Ленка. Не все грабли ржавеют

Александр Верзаков
Александр  Верзаков. 53 года. Новочеркасск (Ростов.обл.)                                ЖИЛИ БЫЛИ - РЫБКУ ЛОВИЛИ. (Истории, рассказы).    
       
        Вечер. Восьмичасовая "охота на мамонта" окончена и прибиваюсь к семейному очагу. До ужина еще остается какое-то время. Каждый наполняет эту паузу по-своему. Лично я, подсел на компьютер. Жена тоже не против моего виртуального увлечения: чем бы дитя не тешилось, лишь бы на кухне не толкалось и водки не просило. Итак, есть тема...
         
                ЛЕНКА. (Не все грабли ржавеют).
        Один рыбак подходит к другому:
- Почему у тебя клюет, а у меня нет? Что за секрет?
- Хм. Понимаешь, дружище. Рыбалка - это сплошной эксперимент, тут с умом надо подходить. Я вот ловлю на жеванное дерьмо, и что бы катышки такие небольшие.
Уходит. Через минуту появляется снова:
- Сдается: ты меня обманул?
- Во! Видишь! Уже умнеть начал. Да успокойся ты, на червя я ловлю! На самцов.
- Да ладно? А как отличить?
- Просто. Протягиваешь меж зубов, если зацепился, значит - самец.
Тот уходить, но тут же поворачивается.
Не дав ему открыть рот:
- Да шучу я! Шучу. Экий ты прямо. На самок я ловлю.
          
        ОНО И В ЖИЗНИ - УДАЧА НЕ ВСЕХ ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ, А НА РЫБАЛКЕ И ПОДАВНО.   
    Напросилась, как-то со мной на рыбалку моя средняя дочка. Лет четырнадцать ей тогда было.               
- А чё не взять-то? Поехали, только уговор: есть не просить, попусту не болтать - делом едем заниматься.
- Хорошо. А удочка есть?
        Такая удочка есть у каждого рыболова. Не скажешь, что совсем уж убитая, просто не ходовая. А если уж до конца по чесноку: выбросить рука не поднимается, вот и держишь, как паровоз на запасном пути. Торжественно, как бойцу трехлинейку, вручаю ей эту четырех метровку:
- Держи! Муха не сидела. Специально для тебя берег.
По слою пыли вижу, поверила не очень. А куда деваться? Выбор без выбора.
        На канал подъехали уже после обеда. По лежачим позам на том берегу отмечаю - не клёво. Может и есть такие, что узнав о бесклёвье, тут же разворачиваются и домой. Но мы-то не такие. Мы ж поперешные, только свои "шишки" признаем. Мы же на столб попремся, если напишут - не влезай. Хотя тревога и заползла в душу, как ужака в хату, однако надежда в свою удачу и упёртость всегда брали верх. Достаем снасти:
- Ну держись, рыбка! Ща, покажем мастер - класс!
        Место мне знакомое. Привычно привожу все в рабочее состояние: удочка, глубина, насадка, маятниковый заброс от себя, удочка в подставку, задница на стул, сигарета в зубы, струйка дыма в небо. Все. Готов. Движения отточены, ничего лишнего, как сборка-разборка автомата, или Челентано рубит дрова в "Укрощение строптивого", тоже похоже. В глазах дочери вижу восхищение. Нет, другое. Сама подсказывает:
- А я?
       Челентано, твою дивизию!!! Дочь-то забыл! Она ж еще никакая, зеленая "вааще". Определил ее недалеко от себя, но и так, чтобы меня случайно за рот или другое крючком не поймала. Сам на это место никогда не вставал, потому как и глубина там не очень, и течение, и стульчик не поставишь, словом, место такое, как и ее удочка - на боже , что нам не гоже. Растянул ее телескопичку, показал как двигать поплавок, отщипнул мякиша:               
- Ну чё еще? Пробуй, рыбачка.               
     Сижу, курю, кайфую, слушаю как кузнечики анекдоты травят, а жабы сплетничают через реку. Хорошо.
- Па, а ты большие катышки делаешь?
- Па, а ты далеко забрасываешь?
- Па, а глубину какую ставить?
- Па, а у тебя не сносит?
- Па, а когда дергать?
- Па, а у тебя клюет?
Как шрековский осел:
- Мы уже приехали? Мы уже приехали? Приехали????
        Нет, так нельзя. Решаю все это прекратить:
- Лен, да ерунда все это. Просто делай, как сама считаешь нужным, не забивай себе голову, сама поймешь что, где, когда, интуиция подскажет.
Решив, что такого совета больше чем достаточно для успешной ловли и моя миссия наставника выполнена, вернулся к своему поплавку.
        На том берегу какое-то движение. Один толкает другого, с газетой на всё лицо, и кивает в нашу сторону. Тот выглядывает из под газеты как танкист из тридцатьчетверки, и одним движением принимает сидячее положение. Прошло, наверное, секунды четыре, пока до меня доходит, что они неспроста куда-то смотрят. Поворачиваюсь и я, в предполагаемую точку.
        Ленка! В миг пропали и кузнечики, и жабы, вообще всё. Сигарета чуть не выпала. Этот хрупкий подросток неумело пытается не отдать кому-то в воде свою удочку. Тот не хочет на берег (оно и понятно), а та не хочет в воду, старается удержаться на узенькой полоске берега (тоже понятно), и кто кого. Удочка в дугу, а Ленка уперлась и ни звука, хотя бы позвала. Во характер! В кого такая.
Подошел ближе:
- Держи. Не паникуй. Не опускай удочку, не дай вытянуть леску и удочку в одну линию, порвет. Держи дугу. Скоро выдохнется, начнет подниматься, глотнет воздуха, станет проще. Это явно не толстолоб. Поэтому именно так и будет. Работай удилищем влево или право, заворачивай его к берегу, так быстрее утомишь. Стань на его место, почувствуй, что он там задумал.
        Дал насладиться схваткой, и когда исход уже стал ясен, предложил помочь. Оказался сомик "американец" на килограмм. Достойный соперник, да еще на удочку, совсем даже не просто. Это мы мужики, уже с опытом, деловые и толстокожие, разучились чему-либо удивляться и давно позабыли свою первую в жизни поклевку. И с высоты своей тёртости снисходительно смотрим на непосредственность новичков: дрожь в душе, голосе, руках, коленях и какую-то блуждающую идиотскую улыбку. Так же, глядел и я на свою, поплывшую от адреналина дочь. Как-то не ко времени припомнилось, как она училась ходить, а я пытался подхватить, если что. Как летит время. Очнулся от мысли:
- А ведь это - копец. Наша. Рыбалка - это на всю жизнь.
        Страсти улеглись. Еще какое-то время рыбаки крутили головами на свои донки. Снова зазвучала природа, как буд-то кто-то включил. Минут через пять безделья один из рыбаков откидывается назад, как пораженная выстрелом учебная мишень и накрывается газетой. А через секунду выглядывает из под нее, как в прошлый раз, и снова принимает сидячее положение. Я даже усмехнулся такой механичности, точно как мишень на стрельбище: упала-встала. Снова оба пялятся в нашу сторону. Поворачиваюсь за ними и я.
        Ленка! Удочка в дугу и кто кого. Иду к машине достаю подсак. Общими усилиями второй сомик, копия первого, отправляется в садок. Я со странным ощущением плюхаюсь на рыбацкий стульчик и потом еще несколько раз отвлекаюсь от своего поплавка на Ленку. Дочка что-то там мудрит со снастью, потом плевок, шлепок, и тишина. Только мертвые с косами не стоят.
        Через пять минут мне показалось, что я попал в какую-то петлю времени. Так пластинка проигрывателя заикается на одном отрезке, а перескочить не может. Вижу, как мужик напротив откидывается назад, как задремавший на завалинке сторож. Я про себя успеваю приколоться:
- Сейчас накроется газетой.
Мужик накрывается.
Я уже смеюсь в усы:
- А сейчас сядет.
И точно. Убирает газету с лица, и как оживший зомби принимает сидячее положение и смотрит правее меня. Моя ухмылка как-то тает:
- Он чё, меня слышит? Или я им управляю? Зачем он так делает, пресс качает? На рыбалке?
Поворачиваюсь за его взглядом и я.
        Ленка! Таже неуклюжая поза и удочка в дугу. Беру подсак.
Дежавю какое-то. Это уже было со мной, я же помню. А если это шутка со временем, почему тогда в садке уже три сомика, а не один? И все нормально, пока на той стороне мужик не накроется газетой. Кидаю в воду камень, круги по воде. Ну вот, я же этого не делал сегодня. Значит, все нормально, онлайн. Даже потрогал лицо руками. Наваждение какое-то.
        Вот так, держа щеки руками, весь в каком-то погружении, замечаю, как на той стороне на фоне берега появилась сидячая фигура. Я так и замер. Этот мужик для меня уже как поплавок. Если он приподнялся, значит у Ленки поклевка. В жизни не видел такого большого поплавка! Не двигаясь, поворачиваю только глаза. Господи, пусть там будет что-то другое.
        Ленка! Этот хрупкий подросток... Беру подсак с таким ощущением, что этим я занимаюсь, если не всю жизнь, то очень долго. В садке четвертый сомик. Все одинаковые, как кто сортирует их там, и на крючок сажает. Как буд-то там наверху прикалываются над нами:
- А давай посмотрим чё будет. Пусть она еще разочек поймает. Ага, зашевелились, а рожи-то, гля, гля! А этот, смотри, свою удочку к ее перекинул. Умора! Вот люди-человеки.
И смотрят за нами, как за тараканами в банке.
        Ни одного пустого заброса на хлеб, никакой мелочи, каждые пять минут поклевка отборного килограммового сомика:
- Мы чё, на "Черных камнях"?
- Лен, а ты на чё ловишь? Ну да, сам дал.
- Лен, а катышки большие делаешь? Скатай и мне.
- Лен, а глубину какую ставишь? Давай с моей померяем.
- Лен, а на катышек зачем плюешь? В кино видела? А на мой тоже плюнь.
- Лен, а ты есть не хочешь, может уже домой поедем?
- Па, ну дай порыбачить, сам же говорил не мешать тебе.
- Ну да. Ну да. Сам. Точно.
        Хлесткий звук уже поставленной подсечки, скрежет толи зубов, толи поясницы с того берега и временная петля разомкнулась. Недосмотрев, что там у этой девчонки, итак все ясно по удочке в дугу, мужики начинают сматывать спиннинги.
        Запускаю в садок пятого близнеца и тоже начинаю собираться. Я конечно не ревнивый, однако...
- Ну все, Лен, как ловить я тебе показал, пора домой. Вон уже и люди потянулись.
Ленка встряхивает садок, и еще возбужденно:
- Па, а возьмешь меня еще на рыбалку?
И так мне не хотелось отвечать тогда дочери.
Сказать правду - обидится, соврать тоже скверно. Хотя в душе-то и не раздумывал, куда ж я денусь, конечно возьму. А вот мыслишка-то - шевельнулась. Пауза-то прозвучала. Действительно: люди-человеки.
        Выросла и вышла замуж дочь. Теперь уже она для кого-то - Ма. От былого подростка остались разве что: взгляд, да голос. Да и я моложе не стал, и давно уже бросил курить. Теперь они сами, со своими детьми и друзьями ездят на рыбалки. Сколько воды утекло, но дочка так же всех облавливает и по сей день. А на том месте, с тех пор так и зову его - Ленкино, рыбачить приходилось и не раз. И как бы я не вспоминал, какие катышки она лепила и как далеко закидывала, не клюнул больше ни один сомик, только вездесущая мелочь. Может спустя четырнадцать лет взять, да и позвонить:
- Лен, а возьмешь меня на рыбалку? У меня и удочка есть.
И так не хочется, чтобы она тоже раздумывала, как когда-то я, что ответить папе:
- Сказать правду - обидится? Что-то соврать - тоже скверно?
        Говорят, время не вернешь. Жаль. Бывает, остановишься посреди суеты, оглянешься на прошлое: какие ж у него длинные тени... Даже у обычной беззвучной паузы, через двадцать лет бывает на всю душу эхо. Может и не раскидывался бы грабельками, на которые наступаешь спустя годы...

Жена из кухни:
- Ты идешь?
- Иду. А чё не слышно?
- Нет. Не видно.
        С юмором у моей второй половинки слава богу. Выключаю компьютер и шаркаю к ней. Хорошо, что жена у меня рыбоед, а не рыбачка. Поэтому на рыбалку я беру ее легко: есть не просит, попусту не болтает, и не обловит, читает себе книгу. И я ей не мешаю, так, поправлю плед, если заснет на свежем воздухе. Повезло нам друг с другом, и с детьми тоже. А ведь, УДАЧА НЕ ВСЕХ ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ, А НА РЫБАЛКЕ И ПОДАВНО (где-то я уже слышал это, дежавю какое-то).
               
                Александр Верзаков.
                Новочеркасск. 2014.
Видео канал Александра Верзакова или Авось пригодится.
https://www.youtube.com/channel/UCSk7MG5WbfaulIfp57QtaAA
Выделить и перейти по ссылке.
Всем удачи!