нами, ни где мы. И последние её слова были: «Где Миша?»

Сестра писала потом, что мамочку коммунисты били и что она сидела в тюрьме за то, что её два сына в Белой армии. И как она, сильно голодая, потому что всё отобрали, претерпела сильные лишения. Сердце не выдержало.
Пишу эти строки и вот, хоть много лет прошло, но всё забыть не могу, такая тоска меня схватывает. А ведь я мужчина, и жена, и сын большой у меня. Нет! Жаль мне мою покойницу мамочку, очень жаль. Царство тебе Небесное, моя мамуся, моя милая и дорогая.

Когда брат вернулся в Сербию, отслужили мы панихиду об упокоении усопшей рабы Господней, наплакались вдоволь. Да и теперь пишу, а слёзы заволокли глаза – плачу. Эх ты, жизнь жестянка!..


На фото: Икона Пресвятой Богородицы, которой В.И. Любовина  5 июля 1921 г., за четыре дня до кончины, благословила дочь Евлампию.