Двухгодичник, это Вам не второгодник

Тимофеев Владимир
                Двухгодичник,  это Вам не второгодник.

Двухгодичник - странное и неведомое порождение уж больно глубоких замыслов Министерства Обороны. Выпускникам ВУЗов, имеющих военную кафедру, присваивалось воинское звание: лейтенант, после чего их "забривали"  в Армию на два года для прохождения реальной службы.

      В итоге  войска приобретали, как правило, балласт, не заинтересованный в исполнении своих обязанностей, производство на те же два года теряло молодого специалиста, который за время "службы" успевал подзабыть чему его учили в родном ВУЗе.

      Однако, были хотя и редкие, но приятные исключения. Лейтенант Саша Савченко прибыл ко мне в дивизион из Омска, специалист по ядерной энергетике, очень редкой и востребованной в то время специализации. Трёх месяцев содержания на пусковой в качестве начальника расчёта хватило для определения его профпригодности,  более того, даже в пределах столь небольшого подразделения (два подчинённых) он сумел проявить и власть, и характер.

     Перевожу его на должность замкомбата,  проводим с отличием, его заслуги не вызывают сомнения, боевые стрельбы. К этому времени пролетели два обязательных года службы. Я к этому времени ухожу на повышение в другую часть, он спрашивает у меня, есть ли смысл для него остаться в армии. Я предлагаю ему остаться, тем более, что командование бригады тоже хочет оставить у себя грамотного и требовательного к себе парня, но запросить более перспективную для дальнейшего продвижения должность заместителя командира дивизиона по вооружению. Он так и сделал.

        Менее , чем через два года узнаю, что он стал командиром дивизиона, попутно приобретя кличку "Хохол",  не столько за украинское происхождение, сколько за высокую жёсткость и требовательность в командовании.

      Кстати, о кличках: помню первый командир дивизиона майор Леонов имел в нашей среде кличку "Чапай", т.к. никакие авторитеты на стороне он не признавал, в Польше он приобрёл кличку "Фараон" по той же причине. Мне довелось позже служить в этой бригаде, где проходил службу он, и в той же должности. Его помнили сверхсрочники из оркестра, которые служили за рубежом без ограничения по сроку, т.к. заключали Договор о продлении службы непосредственно с командиром части, в которой служили.  Когда я сказал им, что служил под началом Леонова раньше, они сказали, что по моим служебным замашкам этот факт сомнений не вызывает. Иногда задумывался;  как обзывают меня, но кроме, однажды услышанного "Тимоха" , другого не знал, уж, больно  фамилия подходящая под "кликуху".
 
      С этой должности Саша Савченко уехал в Киев, где в течение двух лет получил высшее военное образование.

     Как и со всеми другими бывшими коллегами по службе, встретился с ним на полигоне Эмба. В тридцать два года он стал заместителем командира бригады по боевой подготовке, один в один повторив мой путь, но на пять лет раньше меня, а я то гордился своей должностью, приобретённой в "юные годы".

     На своей служебной стезе я перевидал их много, как правило, великой пользы от них не было, хотя попадались хорошие технари, при высшем образовании это должно быть нормой, но увы...

      Толик Зубанов тоже был из этой толпы новобранцев, запомнился потому: что был одного с нами возраста, жил в  смоленской  "Общаге рядом с нами, не кичился образованием, но надёжный и воспитанный мужик. По истечении двух лет он уехал на гражданку, кажется, в Гусь - Хрустальный. Забыл, после службы они выбирали место работы самостоятельно, вопреки принудительному пятилетнему распределению для прочих.