АиФ. Интервью с Элеонорой Мандалян

Элеонора Мандалян
Международный выпуск газеты «Аргументы и Факты», №48, 2012

Беседу провела Тамара Чиленко   

Сегодня мы встречаемся с Элеонорой Александровной Мандалян – постоянным автором нашей газеты. Необходимость такой беседы возникла после неоднократных звонков наших читателей, изъявлявших желание узнать побольше о полюбившемся им авторе. Ведь ею написано огромное количество статей для американской русскоязычной прессы: «Комсомольская Правда», «В Новом Свете», «Русский Базар», «Панорама», «Новое Русское Слово», журналы «Чайка» и «Кругозор».
- Элеонора, я всегда с большим интересом читаю Ваши материалы, иногда только ради них заглядывая на сайты других газет. Они не просто очень грамотные и профессиональные, но и поднимают, как правило, актуальные проблемы нашей действительности. Раскрывая очередную тему, вы не боитесь давать собственную оценку, зачастую идущую вразрез с общепринятой...
- А чего ж тут бояться, ведь мы живем в свободной стране. – Смеется.
- В Википедии и на сайтах электронных библиотек я прочла, что Вы являлись членом трех творческих союзов – Писателей, Журналистов и Художников СССР. Так кто же Вы по профессии?
- Профессий у меня всегда было несколько, затрудняюсь даже сказать, какая для меня важнее. А по образованию я скульптор.
- Ого! Неожиданный поворот. Правда, я видела в интернете Ваши работы, но склонна была думать, что это всего лишь хобби... Что-то я не усматриваю тут связи. Как скульптор сочетается с журналистикой?
- Давняя история. Я родилась и росла в Москве, в семье художников. Дед был скульптор, имевший завод художественного литья, многие его работы до сих пор украшают улицы Москвы. Мама – художник-декоратор. Отчим - главный художник Москвы. В нашем доме постоянно собирались самые известные деятели искусства того времени. Не нарушая семейных традиций, я поступила в Художественный институт. А «писаниной», как это пренебрежительно называла моя мама, я увлекалась с детства – писала стихи под Есенина, рассказы, поэмы, потихоньку от мамы, под одеялом, и в классе, на уроках. Это было моим постоянным хобби, параллельным с увлечением искусством. В старших классах я днем ходила в Музей Пушкина, рисовать античные скульптуры, а по ночам писала очередной полудетский «шедевр».
- Писали и никому-никому не показывали?
- Нет почему же. Школьной подружке, взрослой «тетеньке»-соседке, очень талантливой поэтессе. Как-то раз она меня – восьмиклассницу, взяла с собой на заседание Литературного объединения ЦДКЖ (Центрального дома культуры железнодорожников), членами которого были только взрослые, уже печатающиеся поэты и писатели. Помню, как я буквально млела от восторга, оказавшись среди них. Меня заставили прочесть какой-то свой «опус» и, к моему великому удивлению, приняли в Объединение. Я посещала его года два, чем очень гордилась.
- И что было дальше?
- А дальше так и было – изобразительное искусство шло рука об руку с литературой, и с массой других вещей. Во-первых, я вышла замуж и переехала из Москвы в Ереван. Много лет работала на киностудии Арменфильм, параллельно в обычной школе давала уроки прикладного искусства по собственной программе и методике, защитив диссертацию по педагогике в московской Академии педнаук.
- А скульптуру, значит, забросили?
- Ни в коем случае. Скульптурой я занималась в собственной творческой мастерской, отдавая предпочтение портрету. По-моему мне неплохо удается передавать сходство. Выставлялась на выставках Союза Художников. Кстати, на входе на «Арменфильм» - сделанный мною бронзовый барельеф режиссера Амо Бекназаряна, чье имя носит киностудия, а фойе Ереванского камерного театра украшают мои работы
- Так, а куда же подевалась литература?
- Да никуда не подевалась. Я писала статьи в ереванские газеты и журналы, делала иллюстрации и карикатуры. И еще – писала рассказы, повести, романы. Сначала сказки для детей, потом выдумывала всякие фантастические истории для школьников и молодежи, и наконец для взрослых. Каждые два года у меня выходила одна книжка – и в Ереване, и в Москве.
- В Москве где именно?
- В издательствах «Детская литература», «Молодая Гвардия», «Олимп», в журнале «Наука и Религия».
- Когда же Вы все это успевали?!
- Сама не знаю. Видно, энергии был вагон. Так я еще на рассказала Вам о самом главном своем увлечении молодых лет – эзотерикой. Я тогда на ней прямо-таки помешалась. А литературу такого плана ведь в советское время днем с огнем было не сыскать. Находила ее у каких-то спекулянтов в Москве и Ереване, перепечатанную на ксероксе – Блаватская, Елена Рерих, Анни Безант, Йогананда, Кастанеда... Это сейчас они у меня на полках стоят в прекрасных изданиях. Но я их уже не читаю. Насытилась. И к тому же видно поумнела – поняла, что все тайны мироздания хранятся не на печатных страничках, а в недрах нашего собственного подсознания. Нужно только суметь подобрать к ним ключик.
- Так вот, значит, откуда фантастически-мистический уклон большинства Ваших произведений.
- Ну да. Нашла способ «самовыразиться». Тем более что писать на эти темы ужасно интересно.
- Интересно? Это как?
- Понимаете, Тамара, когда залезаешь в потусторонние кладовые, получается... как бы получше объяснить... своеобразное подключение, и информация начинает струиться сквозь тебя, а ты только успевай записывать, дивясь тому, что излагаешь вещи, о которых, быть может не имела до этого ни малейшего представления. Это удивительнейший и радостный процесс, когда ты не сочиняешь, а считываешь то, что уже кем-то создано или создается специально для тебя – там, в другом измерении.
- Элеонора, Вы меня пугаете!
- А я уверена, что феномен этот знаком каждому писателю и поэту... каждому художнику, музыканту, ученому – любой творческой личности. Думаю, именно его и называют вдохновением.
- Ну и как именно увлечение эзотерикой отразилось на Ваших произведениях?
- По-разному, если Вы имеете ввиду темы. У меня есть повесть «Ясновидящая» - о слепой, вернее ослепшей девушке, которой взамен обычного зрения было дано зрение духовное. И повесть «Назад, в Жизнь» – уже о другой девушке, не пожелавшей смириться со своей преждевременной смертью и нашедшей способ вернуться, чтобы познать любовь. А еще меня волнует будущее всякого рода научных открытий. Я пытаюсь представить, во что это может вылиться – получается вроде как научная фантастика. Но, учитывая все ускоряющиеся темпы развития нашей цивилизации, вчерашняя фантастика очень быстро превращается в сегодняшнюю реальность. В моем романе «И я сказал себе: Нет!» ученый искусственным путем создал... опять девушку, - смеется. – При внешнем совершенстве, из нее не получилось полноценного человека. Конфликт с окружающими, взаимное непонимание и, как результат, она несчастна, а ученый горько сожалеет о содеянном.
- Вы продолжаете писать? Есть ли творческие планы на ближайшее будущее?
- Буквально на днях у меня здесь, в Америке, вышла новая книга – научно-фантастический роман «Анатомия Зла». Если честно, это самый дорогой мне роман. Я вложила в него не только массу времени, но и душу. Жила им целый год. Тема сложная, она поднимает проблемы и перспективы новейших достижений медицины – трансплантации, клонирования, искусственного оплодотворения. Всем этим занимается главный герой романа – живущий в Калифорнии гениальный хирург и ученый, использующий свой талант в преступных целях и озабоченный проблемой собственного бессмертия. Сюжет получился остро-конфликтный и напряженный. В нем всего хватает – и науки, и детектива, и мистики, и даже экскурсов в историю... А в ближайшее время планирую опубликовать еще несколько книг.
- Что ж, удачи Вам и творческих успехов.
- Спасибо!
- Элеонора, а художественная литература не мешает журналистике? Или наоборот, журналистика – литературе?
- Нет, не мешает. Я же рассказала Вам, какой всегда была «многостаночницей». Правда, сейчас уже разбрасываюсь намного меньше.
- Ну, судя по тому, как активно Вы печатаетесь в разных газетах и журналах, есть еще порох в пороховницах.
- Могу похвастаться, с полгода назад добавился еще один – очень престижный, глянцевый журнал, New Style, с иллюстрациями совершенно потрясающего качества, издающийся в Лондоне. Я начала вести в нем что-то вроде рубрики «Путешествия по Америке».
- Поздравляю. И все же я задам свой последний вопрос: Что дает Вам журналистика? Естественно, я не про заработок, о нем даже говорить бесполезно.
- Что дает?.. – Элеонора ненадолго задумалась. – Возможность выразить свое гражданское кредо, наверное, поделиться тем, что меня удивляет, возмущает, радует или просто привлекает. Я берусь писать только о том, что мне самой небезразлично. Оказавшись по эту сторону черты, став гражданкой Америки, проникнувшись ее жизнью и проблемами, я ее по иному вижу и воспринимаю – так сказать изнутри. Думаю, как человеку с богатым жизненным опытом, мне есть чем поделиться со своими соотечественниками.