Незнакомец во фраке

Юджин Фигли
Это было обычным летним днем. Солнце лениво освещало набережную, облака время от времени погружали ее в тень, ветерок бегал повсюду и был порывистый, легкий и даже нежный. Деревья недалеко сонно покачивали своими ветками, листья на них хлопали и шелест этот казался влажным. Птицы на деревьях покрикивали, вспархивали к небу и опять возвращались назад. Тихо. Нарушали тишину разве что гудящие машины на мосту неподалеку, топот и шарканье ног в парке, тянущемся до небольшого рынка. Слышен был детский смех, изредка громкая речь, звонки телефонов, шуршание пакетов, а в остальном тишина. Теплая и молчаливая погода, какую не часто встретишь в городе.
По набережной, помимо прочих прохожих, быстро шагал молодой человек. На нем была светлая рубашка, темные брюки, блестящие от лака черные ботинки с удлиненным носом. Звук его шагов был похож на цокот каблуков. Он направлялся в сторону парка, нужно было пройти через рынок и выйти к условленному месту. Еще этот молодой человек был взволнован, так что по спине и по бокам стекал пот, который холодел от малейшего дуновения ветерка. На лице его играла довольная и по детски счастливая улыбка, а глаза были устремлены в смартфон. Одной рукой он набирал текст СМС, от чего улыбка становилась шире, а другой поддерживал небольшую коробочку, бережно завернутую в подарочную бумагу сине-зеленого цвета и повязанную бирюзовой ленточкой. Каждый прохожий, увидевший этого молодого человека мог бы решить, глядя в лицо, что мысли в голове его толкались, сбиваясь в кучу, и были просты. Не было в них интереса к погоде, к окружающим людям, или к звукам, доносящимся отовсюду. Была лишь мечта поскорее добраться до означенного места свидания с восхитительной красоткой, пообещавшей дать молодому парню второй шанс.
В тот момент, когда смартфон оповестил об СМС, к парню подошел человек. Вид его был пугающе странным и в то же время интересным, привлекательным даже. Фрак, белая манишка, цилиндр, черная трость, которую держат тонкие пальцы в белой, без единого пятнышка, перчатке. На вид ему лет около сорока, но лицо его как бы светилось изнутри, внушая доверие, мелкие и едва заметные морщинки у глаз словно маленькие солнечные зайчики в траве искрились, выражая радость и удовольствие. Многие прохожие оглядывались на этого человека, некоторые даже улыбались, а одна молодая девушка даже сделала книксен, какой преподают разве что актерам. Взволнованный молодой человек, спешащий на встречу с девушкой, и не заметил вовсе, что за ним следили издалека, возможно, от самой остановки. И следил этот самый мужчина во фраке. Когда молодой человек получил СМС, когда он только начал набирать ответ, тогда и отвлекли его.
— Извините, пожалуйста, — голос приятный, плавный и несколько напевный. — Здравствуйте!
Парень оглянулся мельком, потом как бы слегка отшатнулся, увидел улыбку, белую манишку, тросточку, фрак, цилиндр, сам улыбнулся и даже готов был отвернуться и продолжить писать ответ.
— Что вам? — спросил он, и видно было, что ему просто удивительно, что спросил.
— Возможно, я тихо говорю. Я поздоровался с вами. Могу ли я услышать в ответ и ваше приветствие?
— Ну… Здравствуйте… И что?
— Спасибо за приветствие, — незнакомец еще шире улыбнулся. — Меня зовут Андрей, а вас как?
— Ну, Саша, к примеру… А что? — в этот момент молодой человек мельком нахмурился, голова его повернута на половину, пальцы все еще держат смартфон на весу, как будто вот-вот он продолжит писать, если ничего интересного не произойдет.
— Хорошо, Александр… Вы ведь не против, что я вас не Сашей, а Александром?..
— Вроде нет…
— На ходу говорить, конечно, иногда интересно, и все же, поскольку, как я вижу, вы спешите, я буду краток.
Тем не менее оба замедлили шаг. Андрей слегка распрямился, немножко выпятил грудь, взял тросточку в другую руку, а Саша тем временем, озираясь по сторонам, положил смартфон в карман брюк, удерживая подмышкой подарок.
— Прошу простить меня, если я вас задерживаю, Александр… Но у меня к вам вопрос.
— Ну? — Саша снова мельком, едва заметно нахмурился, изображая внимание и нетерпение одновременно.
— Скажите пожалуйста, есть ли у вас такой интерес в вашей жизни, который почти что страсть, быть может, к наукам, философии, литературе или чему-то другому?
— Э-э-э… — всерьез уже нахмурился молодой человек. — В смысле?
— В самом что ни на есть прямом смысле.
— Я не понял, вы мне что-то продать хотите?
— Простите мне мою навязчивость, Александр, но все же, интересует ли вас что-то в вашей жизни? Есть ли какая-то заветная мечта? Цель? Или, быть может, у вас есть какие-то вопросы к жизни?
— Вы… э-э… Андрей, да?
— Да.
— Вы что ли работаете где-то?
— Конечно, я имею работу, но, отнюдь, не в сфере продаж и услуг, уверяю вас.
— А… вопросы зачем такие задаете?
— Отнюдь не для того, чтобы воспользоваться вашей личной информацией, уверяю вас.
— А вас что конкретно интересует?
— Простите, пожалуйста. Возможно, я как-то неумело выражаюсь, говорю непонятно, но, что касается конкретики, то… Я выясняю ее посредством предыдущих вопросов. Есть ли у вас какая мечта? Пристрастие? Цель в жизни? Мучают ли вас какие-нибудь философские вопросы?
Они остановились на повороте в парк, прямо посреди аллеи. Люди, идущие с большими пакетами или с большими свертками, оглядывались на стоящих и лица их были хмурыми, сердитыми, а кто-то даже случайно задел человека во фраке, после чего посыпались взаимные извинения. Собеседники отошли в сторону. Молодой человек был задумчив, руки держал в кармане, иногда подправляя подарок подмышкой. Потом он ухмыльнулся.
— Вас, случаем, не Витя прислал?
— Прошу прощения?
— Ну, Витя… Он иногда шутит так…
— К моему сожалению, никого из вашего окружения, уж тем более Вити, я не знаю.
— Тогда… Вы баптист наверно, да? Книжечки продаете? Или другой верующий?
— Еще раз прошу меня извинить, видимо, я недостаточно полно представился. Я не принадлежу ни к какой церкви. По большому счету я… Если так можно выражаться… Ученый. Мне просто интересно ваше мнение.
— А почему именно я? Мне вообще-то идти надо…
— Прекрасно вас понимаю, но умаляю, ответьте на мой вопрос.
— А… в смысле… Вы ведь никуда этот ответ не это?.. В смысле, это ведь не соцопрос, да?
— Совершенно верно, Александр.
— А… э-м… Я, конечно, тороплюсь… В общем… Это…
— Давайте, продолжим путь. Можете подумать, я подожду…
— А вы, случайно, не из полиции?
— Поверите ли, но нет. Мой вопрос как-то не вписывается в формат полиции, да и одежд таких там не выдают, это наверняка.
— А, понял. Вы актер, да?
— Отнюдь, хотя иногда мне приходится играть кое-какие роли…
— Андрей, да? Сейчас, секунду, я отвечу на звонок… Алло? Маш, я тут задерживаюсь слегка… Я тут, в парке… Да меня тут остановил какой-то тип… Да… Иду к тебе, да… С подарком… Ага... А, ясно… Понятно… Буду через минут десять-пятнадцать… Что? Да, позвонил… Ну ладно, давай… Ага, и я тебя. Андрей, да?
— Совершенно верно.
— А… Какой вы там вопрос задаете?
— Есть ли у вас какая-то цель в жизни? Мечта? Вопросы? Пристрастия? Парк уже подходит к концу, там через дорогу виднеется рынок, так что вы успеете ответить…
— Ага… Ну да… А, мечта?
— Да.
— А… Э-м… В общем… Ну, цель у меня… Я тут бизнесом решил заняться, в общем, денег заработать, чтобы… Э-э-э… В общем, разбогатеть. А мечта… Ну, хочу слетать куда-нибудь, на остров какой-нибудь… А так, могу даже и в поход сходить. Мы с ребятами часто в походы ходим. Пикник там и всякое такое. Нравится мне природа, люблю… Это… Ну, свежий воздух, костер, песни под гитару… Очень нравится мне это, да.
— А философские вопросы у вас есть?
— А что философское?.. Ну, например?
— Например, что есть истина? Что есть «Я»? Что есть душа? Мир? Человек? Судьба?
— А… Н-нет, над таким я вроде как не задумывался еще… Ну, интересно, конечно, поговорить, а так… Чтобы конкретно заниматься этим… Нет.
— А пристрастия?
— В смысле?
— К науке, например…
— Нет, такого нет. Раньше нравилась математика, легко считал в уме. И сейчас могу, но чтобы так, конкретно, нет…
— То есть, вы желаете разбогатеть, попутешествовать, при том философией и наукой не интересуетесь, все так?
— Нет, я как бы это, ну, задумываюсь, мне иногда интересно узнать, что творится в мире, история меня интересует, и современная жизнь меня как бы интересует… А так, чтобы… В общем, вы поняли.
— Простите, но еще не совсем. Однако, мне ваш ответ ясен. Таким образом, вам интересна жизнь, история вообще, да?
— Ну да…
— А в Бога верите?
— Ну, иногда с Машей… Это моя невеста… Ну, мы с ней ходили как-то раз в церковь… Если честно, мне кажется, Бог все же есть.
— То есть, вы думаете, что потусторонние силы есть, да?
— Насчет потусторонней не знаю, но… Истории разные знаю, один мой знакомый рассказывал про барабашку, другой про черта, а так, чтобы самому видеть… Не знаю… Наверно, есть.
— Спасибо вам за ваши ответы.
— Э-м… А вам зачем это?
— Меня это интересует очень.
— В смысле? Вы… а, ученый ведь… Ну понятно… Тогда зачем вообще нужно спрашивать, если есть… книги? Ну или костюм у вас этот вот зачем?
— Это мой единственный костюм для выхода в город, если позволите. И ваши вопросы мне вполне понятны. В случае чего ваши ответы нигде фигурировать не будут, уверяю вас. А то, что есть книги… Вы правы, но мне интересно именно ваше мнение.
— Ну раз так… Ладно… Это… Ну, мне пора… Приятно было познакомиться.
Александр первый протянул руку, случилось рукопожатие. Потом оба направились в разные стороны. Вид молодого человека был рассеянным, задумчивым и нередко лицо озарялось улыбкой. Многие из прохожих видели, что Саша чешет затылок, прячет руки в карманы, снова почесывается. А еще отмечали, что он останавливался, трогал нос, подбородок, волосы, как будто думал и размышлял, хотя выглядело это неестественно, как-то непривычно, особенно в наше время. Рынок уже подошел к концу, впереди виднелась дорога, по ней чуть ли не летели маршрутки, легковушки, а на той стороне, под крышей остановки, стояла Маша. Вид ее привлекал многих молодых людей, поскольку одета она была по самой последней моде. Солнце освещало пастельно-желтое мягко струящееся платье длинной чуть выше колен, маленькую ярко-красную сумку, стиснутую в тонких пальцах с ярко окрашенными желтыми ноготками, кричаще-красный широкий пояс и блестящую на нем позолотой круглую бляшку. Еще на ней были темные полупрозрачные очки, закрывающие чуть ли не пол лица, красные туфли и красная ленточка в светлых, льющихся по спине и груди водопадами, волосах. Увидев Сашу, она, подобно бенгальскому огню, вспыхнула, подпрыгнула солнечным зайчиком и быстрым, едва не переходя на бег, шагом пошла к переходу. Саша тоже поспешил ей навстречу, они обменялись объятьями и поцелуями, потом пошли вместе, держась за руки. Многие из прохожих наблюдали эту встречу, многие даже улыбались, кто-то из них даже прослезился, а одна женщина, идущая подле мужчины, стремительно взяла спутника за руку. И все только из-за Маши, ибо сияла она и лучилась.
Александр довольно быстро перестал улыбаться, вновь начал почесываться, поглаживать нос, подбородок. Маша, глядя на это, немало заволновалась, покрепче сжала руку молодого человека, потом стала задавать вопросы. А Саша все мямлил, отнекивался, говорил что-то о непонятной встрече, выбила она его из колеи. Рассказ его выглядел примерно так: «Я тут иду, СМС тебе пишу, а тут ко мне подходит человек один, во фраке такой, с тросточкой, в шляпе. Ну, красивый такой, типа Пушкин, только лицо обычное. Я сперва подумал, может, артист какой, или типа продавец, ну как эти, SIM-карты продают еще, или сигареты. И начинает приставать с какими-то вопросами. И все-то у него странное такое, весь он такой вежливый, правильный, и вопросы-то у него как бы… Прикинь, спрашивает, есть ли у меня какая цель в жизни? Ну я ему, типа есть. Хочу, ну, стать бизнесменом, дело уже проворачиваю, а он мне, типа, а пристрастия какие к наукам? Или, как это… Мучают ли меня философские вопросы? Ну, что я ему отвечу… Какие еще вопросы в наше-то время? И пристрастий… Слово-то какое… Что я, должен быть сумасшедшим ученым что ли? Дались мне эти пристрастия!..»
Маша резко остановилась, огонь в ее облике погас, и даже погода как-то нахмурилась, стала пасмурной.
— Что ты ему ответил? — глядя в глаза своего спутника, спросила она таким тоном, словно поймала на лжи.
— Ну, что не увлекаюсь ничем таким, чтобы серьезно так… А что?
— А как же айкидо? Ты же увлекаешься этим?
— В смысле?
— Ну, он же спросил тебя, какие пристрастия, так?
— Ну, айкидо же не пристрастие… Это я так, для самообороны…
— А еще что он спрашивал?
— Может, пойдем уже, а? А то есть охота…
— Ты сперва доскажи, что начал.
— Ну… Блин… Еще он спрашивал, интересуют ли меня философские вопросы…
— А ты что?
— Ну, что это… Особо не интересуюсь, а так да, интересно иногда… А что?
— Дурак ты, вот что.
— В смысле?
— В прямом.
— Я не понял…
— Профукал ты свой второй шанс, Александр, вот что.
— Погоди, это из-за того, что я не интересуюсь философскими вопросами?
— Да из-за всего, Саш.
— Не, Маш, ты не поняла, мало ли он зачем спрашивает, нафига мне ему что-то еще говорить о моих вопросах? Да и вообще, с чего вдруг задавать такие дурацкие вопросы?
— Вообще-то, именно такие ДУРАЦКИЕ вопросы раскрывают человека. И если человек не может на них ответить любому встречному, тогда что это за человек?
— Не понял…
— Все ты понял, милый…
— Постой, Маш… Ты из-за этого мужика во фраке?
— Какой еще мужик, Саша? Если ты… Если ты… Короче, с философской точки зрения, ты грызун, вот кто! И давай уже не подкатывай ко мне! Прощай!
— Что еще за?.. Но я ведь…
— Пока-пока. Удачи в бизнесе.
Она как-то резко дернула рукой, сунула подмышку свою сумочку и быстрым шагом пошла вперед. Ее светлый облик быстро затерялся в толпе почти таких же модных красавиц, хоть и менее ярких. Погода в этот момент ухудшилась, ветер стал назойливее, холоднее, длинными ледяными стрелами он пронзал пространство и задевал прохожих, от чего те ежились и ускоряли шаг. Александр, как многие тогда мельком заметили, стоял в одной светлой рубашке, кое-где прилипшей к телу от пота, лицо его ровным счетом ничего не выражало, разве что рот по рыбьему хлопал. Когда пролился дождь, он словно очнулся, глаза стали осязать окружающих прохожих с раскрытыми зонтами, темные точки на асфальте, спешащие куда-то маршрутки, легковушки, деревья там-сям, траву. Глядел он так по сторонам, потом вздохнул, подошел к ближайшей урне, достал из подмышки слегка помятую коробочку сине-зеленого цвета с бирюзовой ленточкой, плюнул с досадой и выбросил подарок.
23.04.2014, 7:30 (Утро)